В г. Спасске-Дальнем Приморского края существовала школа младших авиационных специалистов, сокращенно — ШМАС, в/ч 62546. Я затрудняюсь что-либо рассказать об истории этой школы, да и не об этом сейчас речь. Будущие авиамеханики готовились, в том числе, и на прилегающем к школе учебном аэродроме. И вот, на закате своей военной карьеры, презрев существовавшие запреты (к слову, они уже были не так строги), я обратился к начальнику этого аэродрома с просьбой поснимать авиатехнику. Получив «добро», сделал несколько проходов со своим «Зенитом-ЕТ». А поскольку обычной фотопленки тогда уже было не сыскать, снимал на взятую в нашей полковой группе объективного контроля (спасибо тебе, Серёга Ларчиков!) фотопленку, которая использовалась в качестве носителя информации в системе регистрации полетных параметров САРПП-12ГМ (то, что теперь любят называть «черными ящиками». Хотя какие они, к черту, черные? Ярко-оранжевого цвета…). Пленка была отвратительная (для фотосъемки), крупнозернистая и чувствительностью 32 единицы. Но выбирать не приходилось: крайнюю коробочку с обычной Свемовской «шестьдесятпяткой» я держал в руках где-то с год назад до того. Последствия перестройки + дальневосточные реалии…
Представляю вниманию читателя результат, отсканированный с пленки. Не ужасайтесь качеству, зато самолеты какие! 🙂
Начнем, пожалуй с семейства Су-7/Су-17. В Спасском ШМАСе эти машины были представлены наиболее полно.
Далее — практически полная (только без модификации М4) линейка Су-17. Вот самый первый, «чистый» Су-17, еще с двигателем АЛ-7Ф-1 и хвостовой частью от Су-7БКЛ. Выпущено всего несколько десятков машин в такой конфигурации, а служили они неподалеку, в 523-м иап, который дислоцировался на аэр. Воздвиженка под Уссурийском (~100 км от Спасска-Дальнего).
Далее — Су-17М, уже с двигателем АЛ-21Ф-3, видоизменной гондолой тормозного парашюта и др. более мелкими конструктивными отличиями.
Следующей модификацией был Су-17М2 (М2-Д). Таких машин тоже было построено немного. Внешне от предыдущего варианта он отличается наличием «бороды» в носовой части, удлиненной, к тому же. Это обтекатель антенн доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС-7.
Если приглядеться, в конусе воздухозаборника можно увидеть окно лазерного дальномера «Фон». Су-17М2 имел немного увеличенный запас топлива и расширенную номенклатуру вооружения.
Для меня эта модификация знаменательна тем, что это был первый самолет, к обслуживанию которого я был допущен. В качестве авиамеханика. Это была наша первая курсантская войсковая стажировка, аэр. Сиверский, Ленинградская область, 1977 г. Вроде как вчера… 🙂
Следующий вариант — Су-17М3 — внешне отличается от предыдущих кардинально. Опущенный нос, высоченный гаргрот, поджатая хвостовая часть, высокая законцовка киля. Вместо «Фона» — станция лазерной подсветки «Клен», другое новое БРЭО, включавшее новейшую станцию предупреждения об облучении «Береза-Л» (в «простонародье» — «Цветомузыка»).
Представленный на фото образец — разведывательный вариант Су-17М3Р с подфюзеляжным контейнером комплексной разведки ККР-1/2. Су-17М3/М3Р/М4 интенсивно и с высокой эффективностью использовались в ходе афганской войны.
А это — «спарка» Су-17УМ3, двухместный учебно-боевой самолет.
В ШМАСе были две такие машины.
Завершает линейку «суховских» машин фронтовой бомбардировщик Су-24 ранних серий.
Машины ОКБ Микояна в спасском ШМАСе были представлены весьма скромно. Хотя за сохранившийся там МиГ-21ПФ многие зарубежные музеи наверняка предложили бы хорошую цену…
«Двадцать третий» в двух ипостасях: МиГ-23М и МЛД — за ним. Вот тот, который «за ним», — из нашего полка. Самолет имеет свою историю, и я сейчас локти кусаю, что не сделал его крупные планы.
А история такая. Гнали эту машину с завода после доработок, и пилот (хороший, кстати, летчик + всему полку ремонтировал телевизоры в качестве хобби) забыл выпустить шасси на посадке. Весьма нередкая ошибка, надо заметить. В итоге, приземлил он самолет на подфюзеляжный ПТБ (подвесной топливный бак). Ну, бак-то — что? Расходный материал… А вот повреждения силовых элементов планера внизу фюзеляжа — это уже серьезно. В общем, долго наши умельцы во главе с инженером полка по СД восстанавливали «04»-й, чтобы поднять его в воздух. В итоге подняли, перегнали и потихоньку сплавили его в ШМАС от греха подальше.
