5
(2)

Я никогда не думал, что цивилизация (в виде организованного споттинга) докатится до нашей «европейской» глубинки. Был уверен: до скончания века придется околачиваться под забором местного аэропорта «Храброво», каждый раз своим появлением «около» озадачивая и нервируя  полицию и САБ. Ан нет, оказалось — ошибся. И в 2015 году, благодаря неравнодушным участникам группы «Авиаспоттинг. Калининград» принял участие во втором (о первом узнал, увы, из прессы) споттинге, который состоялся 15 апреля. Первой годовщине «этой знаменательной даты» и посвящается данный пост.

Несмотря на середину апреля, погода не баловала. Ветерок (впрочем, на аэродроме, чтоб совсем без ветра, никогда не бывает), приличная облачность, пока еще не очень низкая, но намекавшая на перспективу осадков. Ну, влажность, но на нее сетовать в нескольких километрах от Балтийского моря — это было бы уж слишком…
PR-менеджер аэропорта Юлия Мелентьева, как и подобает хозяйке мероприятия, встречала участников у проходной техзоны приветливой улыбкой. Ну вот, вроде бы все собрались, можно трогаться.
Пройдя спецконтроль (безопасность превыше всего!), мы уселись в уютный автобус, который перемещал нас по аэродрому в течение всего мероприятия. Забегая вперед, отмечу, что наш аэропорт «Храборово» продемонстрировал высочайший уровень организации сего мероприятия, что называется, «от» и «до». Рассказали об истории калининградского аэропорта (а он начинался со знаменитого Девау — старейшего европейского аэропорта, ныне позабытого-позаброшенного), выдали всем желтые жилеты, провели интересную экскурсию и даже вкусно покормили! Молодцы, одним словом! Почаще бы так… 🙂

Первым на нас «зарулил» украинский Эмбраер 190 а/к МАУ. Год назад эта авиакомпания еще летала к нам, и заполняемость рейса, несмотря на «сложную международную обстановку», была вполне приличной. Теперь это уже история. Надеюсь — не навсегда…

217F6144
217F6165

ERJ-190 был отснят со всех возможных ракурсов. А пока я его снимал, в голове крутилось: ну, как же так? Бразилия никогда не входила в клуб Великих Авиационных Держав, своей фундаментальной авиационной науки не имеет. Двигатели CF34 — силовая установка этого самолета — изначально «военные», установлены на штурмовике А-10 и палубном противолодочном S-3 «Викинг». Двигатели для военных машин, как правило, менее экономичные и имеют меньший ресурс (в угоду другим, более важным для военных, характеристикам). А вот поди ж ты! Семейство Embraer Regional Jet первого поколения, к которому относится и модель 190, — самое распространенное в мире среди ближнемагистральных машин.  Количество построенных перевалило за 1000, заказов — на сотни, следующее поколение — на подходе. 3-е место в мире по количеству продаваемых бортов. И это — за каких-то 15 лет! Причем, нефть Бразилия тоже добывает! Пусть поменьше нашего, но стабильно в конце первой десятки — начале второй. И, как сейчас выясняется, коррупция там тоже присутствует. «Но КАК, Холмс?» © Видимо, все дело в приоритетах т.н. «национальных элит»…

217F6231
217F6259-Edit

Стоящий около забора Ли-2, который раньше украшал вход в храбровский гарнизонный Дом офицеров, вызвал острейшее чувство жалости. Как же так можно довести настоящий раритет до такого состояния?! Теоретически, самолет находится на реставрации для установки на постамент перед аэровокзалом. Но практически, полагаю, его дни сочтены (дай Бог ошибиться) … И при всем уважении к этому типу ЛА, с которого началась послевоенная история пассажирских авиаперевозок из Калининграда, на место памятника авиаторам Храброво я бы выбрал «еще почти живой» Ту-134А (о нем — чуть ниже). Именно с этим самолетом наиболее тесно связан этап становления Калининградского авиаотряда, а также бурное развитие маршрутной сети из калининградского аэропорта. Плюс к тому, состояние «Тушки», даже после тренировок спецназа, гораздо лучше, чем ухайдоканного вандалами и «реставраторами» Ли-2. А последний — подарить (а, может, и продать) настоящим ценителям старины, коих уже немало и у нас в стране. А уж за кордоном — и подавно!

