Этот небольшой авиационный музей расположен в коммуне Пайерн швейцарского кантона Бо и соседствует с известной авиабазой национальных ВВС. Коллекцию музея трудно назвать обширной, тем не менее, она по-своему интересна, т.к. включает практически всю боевую реактивную авиатехнику, состоявшую на вооружении ВВС Швейцарии в послевоенное время. За исключением, пожалуй, еще находящегося в строю MDD F-18 Hornet. По экспонатам музея можно проследить почти всю историю становления и развития самолетного парка этого вида Вооруженных сил страны после Второй мировой войны. Что мы кратко и постараемся сделать в ходе нашей виртуальной экскурсии.
Помимо полутора десятков самолетов и трех вертолетов, коллекция музея включает несколько авиатренажеров в рабочем состоянии, авиационные двигатели, катапультные кресла, бортовое и наземное оборудование, другие артефакты Все экспонаты в идеальном состоянии, что, в общем-то, характерно для экспозиций европейских музеев в закрытых помещениях.
Родоначальником реактивной эры в швейцарских ВВС стал один из первых в мире самолетов с ТРД, английский Де Хэвилленд DH-100 Vampire FB.6. Лицензионное производство этого истребителя было налажено на заводе фирмы «Пилатус» в Эммене. «Вампиры» находились на вооружении ВВС страны достаточно долго, с 1949 по 1990 г.
Хронология «жизненного пути» «Вампира» в швейцарских ВВС такова: в марте 1946 г. три швейцарских пилота испытали DH-100 Mk.1 Vampire в Хэтфилде (Англия). Затем были заказаны три опытных образца для оценочных испытаний. В мае 1947 г. Федеральный совет подал в парламент заявку на закупку 75 самолетов DH-100 Mk.6 за 64,45 млн швейцарских франков, которая была одобрена в сентябре 1948 г. В марте 1949 года федеральный парламент принял решение о строительстве по лицензии второй серии из 100 самолетов за 108 млн швейцарских франков.
В мае 1949 г. первые самолеты поступили на вооружение. К концу 1952 г. ВВС получили 175 таких истребителей, эксплуатация которых была, в основном, завершена к 1967 г. Правда, в учебных целях эти самолеты продолжали использоваться вплоть до 1990 г.
В конце 1940-х гг. предполагалось, что «век» «Вампиров» завершится в ВВС максимум через 10 лет. Однако его летная карьера продлилась в разы дольше.
Экспонирующийся в музее с октября 2002 г. DH-1100 (рег. J-1157) был построен по лицензии в Эммене. Он совершил свой первый полет 14 мая 1952 года и в ходе эксплуатации налетал 1804 час.
Двухместные учебно-тренировочные De Havilland DH-115 имели обозначение Vampire T.55. ВВС Швейцарии эксплуатировали 39 таких самолетов в период с 1953 по 1990 г. Они также строились по лицензии в Эммене.
Экспонат музея U-1211 имеет налет 1386 час., он был отреставрирован в 2001 г.
Развитием весьма успешного «Вампира» стал De Havilland DH-112 Venom. Испытания фактически глубокой модификации «Вампира», коей был «Веном», проходили в Великобритании и Швейцарии с 1949 по 1951 г. После чего Федеральный совет подал заявку на лицензионное производство 150 самолетов. При этом предполагалось и лицензионное производство двигателей De Havilland Ghost 48 к ним. Начиная с 30-й серии, самолеты комплектовались лицензионными двигателями, которые собирались компанией Gebrüder Sulzer AG. «Веном» стал первым боевым самолетом ВВС Швейцарии, оснащенным катапультным креслом класса «0-0».
В феврале 1954 года парламент одобрил постройку еще 100 самолетов DH-112 Mk.4 Venom по лицензии. Всего же 226 самолетов DH-112 Mk.1 и Mk.4 находились на вооружении в качестве штурмовиков в период с 1954 по 1983 годы. Кроме того, 24 самолета DH-112 Mk.1R использовались в качестве разведчиков Fliegerstaffel 10 в 1954 — 1968 гг.
Экспонат музея De Havilland Venom FB.50 с рег. номером J-1584 совершил первый полет 21 марта 1955 г. и эксплуатировался в ВВС до 1984 г. В музее экспонируется с марта 2002 г., отреставрирован в 2003 г.
В конце 1950-х гг. в Швейцарии задумались о замене реактивной техники первого поколения более современными боевыми машинами. В январе 1958 г. парламент страны принял решение первоначально заказать 100 английских истребителей Hawker Hunter. В те времена он считался одним из самых современных европейских истребителей (??? — прим. ред.). Первый Hunter с рег. номером J-4001 был передан в войска уже 3 апреля 1958 г.
После покупки первой сотни истребителей в двух последующих партиях было приобретено ещё 60 самолетов. Последняя машина — двухместный Hawker Hunter T Mk.68 (J-4208) поступил в войска 5 июля 1976 г.
В период с 1975 г. по 1991 г. «Хантерами» были оснащены в общей сложности 9 передовых и одна специальная эскадрилья. С поступлением на вооружение сверхзвуковых Northrop F-5E Tiger II «Хантеры» были «переквалифицированы» в истребители-бомбардировщики. За 36 лет эксплуатации самолеты несколько раз модифицировались и дооснащались новыми системами и вооружением. Так, в 1980-х гг. флот «Хантеров» был технически модернизирован и оснащен, среди прочего, радиолокационной системой предупреждения RWS-77 и блоками постановки помех. В арсенал его вооружения были включены УР класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick и кассетные бомбы BL-755.