Присутствовали на аэродроме и дальние машины — Ту-22 и Ту-16. Последний меня тогда не интересовал: на нашем аэродроме базировался «разведколхоз» на таких вот Ту-16. И чего бы я его снимал в ШМАСе? 🙂
А вот Ту-22 был интересен.
Вот такой краткий экскурс в спасский ШМАС. Эх, сохранить бы это всё, какой бы музей получился!..
31 комментарий
анатолий
служил 1968 ноябрь 1968май ктото может ещё и жив механник сд гоняли нас на сопки кросиво. заком взвода был Ридзель в основном ребята были с перми и челябинск а потом гдр привет все уральцам .ДАВЫД А
Николай
Служил1986-1987 вторая рота Су 7
Александр Бахарев
Служил с апреля 1972 по май 1975 год сначала курсантом затем инструктором авиационного вооружения Ту-16 И Ту-22 1953 года выпуска в эксплуатацию. Забрали меня со второго курса Московского МХТИ на Слободской Миусская Площадь 9. Ту-16 был полностью заправлен как топливом, так и спиртом. В учебных классах стояли пушечные турели с боекомплектом 24 калибра настоящие снаряды. Говорят потом их разрядили к году 1978 му. Бомбовые комплекты всё прямо со склада. Тогда была напряженка с Китаем после Дамасского инцендента, так что работали и учили курсантов на реальном вооружении. В свободное время художника в Учебных циклах. Все «картины» с вооружением были написаны на ватмане гуашью. Оставил я на аэродроме и память о себе. К 40 летию победы я написал на метале 2х3 метра маслом горяший самолет над пылающим Рейхстагом. Те кто служил с весеннего призыва должны помнить это, так как плакат стоял на входе аэродрома. Были там и на картошке и на лесоповале, а также «видели нас марш броском в полной экипировки к озеру Ханка когда бузили и безобразничали Китайские вояки. Было много еще чего всего здесь не расскажешь.
Игорь Михелевич
Спасибо и Вам!
Андрей
Проходил обучение курсантом с июля 1988 по ноябрь 1988 в вч 62546, Спасск-Дальний. Командир взвода капитан Юрьев, зам. ком взвода ст. сержант Нефедов Евгений, командир роты майор Олексюк. По распределению попал в вч 10213, Черняховск. Спасибо за фотографии и воспоминания.
Николай
Самолеты на фото посмотрел с удовольствием и ностальгией. На тушки-бомберы довелось и пушки зимой снимать- ставить и внутри лазить, и упр.8 — травку щипать). В 1990- 91 — я курсант 4го взвода 6 роты, что напротив столовой. Рота спец. По арт бомб вооружению. Комроты кап. Кашкаров. Комбат — подп. Токмаков, взводный — кап Романюк. Замполит части подп.к Кашин, правда его фамилию недоброжелатели каверкали, добавляя приставку ка и суфикс к ))), хотя и зря, тоже неплохой был дядька.Почему так помню, отличные командиры! ВВС, интелегенция, по имени отчеству всегда к друг другу — уважаю. Было потом с кем сравнить — поступил в ЛВВПУ. Да и в институте в Москве нагляделся…Там Таких Людей не было))) Хорошая часть, всё было. Комбат — возился с солдатами как с родными детьми! Славно было. Не так, чтобы мощных спецов готовили, но отношения очень хорошие. Русская армия. Летом перед казармами такие были цветники! ШМАС потом долго снился. Я там всё успел, даже макет части выстроил 1,5 х 2,5 метра — игрушечный шмасик такой, в домике за почтой. По жизни занимаюсь батальной изобразительной темой, выяснил, что казармы царские, постройки 1905года. Тогда там разместили 5й мортирный сибирскую батарею, 2й дивизион (1й в аналогичной части левее). В гражданскую белые квартировали — фото в ЦМВС РФ МО. Судя по спутниковой карте осталось сегодня только здание штаба… остальное посносили. Спасск- Дальний потерял по сути памятник архитектуры((( Про учебный аэродром не скажу — не нашёл…
Юрий
Всем доброго здравия! Я тоже имел честь служить в этой «учебке» с 11.1981 по 04.1982. Попал в так называемый «музвзвод», точно не помню, кажется 2-я рота 4-й взвод. Взводный Романов, здоровенный мужик, бурят по национальности. Состав в моем призыве во всем ШМАСе был многонациональный: русские, украинцы, белорусы, грузины, узербайджанцы, много было узбеков. Хорошо помню уч.занятия по клепке, тросозаплетке. Красоты дальневосточной тайги незабываемы. Ходили на лыжах к ближним сопкам. Утренняя зарядка в одном ХБ в минусовую погоду ( что характерно никто не болел). Щиты с лозунгами «Солдат! Будь бдителен! До китайской границы 30 км!» И еще мно всего хорошего и н еочень. Потом был «афган», 200 ОШАЭ СУ-25, все чему учили здорово пригодилось.
