5
(3)

Музейный комплекс «Flieger-Flab-Museum Dubendorf» расположен в западной части авиабазы швейцарских ВВС Дубендорф, что в одноименном пригороде Цюриха. В экспозиции музея более сотни связанных с историей швейцарских Люфтваффе экспонатов, в том числе — более 40 летательных аппаратов. Коллекция авиатехники музея — самая большая в Швейцарии.

Формирование экспозиции началось в 1972 г., а открытие музея состоялось шестью годами позже. В 1988 г. руководство музея перешло в частные руки Общества друзей ВВС, которое в 1997 г. объединилось с Обществом друзей ПВО. За счет объединения расширилась и экспозиция музея. В своем нынешнем облике музей принял первых посетителей а апреле 2002 г. Примечательно, что в экспозиции музея — только авиатехника, которую эксплуатировали в Швейцарии.

В музее семь тематических зон:
— период зарождения и Первая мировая война;
— 1930-е годы;
— Вторая мировая война и послевоенный период;
— начало эры реактивных самолетов;
— разработка реактивных истребителей в Швейцарии;
— «Холодная война»;
— сокращение вооружений;
— коллекция авиационных двигателей.

Помимо собственно осмотра экспозиции, здесь можно «полетать» на тренажерах истребителей «Мираж» III, F/A-18, почувствовать себя пилотом «Боингов»-737 и -747, и даже слетать с инструктором на мегапопулярном в свое время учебно-тренировочном Bücker Bü 131 «Jungmann» (правда, если только вы — член общества). На территории музейного комплекса также находится ассоциация JU-AIR, осуществляющая экскурсионные полеты на раритетном трехмоторном пассажирском самолете Юнкерс Ю-52.

Итак, знакомимся с экспонатами музея.

Мессершмитт Bf 109E-3 Emil. До начала Второй мировой войны Швейцарии были поставлены 30 таких истребителей и ещё 50 — в период с октября 1939 по апрель 1940 г. Bf 109 нескольких модификаций состояли на вооружении «Швайцер Люфтваффе» с 1939 по 1949 гг.

Истребитель De Havilland DH.100 Vampire Mk.6 — первый реактивный самолет швейцарских ВВС. О службе этого самолета в «Швайцер Люфтваффе» мы недавно рассказывали в экскурсии по музею военной авиации в Пайерне.

Дальнейшее развитие «Вампира» — истребитель De Havilland DH.112 Venom FB.4. ВВС Швейцарии эксплуатировали «Веном» в роли перехватчика, истребителя-бомбардировщика и разведчика с середины 1950-х до 1980-х гг.

Двухместный учебно-тренировочный «Вампир» — De Havilland DH.115.

В 1989 г. на смену учебным «Вампирам» пришли английские УТС BAe («урожденный» Hawker Siddeley) Hawk Mk.66, два десятка которых были законтрактованы в 1987 г. Первый самолет был поставлен в готовом виде из Великобритании, остальные собраны на заводе в Эммене в период 1989-1991 гг. Их век в швейцарских ВВС оказался недолгим: в 2002 г. все «Хоки», за исключением экспоната музея и ещё одного, потерянного в катастрофе 15.10.1990 г., были проданы Финляндии.

Двухместный учебно-тренировочный Bucker Bu-181B-1 Bestmann. Шесть самолетов этого типа (б/н А-251 — А-256) летали в ВВС Швейцарии. Это были самолеты немецких летчиков, бежавших в Швейцарию в годы Второй Мировой войны. Авиатехника была конфискована и использовалась в качестве учебных самолетов с 1944 по 1956 год.
Данный экспонат не является аутентичным и не служил в швейцарских ВВС. На самом деле это лицензионный «Бестманн», выпускавшийся в Швеции и имевший местное обозначение Sk.25.

Учебно-тренировочный Pilatus P3-02. Первый полет совершил 3 сентября 1953 г., поступил на вооружение ВВС страны в 1956 г. и находился в их рядах до 1983 г. После чего значительная часть парка этих машин была продана в частные руки. Предложения о продаже Р3 на просторах «всемирной паутины» можно найти до сих пор.

Дальнейшее развитие «учебно-тренировочной линейки» фирмы Pilatus — турбовинтовой PC-7 Turbo Trainer. Создан на основе предыдущей модели P3-02. Всего было простроено более 440 самолетов этого типа, в разные годы поступивших на вооружение более двух десятков стран.