217F6304
217F6312

А это — первый аэровокзал, построенный в Храброво в начале 70-х гг.>До появления оного пассажиры регистрировались в калининградском «Трансагентстве» (на ул. Леонова), там же сдавали багаж. Затем усаживались в автобусы, которые подвозили их непосредственно к трапу самолета. Читатель вправе спросить: а что, до этого в Калининграде вообще не было аэровокзала? Был! Причем, в городской черте, туда трамвай ходил даже. И это как раз тот самый знаменитый Девау (ныне заброшенный) — старейший в Европе аэропорт. Именно оттуда начали летать калининградцы после войны. Сначала — в Москву, а потом — и до Риги, Лиепаи. Садились там Ан-2 и Ли-2, потом — Ил-14. Помнится, была даже попытка посадить там Ан-24. И еще там базировался транспортный полк на Ли-2, это в 60-е годы. И сельхозавиация на Ан-2. Понятное дело, короткая грунтовая довоенная полоса не могла принять начавшие летать в Калининград в конце 60-х гг. Ил-18, Ан-10, Ту-124, и какое-то время (пока еще эксплуатировали Ил-14) в регионе функционировали 2 аэропорта (могли себе позволить 🙂 ).

Собственно, от этого аэровокзала и началась где-то в 1973 г. моя «споттерская история». Попытался сфотографировать на посадке Ту-134, заодно — «прихватил» Ил-28, которые там базировались и как раз отрабатывали летную смену. И все бы ничего, но сделал я это аккурат перед окнами отдела милиции… В общем, тех снимков у меня, конечно, не осталось…

217F6314

Периодически у нас появляются такие вот гости.

217F6317

Ну вот, за историческим экскурсом пропустили выруливание и отрыв А-319 а/к «Россия». Успели только «в хвост».

217F6323




Теперь мы перемещаемся на одну из неиспользуемых в данный момент рулежных дорожек для фиксирования взлета лайнера МАУ.

Отрыв!
Отрыв!
СчастлИво!
СчастлИво!

После взлета Эмбраера нас проводили до единственного «оставшегося в живых» Ту-134А Калининградского авиаотряда, ставшего впоследствии а/к «Калининград-Авиа». Бывший лайнер «жестоко эксплуатируется» силовыми структурами, которые отрабатывают на самолете то обезвреживание террористов, то действия при пожаре. «Маленькая Тушка» и в нелетном состоянии по-прежнему служит людям! А «внешность» ее куда как лучше, чем у Ли-2.

217F6375
217F6368

Вот где раздолье для фотографов! Можно заглянуть во все «потаенные уголки» конструкции, скрытые «от посторонних глаз» (и обтекания воздухом в полете) створками и лючками. И даже если ты ничего не понимаешь во всем этом нагромождении (как может показаться на первый взгляд) трубопроводов, клапанов, гидроцилиндров, элементов силового набора и кинематических механизмов, все равно это выглядит круто!

Г-жу Лорис увлекла кинематика створок передней стойки шасси
Г-жу Лорис увлекла кинематика створок передней стойки шасси
217F6411

Далее мы переместились на противоположную сторону от ВПП и ожидали посадки сразу трех машин.
Первая — А-319 а/к «Россия».

217F6433
217F6438
Ишь как ощетинился (или ощенился? :) Нет, все правильно): створки реверса, интерцепторы, закрылки!
Ишь как ощетинился (или ощенился? 🙂  Нет, все правильно): створки реверса, интерцепторы, закрылки!

Следом должен садиться борт из солнечного Узбекистана, но пока его нет, на полосу (далековато, правда) зашла «восьмерка» местного «Лукойла». Вертолет обслуживает находящуюся в море буровую платформу. Во второй части мы уделим ему внимание (т.е., рассмотрим со всех сторон).

217F6488

Вот, в антенном поле,  показался узбекский А-320. А я-то губу раскатал на В-757, прилетающий по воскресеньям. Увы…

217F6499
217F6506

Наши домики из силикатного кирпича придают, конечно, особый колорит. Но это еще что! А как радуется глаз, завидев возле военного СКП две так же покрашенные будки деревянных сортиров («М» и «Ж», как положено)! Притом что рядом стоят биотуалеты… Интересно, к ЧМ-2018 их снесут, наконец?

217F6513
217F6521

Следом за «узбеком» садится аэрофлотовский А-321. КрасавЕц!

217F6535
217F6541

217F6550

После этого радушные хозяева пригласили нас на обед. А на улице пошел обещанный еще с утра дождь. Это конец. Но только первой части.

217F6555

Если не устали, читайте окончание  

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?