Николай
Служил в учебе с ноября 1969 года по май 197о, 2 рота з взвод. Часто ходили в караул. Служил в МНР, г. Чойбалсан по ноябрь 1971года.43 авиаполк, сейчас он в Крыму, хотя одно время был морским, даже чуть ли не расформирован. Сева’топольский, Краснознаменный. Рад что он есть.
Николай
Весной 197о года я тоже был во 2 роте, 3 взвод. Замком взвода архаров. Служил 1,5 года в Монголии, Чойбалсан. На миг 17. А для ту22 мы готовили проезд до нашего аэродрома в учебе. Ча’ть в МНР 43 полк.
Сергей
Привет, Тёзка! Те полувагоны с углём я тоже помню, помню и прогоревшие валенки, у товарища из нашей роты, из-за тлеющего угля у которого мы грелись…) Помню и котельную в которой из-за пыли сослуживцев в трёх шагах различить было трудновато, а дышать и того труднее со скрипящей на зубах золой…) Нормально — не жалею ни дня проведённого в ШМАСе, в жизни всё пригодилось.
Сергей
И я тоже из тех, кому довелось служить в 62546 с ноября 83-го по май 84-го.
Караулы не очень хорошо помню. А вот разгрузку угля в КЭЧ помню хорошо. Морозы в ту зиму были еще те, некоторые ночи почти до -40. Вагоны с углем приходили насквозь промороженные. Главная задача — продолбить ломом ход от верха загруженного угля до открытого люка полувагона. Дальше уже проще. Еще помню наряды в котельной. И самое запоминающееся — все табуретки в нашей роте были с трафаретом с месяцем и годом памятной траурной даты. По-моему это был 68-й или 69-й год…
В мае 1984 был распределен в ДАРМ в Уссурийск (Галенки) где прослужил до ноября 85-го. Вот такая служба.
Александр Чайковский
Служил в ШМАСе все два года (77-79 осень),сначала в 2 роте курсантон,потом в команде учебного аэродрома у майора Трощего. Да столько воспоминаний!!!
Игнатов Игорь
Был курсантом с мая по нооябрь 1975 . 6 РОТА .Вооружение дальней авиации ( ТУ-16 ) . Почти весь личный состав ШМАСа и осенний 75 года был с Донбасса . Сам с Кубани ,но призывался из Краматорска . После парада ( был первым направляющим второй коробки ) попал на Украинку (Амурская обл ) к стратегам ( тогда еще были 3М В. Мясищева , с 1982 ТУ-95 ) 2АЭ 79 ТБАП ,ВЧ 64385 . Хорошо что хоть этот аэродром не развалили , а то бы совсем тоска после просмотра ( видео про ШМАС ,ФОТО ) . Что называется » армия — 2 года из жизни » как тогда мы говорили и сейчас ностальгию не уймешь , сплошные руины . Многое забылось , многое как будто было вчера ( четко как в кино ) . Все было ВЧЕРА и как будто не со мной . Впереди жизни осталось меньше , чем те пацаны прожили .
Александр
Служил 1989-1991 годах в ШМАС 62546, 5 рота !!! Рад службе да и много чего на сегодня в жизни пригодилось !!! Спасибо армии и ШМАС
мой 8(915)0991109 Александр Смирнов
Владислав
УЧИЛСЯ НА МЕХАНИКА СД МАЙ-НОЯБРЬ 1970 ВМЕСТЕ С ЗЕМЛЯКОМ ИЗ ЮРГИ АЛЕКСАНДРОМ АЛЕХИНЫМ, К-Р РОТЫ БЫЛ КАПИТАН МУСИН. ОТПРАВЛЕНЫ СЛУЖИТЬ В АВИАПОЛК 34 ВА В ДИДИ-ШИРАКИ В ГРУЗИИ.
ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ, ЧТО КРОМЕ ВАЛЕРИЯ СЮТКИНА ЕЩЕ И АЛЕКСЕЙ ГЛЫЗИН, АЛЕКСАНДР СЕРОВ И ДАЖЕ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ЧЕРНОМЫРДИН ЗАКАНЧИВАЛИ НАШУ УЧЕБКУ В СВОЕ ВРЕМЯ. ТАК ЧТО ОНА НА ВСЮ СТРАНУ ЗНАМЕНИТАЯ И ПОЧЕТНАЯ. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, Я НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПОПАЛ ТУДА ИЗ СИБИРИ, СТРАНУ НАДО ПОЗНАВАТЬ НЕ ПО ТВ.
Кирилл
Служил в шмас рядовой 88 год , потом уехал в часть в Хабаровск . Горжусь тем , что там был .
