
Я никогда не думал, что цивилизация (в виде организованного споттинга) докатится до нашей «европейской» глубинки. Был уверен: до скончания века придется околачиваться под забором местного аэропорта «Храброво», каждый раз своим появлением «около» озадачивая и нервируя полицию и САБ. Ан нет, оказалось — ошибся. И в 2015 году, благодаря неравнодушным участникам группы «Авиаспоттинг. Калининград» принял участие во втором (о первом узнал, увы, из прессы) споттинге, который состоялся 15 апреля. Первой годовщине «этой знаменательной даты» и посвящается данный пост.
Несмотря на середину апреля, погода не баловала. Ветерок (впрочем, на аэродроме, чтоб совсем без ветра, никогда не бывает), приличная облачность, пока еще не очень низкая, но намекавшая на перспективу осадков. Ну, влажность, но на нее сетовать в нескольких километрах от Балтийского моря — это было бы уж слишком…
PR-менеджер аэропорта Юлия Мелентьева, как и подобает хозяйке мероприятия, встречала участников у проходной техзоны приветливой улыбкой. Ну вот, вроде бы все собрались, можно трогаться.
Пройдя спецконтроль (безопасность превыше всего!), мы уселись в уютный автобус, который перемещал нас по аэродрому в течение всего мероприятия. Забегая вперед, отмечу, что наш аэропорт «Храборово» продемонстрировал высочайший уровень организации сего мероприятия, что называется, «от» и «до». Рассказали об истории калининградского аэропорта (а он начинался со знаменитого Девау — старейшего европейского аэропорта, ныне позабытого-позаброшенного), выдали всем желтые жилеты, провели интересную экскурсию и даже вкусно покормили! Молодцы, одним словом! Почаще бы так… 🙂
Первым на нас «зарулил» украинский Эмбраер 190 а/к МАУ. Год назад эта авиакомпания еще летала к нам, и заполняемость рейса, несмотря на «сложную международную обстановку», была вполне приличной. Теперь это уже история. Надеюсь — не навсегда…
ERJ-190 был отснят со всех возможных ракурсов. А пока я его снимал, в голове крутилось: ну, как же так? Бразилия никогда не входила в клуб Великих Авиационных Держав, своей фундаментальной авиационной науки не имеет. Двигатели CF34 — силовая установка этого самолета — изначально «военные», установлены на штурмовике А-10 и палубном противолодочном S-3 «Викинг». Двигатели для военных машин, как правило, менее экономичные и имеют меньший ресурс (в угоду другим, более важным для военных, характеристикам). А вот поди ж ты! Семейство Embraer Regional Jet первого поколения, к которому относится и модель 190, — самое распространенное в мире среди ближнемагистральных машин. Количество построенных перевалило за 1000, заказов — на сотни, следующее поколение — на подходе. 3-е место в мире по количеству продаваемых бортов. И это — за каких-то 15 лет! Причем, нефть Бразилия тоже добывает! Пусть поменьше нашего, но стабильно в конце первой десятки — начале второй. И, как сейчас выясняется, коррупция там тоже присутствует. «Но КАК, Холмс?» © Видимо, все дело в приоритетах т.н. «национальных элит»…
Стоящий около забора Ли-2, который раньше украшал вход в храбровский гарнизонный Дом офицеров, вызвал острейшее чувство жалости. Как же так можно довести настоящий раритет до такого состояния?! Теоретически, самолет находится на реставрации для установки на постамент перед аэровокзалом. Но практически, полагаю, его дни сочтены (дай Бог ошибиться) … И при всем уважении к этому типу ЛА, с которого началась послевоенная история пассажирских авиаперевозок из Калининграда, на место памятника авиаторам Храброво я бы выбрал «еще почти живой» Ту-134А (о нем — чуть ниже). Именно с этим самолетом наиболее тесно связан этап становления Калининградского авиаотряда, а также бурное развитие маршрутной сети из калининградского аэропорта. Плюс к тому, состояние «Тушки», даже после тренировок спецназа, гораздо лучше, чем ухайдоканного вандалами и «реставраторами» Ли-2. А последний — подарить (а, может, и продать) настоящим ценителям старины, коих уже немало и у нас в стране. А уж за кордоном — и подавно!