За более чем 36 лет эксплуатации в швейцарских ВВС общий налет истребителей Hunter составил почти 310 000 летных часов. Пилоты совершили на них около 483 000 вылетов. Что же касается аварийности, из 160 закупленных самолетов 28 были потеряны в результате летных происшествий. 15 пилотов погибли, 13 из них удалось спастись благодаря катапультному креслу. Ещё один «Хантер» сгорел во время выполнения ремонтных работ.
Экспонирующийся в музее Hawker Hunter F.58 рег. J-4078 налетал 2 609 часов. Построен в 1959 г., в 1982-м модернизирован под использование УР «воздух-земля» Maverick AGM-65B. Его лётная карьера завершилась здесь же, на авиабазе Пайерн 16 декабря 1994 г. В музее он с октября 2002 г.
В конце 1994 года боевые самолеты «Хантер» были выведены из эксплуатации в рамках армейской реформы, а оснащенные ими лётные части расформировали. Последний полет строевого «Хантера» состоялся 16 декабря 1994 г. Первый поступивший на вооружение ВВС Швейцарии Hunter (рег. номер J 4001) символически приземлился в Дюбендорфе и был передан тамошнему музею ВВС.
Экспонат музея с регистрацией J-4203/HB-RVW — это двухместный учебно-боевой Hawker Hunter T Mk.68. Его налет составил 1433 часа. Этот самолет является частью второй партии приобретений Hunter для ВВС Швейцарии. Изначально он эксплуатировался в Королевских ВВС Великобритании в одноместном исполнении. В 1972 г. приобретен Швейцарией и преобразован в Эммене в двухместный самолет. После окончания эксплуатации в ВВС в ноябре 2001 г. был передан музею. Весной 2004 г. он получил гражданскую регистрацию HB-RVW как исторический памятник. С тех пор он совершал полеты с пассажирами и участвовал в национальных авиасалонах 2004 и 2014 гг. После последнего полета 3 октября 2014 г. был размещен в экспозиции музея Клин д’Эль.
Ещё одна веха в истории швейцарских ВВС тесно связана с французскими истребителями Avions Marcel Dassault Mirage III. Об истории создания и эксплуатации этого самолета, в том числе — в Швейцарии, можно подробно узнать из опубликованной на нашем сайте монографии (переход по ссылке выше). Напомним только, что швейцарские ВВС эксплуатировали, в общей сложности, 61 самолет «Мираж» III. Из них:
— 36 истребителей-перехватчиков «Мираж» IIIS, построенных в 1966 — 1983 гг.;
— 18 тактических разведывательных «Мираж» IIIRS (1965 — 1969 гг. выпуска);
— 4 учебно-боевых Мираж IIIBS (1964 — 1969 гг. выпуска);
— 2 учебно-боевых Мираж IIIDS (построены в 1983 г.).
Кроме того, один Mirage IIIC 1962 г. выпуска использовался в испытательных исследовательских целях.
Экспонирующийся в музее разведывательный «Мираж» IIIRS (рег. R-2117) за время эксплуатации налетал 2957 часов. Он совершил свой последний полет из Буокса в Пайерн в декабре 2003 г. и был передан Фонду ВВС в 2005 г.
На дальнем плане на фото — истребитель-перехватчик Mirage IIIS (рег. J-2301), за время службы налетавший 2 242 часа. Интересен тем, что, наряду с J-2302, построен непосредственно во Франции на заводе Дассо. Обе машины использовались в испытательных целях Группой вооружений (GDA). J-2301 был подарен Фонду ВВС и перевезен из Буокса в Пайерн в 2002 г.
Сразу два самолета в кадре, также внесших значительный вклад в обороноспособность Швейцарской конфедерации. Ближний план — учебно-тренировочный BAe Hawk Mk66, два десятка которых ВВС Швейцарии получили в 1990 г. До этого подготовка летного состава осуществлялась на безнадежно устаревших к тому времени «Вампирах». В конце 2002 г. все самолеты, за исключением одного потерянного в катастрофе U-1256, были выведены из состава ВВС и проданы в Финляндию.
Экспонат с рег. номером U-1271, наоборот, первоначально эксплуатировался ВВС Финляндии и имел регистрацию HW-310. Самолет совершил свой первый полет 7 декабря 1981 г. и служил в авиационном командовании Лапландии, Военно-воздушной академии и авиационном командовании Сатакунты. Всего он налетал 5015 часов. В 2009 г. был выведен из эксплуатации, передан в музей Клин д’Эль в 2018 г. Здесь он был перекрашен в цветовую схему ВВС Швейцарии и получил фиктивный рег. номер U-1271.
На заднем плане — хорошо известный истребитель Northrop F-5E Tiger II. Эти самолеты, несмотря на почтенный возраст, до сих пор состоят на вооружении швейцарских ВВС. На них также выступают летчики пилотажной группы Patrouille Suisse.
J-3057 на некоторое время был передан в аренду ВВС Австрии, где он летал с февраля 2005 г. по 24 июля 2008 г. с австрийской национальной эмблемой, но с регистрацией J-3057.
В апреле 2015 г. 10 F-5, включая J-3057, были выведены из эксплуатации из-за обнаружения усталостных трещин в конструкции. В марте 2016 г. Музей военной авиации в Пайерне получил J-3057 в аренду.
В экспозиции музея также можно увидеть и учебный Pilatus PS-7 (его носовая часть видна на снимке сверху), и состоявшие на вооружении вертолеты Sud Aviation SA313B Alouette 2 и Sud Aviation SA3160 Alouette 3.
При планировании посещения музея следует учитывать, что он открыт только во второй половине дня, и время посещения меняется в зависимости от времени года. Однако, если вы приехали раньше, есть шанс поспоттить: авиабаза Пайерн — через забор. От которого никто не гоняет…