Александр
А я был курсантом 4-й роты, 2-й взвод! В это же время сержантом в 6-й роте служил ныне певец Валерий Сюткин! май-ноябрь 86г. Вот был облом в полку поначалу, т. к. в ШМАСе изучали СУ-7БМ, а полк целиком в Туркво состоял из МИГ-21!
Евгений
Алексей! А призывался весной или осенью? Я-осенью,в первую роту.Взводный-капитан Патокин.
Игорь Евгеньевич
Да сколько таких частей, прославленных, с богатой историей и традициями, передававшимися из поколения в поколение, пошли «под нож» в ходе череды бездумных варварских реформ!.. Слов нет, одни эпитеты нецензурные …
Сергей
Жаль, расформировали — нашёл в ютюбе ролик — «Последний парад 301-го истребительного авиационного полка…» года два с небольшим назад, посмотрел и сильно огорчился — Союза нет, родителей похоронил, а тут ещё и полк родной расформировали…. Почувствовал себя полным сиротой в тот момент… такие пироги. Всё-таки, полтора года жизни довольно, насыщенной службой, дружбой, ответственностью за дело которое тебе поручено, бытовые армейские приключения, неурядицы и даже та пресловутая «дедовщина», гауптвахта и прочее… прочее… В общем короткое ёмкое слово -«Срочка», отпечаталось в памяти ярким пятном, вот как-будто вчера там был…. Потом нашёл радёмый аэродром в гугл картах и разглядел на нём какие-то маленькие аппараты типа «Цесны», порадовало — хоть так но жив ещё! Вот такая лирика… С уважением, с-т запаса Алпеев.
Игорь Евгеньевич
Ну вот, видите, мир тесен!
Офицеры вашего полка в феврале этого года собирались на встречу ветеранов в Москве. Я там присутствовал, потому что наш полк (821-й, аэр. Хвалынка) тоже там собирался. Организовывал встречу Иван Гатальский. В свое время он был у нас комэской, а потом на 10-м участке — командиром полка.
Спасибо и Вам, Сергей!
Сергей
Да уж..)) Чего только не приходило, помню стоял в том же карауле только на складе ГСМ, поймал «нарушителя» ежа))), притащил его в «спалку» парни были «очень рады» после того как он пришёл в себя и «маршировал» там))), кстати, и за это тоже простите, братцы!)) Первая рота механик СД, наш учебный на Вашем фото под номерм 19 МиГ-21…, а вот в полку я был тормозником на 23-тих. 301 полк, 10-ый участок, Калинка. Спасибо Вам, за воспоминания!)
Игорь Евгеньевич
Ну, у него же снизу радиопрозрачный обтекатель РЛС из, если не изменяет память, стеклотекстолита. А это явно не сталь по прочности… И чего только в голову бойцам не приходило? 🙂
Сергей
Весной 84 года, в карауле я стоял на посту в учебном аэродроме, и вот проходя под носом Ту-22 у меня «созрела» бредовая мысль: — а на сколько крепок корпус у этой «Тушки»? …. и я проверил штык ножом пристёгнутым к автомату, иначе я бы не достал, чуть придавил… обшивка прогнулась! … Придвил чуть посильнее и… неожиданно узнал проникающую способность вечнотупого штык-ножа — проткнул нос «бомбёра»! Думал всё…- хана, сгнию на гауптвахте знаменитой тем, что в годы гражданской войны там коротал свои последние деньки, перед смертью, мой знаменитый в те годы тёзка Лазо! Но к счастью всё обошлось, к тому же я до конца моей смены перешёл на другую сторону где стояли «Сухари» и до конца кааула вообще не подходил к «подбитой» мною «Тушке»… Простите меня, ребята!
Игорь Евгеньевич
Спасибо за интересное дополнение!
Юрий
ТУ-22 пригнали на аэродром ШМАСа весной 1970 года. Я был в то время курсантом 2 роты. Командиром роты был майор Сахаров. Вторая рота изучала МИГ-21 ПФ. Были на аэродроме МИГ-15 и МИГ 17, которые были расконсервированы и отправлены ( по слухам ) во Вьетнам.
Игорь Евгеньевич
Ну да, и 4 узла подвески под крылом. Спасибо за уточнение!
Сергей
Если точнее — Су-7 борт 63 — это БМ (с «трубой» струйной защиты воздухозаборника)
Игорь Евгеньевич
Рад, что как-то напомнил о годах молодости!
Алексей
Был призван в 1985г. в/ч62546 1-й батальон,1-я рота,4взод,CД МиГ-23 повезло.
Теорию преподовали хорошо,практические занятия на учебном аэродроме никчемные.Главное упражнение №8,выщипывание травы на стоянке.
Зато уже в полку на технике наработался всласть и в ТЭЧ и на полетах.
николай
служил 83-84 по сушкам да учили прилично база была хорошая!