5
(8)


В г. Спасске-Дальнем Приморского края существовала школа младших авиационных специалистов, сокращенно – ШМАС, в/ч 62546. Я затрудняюсь что-либо рассказать об истории этой школы, да и не об этом сейчас речь. Будущие авиамеханики готовились, в том числе, и на прилегающем к школе учебном аэродроме. И вот, на закате своей военной карьеры, презрев существовавшие запреты (к слову, они уже были не так строги), я обратился к начальнику этого аэродрома с просьбой поснимать авиатехнику. Получив “добро”, сделал несколько проходов со своим “Зенитом-ЕТ”. А поскольку обычной фотопленки тогда уже было не сыскать, снимал на взятую в нашей полковой группе объективного контроля (спасибо тебе, Серёга Ларчиков!) фотопленку, которая использовалась в качестве носителя информации в системе регистрации полетных параметров САРПП-12ГМ (то, что теперь любят называть “черными ящиками”. Хотя какие они, к черту, черные? Ярко-оранжевого цвета…). Пленка была отвратительная (для фотосъемки), крупнозернистая и чувствительностью 32 единицы. Но выбирать не приходилось: крайнюю коробочку с обычной Свемовской “шестьдесятпяткой” я держал в руках где-то с год назад до того. Последствия перестройки + дальневосточные реалии…

Представляю вниманию читателя результат, отсканированный с пленки. Не ужасайтесь качеству, зато самолеты какие! 🙂
Начнем, пожалуй с семейства Су-7/Су-17. В Спасском ШМАСе эти машины были представлены наиболее полно.

Су-7Б. Он и тогда уже был раритетом...
Су-7БМ. Он и тогда уже был раритетом…
00670006

Далее – практически полная (только без модификации М4) линейка Су-17. Вот самый первый, “чистый” Су-17, еще с двигателем АЛ-7Ф-1 и хвостовой частью от Су-7БКЛ. Выпущено всего несколько десятков машин в такой конфигурации, а служили они неподалеку, в 523-м иап, который дислоцировался на аэр. Воздвиженка под Уссурийском (~100 км от Спасска-Дальнего).

00670025

Далее – Су-17М, уже с двигателем АЛ-21Ф-3, видоизменной гондолой тормозного парашюта и др. более мелкими конструктивными отличиями.

00670030
00640001
Полстатретий бортовой… 🙂
00670028

Следующей модификацией был Су-17М2 (М2-Д). Таких машин тоже было построено немного. Внешне от предыдущего варианта он отличается наличием “бороды” в носовой части, удлиненной, к тому же. Это обтекатель антенн доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС-7.

00670022

Если приглядеться, в конусе воздухозаборника можно увидеть окно лазерного дальномера “Фон”. Су-17М2 имел немного увеличенный запас топлива и расширенную номенклатуру вооружения.

00670020

Для меня эта модификация знаменательна тем, что это был первый самолет, к обслуживанию которого я был допущен. В качестве авиамеханика. Это была наша первая курсантская войсковая стажировка, аэр. Сиверский, Ленинградская область, 1977 г. Вроде как вчера… 🙂

00670021

Следующий вариант – Су-17М3 – внешне отличается от предыдущих кардинально. Опущенный нос, высоченный гаргрот, поджатая хвостовая часть, высокая законцовка киля. Вместо “Фона” – станция лазерной подсветки “Клен”, другое новое БРЭО, включавшее новейшую станцию предупреждения об облучении “Береза-Л” (в “простонародье” – “Цветомузыка”).

00670012

Представленный на фото образец – разведывательный вариант Су-17М3Р с подфюзеляжным контейнером комплексной разведки ККР-1/2. Су-17М3/М3Р/М4 интенсивно и с высокой эффективностью использовались в ходе афганской войны.

00670010

А это – “спарка” Су-17УМ3, двухместный учебно-боевой самолет.

00670016

В ШМАСе были две такие машины.

00640002

Завершает линейку “суховских” машин фронтовой бомбардировщик Су-24 ранних серий.

00640008

Машины ОКБ Микояна в спасском ШМАСе были представлены весьма скромно. Хотя за сохранившийся там МиГ-21ПФ многие зарубежные музеи наверняка предложили бы хорошую цену…

00670001

“Двадцать третий” в двух ипостасях: МиГ-23М и МЛД – за ним. Вот тот, который “за ним”, – из нашего полка. Самолет имеет свою историю, и я сейчас локти кусаю, что не сделал его крупные планы.

00670003

А история такая. Гнали эту машину с завода после доработок, и пилот (хороший, кстати, летчик + всему полку ремонтировал телевизоры в качестве хобби) забыл выпустить шасси на посадке. Весьма нередкая ошибка, надо заметить. В итоге, приземлил он самолет на подфюзеляжный ПТБ (подвесной топливный бак). Ну, бак-то – что? Расходный материал… А вот повреждения силовых элементов планера внизу фюзеляжа – это уже серьезно. В общем, долго наши умельцы во главе с инженером полка по СД восстанавливали “04”-й, чтобы поднять его в воздух. В итоге подняли, перегнали и потихоньку сплавили его в ШМАС от греха подальше.

00670005

Присутствовали на аэродроме и дальние машины – Ту-22 и Ту-16. Последний меня тогда не интересовал: на нашем аэродроме базировался “разведколхоз” на таких вот Ту-16. И чего бы я его снимал в ШМАСе? 🙂

00670031

А вот Ту-22 был интересен.

00670017
00670015

Вот такой краткий экскурс в спасский ШМАС. Эх, сохранить бы это всё, какой бы музей получился!..

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 8

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?