Следующий этап развития учебных машин компании Пилатус — PC-9. Разработан в 1982 г., первый полет совершил 7 мая 1984 г., выпущено более 600 самолетов.

Весьма успешный проект швейцарского авиапрома, самолет общего назначения Pilatus PC-6 Porter в варианте H2M. В нескольких модификациях (в основном, отличавшихся установкой различных двигателей) выпускался с 1959 по 2022 гг., экспортировался в полсотни стран мира и эксплуатируется до сих пор. Экспонат музея 1967 г. выпуска (msn635) 29.01.2002 г. в ходе прерванного взлета в аэропорту Санкт-Галлен-Альтенрайн был поврежден и не подлежал восстановлению до летного состояния. После чего был передан музею.

Прототип швейцарского истребителя-бомбардировщика FFA P-16, Первый полет опытный образец совершил 5 апреля 1955 г. Несмотря на подписанный контракт на поставку ВВС сотни таких самолетов, до серии так и не дошел. Его место в строю занял английский Хаукер «Хантер». Сверху от Р-16 можно видеть родоначальника весьма успешной линейки швейцарских учебно-тренировочных самолетов Pilatus P-2.

Швейцарская авиапромышленность делала и другие попытки создания современной боевой авиатехники. В музее представлены макеты создаваемых Государственным авиационным заводом («Eidgenossisches Flugzeugwerk» или EFW) в Эммене перспективного истребителя N-20. Для чего были построены демонстраторы EFW N-20.10 Aiguillon (на фото внизу) и N-20.02 Arbalète (сверху).

N-20.02 Arbalète оснащался четырьмя маломощными ТРД, располагавшимися в гондолах над и под корневой частью крыла.

Долгое время основу швейцарских ВВС составляли французские истребители Дассо «Мираж» III. В музее представлена разведывательная модификация этого самолета — Mirage IIIRS.

Кроме того, в музее экспонируется истребитель Mirage IIIS и его двигатель SNECMA Atar 09 C-3. Всего в составе швейцарских ВВС находились 36 перехватчиков Mirage IIIS (1964 — 1999 гг.), 18 разведчиков Mirage IIIRS (1969 — 2003 гг.) и 4 двухместных учебных самолета Mirage IIIBS. Кроме того, в 1983 г. были приобретены 2 учебных самолета Mirage IIIDS для замены 2 потерянных в результате аварий Mirage IIIBS . Обе модели учебных самолетов были сняты с вооружения в 2003 г.

Значительная часть экспозиции посвящена истребителю-бомбардировщику Hawker Hunter, в период с 1958 по 1994 гг. различные модификации которого находились на вооружении ВВС Швейцарии. Ниже представлен Hawker Hunter F.58 — улучшенный вариант Hunter Mk.6. Самолеты оснащались радиостанцией местного производства и тормозным парашютом. Впоследствии F.58 доработали для возможности применения УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» и оснастили бомбовым прицелом BT-9.

ВВС Швейцарии эксплуатировали и двухместные Hawker Hunter T.68 в качестве учебно-боевых машин.

В начале 1970-х гг. на 52 «Хантерах» ТРД «Эйвон» 203 заменили на «Эйвон» 207 с улучшенными характеристиками. А с 1982 г. в ходе выполнения программы модернизации «Хантер-80» истребители получили систему предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела пассивных помех. Благодаря модернизации швейцарские «Хантеры» могли применять такое современное оружие, как разовые бомбовые кассеты BL-755, управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» Хьюз AGM-65B «Мэйверик» и корректируемые авиабомбы с лазерным наведением GBU-12 «Пэйвуэй» II. На снимке — модифицированный Hunter F.58А.

Легкий многоцелевой истребитель Нортроп F-5 «Тайгер» представлен в музее одноместным Northrop F-5E Tiger II

и его двухместной учебно-боевой модификацией F-5F.

В музее представлено значительное количество авиатехники раннего периода, как в виде реплик, так и оригиналов. На фото — реплика разведчика Hafeli DH-3 национальной разработки, созданного в 1917 г. 

