5
(2)

Музейный комплекс «Flieger-Flab-Museum Dubendorf» расположен в западной части авиабазы швейцарских ВВС Дубендорф, что в одноименном пригороде Цюриха. В экспозиции музея более сотни связанных с историей швейцарских Люфтваффе экспонатов, в том числе — более 40 летательных аппаратов. Коллекция авиатехники музея — самая большая в Швейцарии.

Формирование экспозиции началось в 1972 г., а открытие музея состоялось шестью годами позже. В 1988 г. руководство музея перешло в частные руки Общества друзей ВВС, которое в 1997 г. объединилось с Обществом друзей ПВО. За счет объединения расширилась и экспозиция музея. В своем нынешнем облике музей принял первых посетителей а апреле 2002 г. Примечательно, что в экспозиции музея — только авиатехника, которую эксплуатировали в Швейцарии.

В музее семь тематических зон:
— период зарождения и Первая мировая война;
— 1930-е годы;
— Вторая мировая война и послевоенный период;
— начало эры реактивных самолетов;
— разработка реактивных истребителей в Швейцарии;
— «Холодная война»;
— сокращение вооружений;
— коллекция авиационных двигателей.

Помимо собственно осмотра экспозиции, здесь можно «полетать» на тренажерах истребителей «Мираж» III, F/A-18, почувствовать себя пилотом «Боингов»-737 и -747, и даже слетать с инструктором на мегапопулярном в свое время учебно-тренировочном Bücker Bü 131 «Jungmann» (правда, если только вы — член общества). На территории музейного комплекса также находится ассоциация JU-AIR, осуществляющая экскурсионные полеты на раритетном трехмоторном пассажирском самолете Юнкерс Ю-52.

Итак, знакомимся с некоторыми экспонатами музея.

Мессершмитт Bf 109E-3 Emil. До начала Второй мировой войны Швейцарии были поставлены 30 таких истребителей и ещё 50 — в период с октября 1939 по апрель 1940 г. Bf 109 нескольких модификаций состояли на вооружении «Швайцер Люфтваффе» с 1939 по 1949 гг.

Истребитель De Havilland DH.100 Vampire Mk.6 — первый реактивный самолет швейцарских ВВС. О службе этого самолета в «Швайцер Люфтваффе» мы недавно рассказывали в экскурсии по музею военной авиации в Пайерне.

Двухместный «Вампир» — De Havilland DH.115.

Учебно-тренировочный Pilatus P3-02. Первый полет совершил 3 сентября 1953 г., поступил на вооружение ВВС страны в 1956 г. и находился в их рядах до 1983 г. После чего значительная часть парка этих машин была продана в частные руки. Предложения о продаже Р3 на просторах «всемирной паутины» можно найти до сих пор.

Дальнейшее развитие «учебно-тренировочной линейки» фирмы Pilatus — турбовинтовой PC-7 Turbo Trainer. Создан на основе предыдущей модели P3-02. Всего было простроено более 440 самолетов этого типа, в разные годы поступивших на вооружение более двух десятков стран.

Следующий этап развития учебных машин компании Пилатус — PC-9. Разработан в 1982 г., первый полет совершил 7 мая 1984 г., выпущено более 600 самолетов.

Прототип швейцарского истребителя-бомбардировщика FFA P-16, Первый полет опытный образец совершил 5 апреля 1955 г. Несмотря на подписанный контракт на поставку ВВС сотни таких самолетов, до серии так и не дошел. Его место в строю занял английский Хаукер «Хантер». Сверху от Р-16 можно видеть родоначальника весьма успешной линейки швейцарских учебно-тренировочных самолетов Pilatus P-2.

Швейцарская авиапромышленность делала и другие попытки создания современной боевой авиатехники. В музее представлены макеты создаваемых Государственным авиационным заводом («Eidgenossisches Flugzeugwerk» или EFW) в Эммене перспективного истребителя N-20. Для чего были построены демонстраторы EFW N-20.10 Aiguillon (на фото внизу) и N-20.02 Arbalète (сверху).

N-20.02 Arbalète оснащался четырьмя маломощными ТРД, располагавшимися в гондолах над и под корневой частью крыла.

Долгое время основу швейцарских ВВС составляли французские истребители Дассо «Мираж» III. В музее представлена разведывательная модификация этого самолета — Mirage IIIRS.

Значительная часть экспозиции посвящена истребителю-бомбардировщику Hawker Hunter, в период с 1958 по 1994 гг. различные модификации которого находились на вооружении ВВС Швейцарии. Ниже представлен Hawker Hunter F.58 — улучшенный вариант Hunter Mk.6. Самолеты оснащались радиостанцией местного производства и тормозным парашютом. Впоследствии F.58 доработали для возможности применения УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» и оснастили бомбовым прицелом BT-9.

ВВС Швейцарии эксплуатировали и двухместные Hawker Hunter T.68 в качестве учебно-боевых машин.

В начале 1970-х гг. на 52 «Хантерах» ТРД «Эйвон» 203 заменили на «Эйвон» 207 с улучшенными характеристиками. А с 1982 г. в ходе выполнения программы модернизации «Хантер-80» истребители получили систему предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела пассивных помех. Благодаря модернизации швейцарские «Хантеры» могли применять такое современное оружие, как разовые бомбовые кассеты BL-755, управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» Хьюз AGM-65B «Мэйверик» и корректируемые авиабомбы с лазерным наведением GBU-12 «Пэйвуэй» II. На снимке — модифицированный Hunter F.58А.

Легкий многоцелевой истребитель Нортроп F-5 «Тайгер» представлен в музее его двухместным учебно-боевым вариантом F-5F.

В музее представлено значительное количество авиатехники раннего периода, как в виде реплик, так и оригиналов. На фото — реплика разведчика Hafeli DH-3 национальной разработки, созданного в 1917 г. 

Более поздний продукт швейцарского авиапрома, двухместный разведчик EKW C-35, разработанный компанией K+W. Два прототипа прошли испытания в 1935 г., до 1937 г. были выпущены 88 самолетов.

В экспозиции музея присутствуют и несколько образцов вертолетной техники из состава ВВС Швейцарии разных лет. К примеру, вот этот Sud Aviation SA3160 Alouette III, состоял на вооружении в период с 1964 по 2010 г., выполняя роль учебно-тренировочного, легкого транспортного и спасательного вертолета. В ВВС страны были поставлены таких 84 вертолета.

Hiller UH-12B использовался в качестве разведчика-корректировщика с 1952 по 1962 гг. швейцарские ВВС эксплуатировали 3 такие машины.

В музее ещё много раритетной авиатехники, коллекции авиационных двигателей и оборудования, техники ПВО. При планировании посещения рекомендуем ознакомиться с часами работы и стоимостью посещения на официальном сайте музея.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?