А это — первый аэровокзал, построенный в Храброво в начале 70-х гг.>До появления оного пассажиры регистрировались в калининградском «Трансагентстве» (на ул. Леонова), там же сдавали багаж. Затем усаживались в автобусы, которые подвозили их непосредственно к трапу самолета. Читатель вправе спросить: а что, до этого в Калининграде вообще не было аэровокзала? Был! Причем, в городской черте, туда трамвай ходил даже. И это как раз тот самый знаменитый Девау (ныне заброшенный) — старейший в Европе аэропорт. Именно оттуда начали летать калининградцы после войны. Сначала — в Москву, а потом — и до Риги, Лиепаи. Садились там Ан-2 и Ли-2, потом — Ил-14. Помнится, была даже попытка посадить там Ан-24. И еще там базировался транспортный полк на Ли-2, это в 60-е годы. И сельхозавиация на Ан-2. Понятное дело, короткая грунтовая довоенная полоса не могла принять начавшие летать в Калининград в конце 60-х гг. Ил-18, Ан-10, Ту-124, и какое-то время (пока еще эксплуатировали Ил-14) в регионе функционировали 2 аэропорта (могли себе позволить 🙂 ).
Собственно, от этого аэровокзала и началась где-то в 1973 г. моя «споттерская история». Попытался сфотографировать на посадке Ту-134, заодно — «прихватил» Ил-28, которые там базировались и как раз отрабатывали летную смену. И все бы ничего, но сделал я это аккурат перед окнами отдела милиции… В общем, тех снимков у меня, конечно, не осталось…
Периодически у нас появляются такие вот гости.
Ну вот, за историческим экскурсом пропустили выруливание и отрыв А-319 а/к «Россия». Успели только «в хвост».
Теперь мы перемещаемся на одну из неиспользуемых в данный момент рулежных дорожек для фиксирования взлета лайнера МАУ.
После взлета Эмбраера нас проводили до единственного «оставшегося в живых» Ту-134А Калининградского авиаотряда, ставшего впоследствии а/к «Калининград-Авиа». Бывший лайнер «жестоко эксплуатируется» силовыми структурами, которые отрабатывают на самолете то обезвреживание террористов, то действия при пожаре. «Маленькая Тушка» и в нелетном состоянии по-прежнему служит людям! А «внешность» ее куда как лучше, чем у Ли-2.
Вот где раздолье для фотографов! Можно заглянуть во все «потаенные уголки» конструкции, скрытые «от посторонних глаз» (и обтекания воздухом в полете) створками и лючками. И даже если ты ничего не понимаешь во всем этом нагромождении (как может показаться на первый взгляд) трубопроводов, клапанов, гидроцилиндров, элементов силового набора и кинематических механизмов, все равно это выглядит круто!

Далее мы переместились на противоположную сторону от ВПП и ожидали посадки сразу трех машин.
Первая — А-319 а/к «Россия».
Следом должен садиться борт из солнечного Узбекистана, но пока его нет, на полосу (далековато, правда) зашла «восьмерка» местного «Лукойла». Вертолет обслуживает находящуюся в море буровую платформу. Во второй части мы уделим ему внимание (т.е., рассмотрим со всех сторон).
Вот, в антенном поле, показался узбекский А-320. А я-то губу раскатал на В-757, прилетающий по воскресеньям. Увы…
Наши домики из силикатного кирпича придают, конечно, особый колорит. Но это еще что! А как радуется глаз, завидев возле военного СКП две так же покрашенные будки деревянных сортиров («М» и «Ж», как положено)! Притом что рядом стоят биотуалеты… Интересно, к ЧМ-2018 их снесут, наконец?
Следом за «узбеком» садится аэрофлотовский А-321. КрасавЕц!
После этого радушные хозяева пригласили нас на обед. А на улице пошел обещанный еще с утра дождь. Это конец. Но только первой части.