В музее можно увидеть французский истребитель времен Первой мировой войны Hanriot HD.1 конструкции Пьера Дюпона (Pierre Dupont). В свое время это был весьма популярный биплан, «растиражированный» в почти 1200 экземплярах и находившийся на вооружении в 7 странах. Швейцарские ВВС эксплуатировали 16 таких самолетов в период с 1921 по 1930 гг.

Реплика одного из лучших универсальных истребителей I-й Мировой Fokker D-VII имеет оригинальный фюзеляж и двигатель. В период 1920-1926 гг. страной были закуплены 19 самолетов этого типа. Ещё 8 машин были построены в 1929 г. по лицензии фирмой А. Комте в Оберридене (Alfred Comte, Oberrieden (CH)). Некоторые источники утверждают, что фюзеляж музейной реплики принадлежит недостроенному девятому лицензионному самолету.

Этот Fokker C-VE — один из 48 построенных по лицензии в Швейцарии бипланов данной модели. В всего в период 1933-1954 гг. в составе ВВС Швейцарии находилось 86 самолетов C-VE. В последние годы в строю они использовались в качестве буксировщиков мишеней.

Следующий раритет — реплика биплана Hafeli H.5. Самолет имеет четырехопорное шасси колясочного типа, двухбалочную схему хвостового оперения и толкающий винт. Конструкция в целом повторяет первый самолет разработки швейцарского конструктора Августа Хэфели (August Häfeli) DH.1.

Ещё один интересный экспонат — реплика разведывательного биплана EKW Thun Hafeli DH-5. В ВВС Швейцарии насчитывалось 79 таких самолета, состоявших на вооружении с 1924 по 1940 год.

Более поздний продукт швейцарского авиапрома, двухместный разведчик EKW C-35, разработанный компанией K+W. Два прототипа прошли испытания в 1935 г., до 1937 г. были выпущены 88 самолетов.

На смену С-35 в начале 40-х гг. пришел многоцелевой самолет EKW C-3603, разработка которого началась в 1935 г. Для ВВС страны были построены 142 машины этого типа. В качестве истребителя и разведчика самолет находился на вооружении с 1942 по 1952 гг., позже использовался в качестве буксировщика мишеней, транспортно-спасательного самолета.

В 1969 г. 23 экземпляра C-3603 оснастили турбовинтовым двигателем Lycoming T53. Самолеты получили обозначение F+W C-3605, они прослужили в ВВС в качестве буксировщиков мишеней до 1987 г. и были выведены из эксплуатации по причине обнаружения усталостных изменений в конструкции планера.

Истребитель Morane-Saulnier (EKW) D.3801 является развитием французского Morane-Saulnier MS406, разработанного в середине 30-х гг. ХХ столетия. В период с 1941 по 1945 год в Швейцарии было построено 207 самолетов D-3801 для национальных ВВС.

В 1948 г. началась замена D.3801 на американские North American P-51D Mustang, однако швейцарский вариант Morane-Saulnier продолжал эксплуатироваться в ВВС вплоть до 1959 г., выполняя функции учебной машины и буксировщика мишеней. Интересно, что «натурализованный француз» пережил в строю пришедшего ему на смену «американца», снятого с вооружения годом раньше, в 1958 г.

В экспозиции музея присутствуют и несколько образцов вертолетной техники из состава ВВС Швейцарии разных лет. К примеру, вот этот Sud Aviation SA3160 Alouette III, состоял на вооружении в период с 1964 по 2010 г., выполняя роль учебно-тренировочного, легкого транспортного и спасательного вертолета. В ВВС страны были поставлены таких 84 вертолета.

Этот легкий Sud SE3130 Alouette II эксплуатировался швейцарскими ВВС (с 4-месячным перерывом в 1961 г.) с 1959 г. по конец 1992 г. В 1993 г. был передан в музей.

Hiller UH-12B использовался в качестве разведчика-корректировщика с 1952 по 1962 гг. швейцарские ВВС эксплуатировали 3 такие машины.

Тактический разведывательный БПЛА RUAG Ranger ADS-90 совместной израильско-швейцарской разработки. БПЛА был создан по заказу Вооруженных сил Швейцарии и поставлен им в период 1998-2000 гг.

В музее ещё много раритетной авиатехники, коллекции авиационных двигателей и оборудования, техники ПВО. При планировании посещения рекомендуем ознакомиться с часами работы и стоимостью посещения на официальном сайте музея.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 3

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?