Все фото автора.
Среди многочисленных достопримечательностей основного японского острова Хонсю следует выделить авиабазу ВВС Японии Hyakuri, расположенную севернее Токио. В ходе поездки я решил воспользоваться возможностью и посетить сие знаменитое место, которое в споттерской среде называют одной из «чаш святого Грааля» авиационной фотографии.
Авиабаза расположена в городе Омитама префектуры Ибараки и делит полосу с одноименным гражданским аэропортом. При этом терминал аэропорта расположен слева от ВПП, а с правой стороны находятся объекты авиабазы.
Небольшой исторический экскурс. В 1938 году в существующих границах аэродрома, в большинстве своем — c использованием сельскохозяйственных земель, была сформирована авиабаза Hyakurigahara ВВС Императорского флота Японии. Она просуществовала до конца Второй мировой войны и возобновила свое существование в декабре 1958 года в качестве дополнительной, а с 1966 года – уже в качестве самостоятельной авиабазы военно-воздушных сил самообороны Японии.
На аэродроме в дни моих посещений в 2017-2019 гг. ещё базировались 3 эскадрильи легендарных «Фантомов»: 301-я и 302-я эскадрильи на истребителях-бомбардировщиках F-4EJ Phantom II, а также 501-я тактическая разведывательная эскадрилья на самолетах RF-4E и RF-4EJ Phantom II. RF-4EJ Kai является модернизированной версией тактического разведчика с современным БРЭО и продленным сроком службы планера (с 3 до 5 тыс. часов). В состав эскадрилий также входило небольшое число учебно-тренировочных самолетов Kawasaki T-4.
Почти все «Фантомы» – японского производства, изготовлены по лицензии на предприятиях корпорации Mitsubishi Heavy Industries. Лишь небольшая часть, около 16 машин, – производства американской фирмы McDonnell Douglas. В основном, это разведчики RF-4E.
Все три эскадрильи, как и остальные авиационные подразделения ВВС Японии, имеют собственные эмблемы: у 301-й эскадрильи это изображение лягушки с повязанным желтым шарфом; 302-я эскадрилья имеет эмблему в виде красно-синего орлана-белохвоста, а 501-я эскадрилья носит эмблему анимационного персонажа – дятла Вуди Вудпекера.
К концу 2021 году последние 39 устаревших «Фантома» были сняты с вооружения ВВС Японии. 301-я и 302-я эскадрильи в 2019-2020 гг. перевооружились на Lockheed Martin F-35A Lightning II лицензионного производства фирмы Mitsubishi и передислоцировались на авиабазу Мисава (префектура Аомори), совместно используемую ВВС и морской авиацией США и Японии. 501-я разведывательная эскадрилья была расформирована, а функции воздушной разведки переданы в формируемую в ВВС Японии разведывательную группу БПЛА Grumman RQ-4B Global Hawk.
Тем не менее, история авиабазы Hyakuri на этом не закончилась, и в настоящее время на ней дислоцируется 3-я эскадрилья, эксплуатирующая тактические истребители Mitsubishi F-2. Время от времени здесь происходят различные тренировки и учения. Совсем недавно, например, проводились совместные учения японских и индийских ВВС с участием Су-30MKИ («Авиамир» об этом рассказывал — прим. ред.). Периодически прилетают F-15 Eagle ВВС Японии, а также американские «Хорнеты». Бывают и более экзотические гости, вроде японского самолета ДРЛО Boeing E-767 с авиабазы Хамамацу.
Ежегодно в декабре (с поправкой на отмены в 2020-2021 гг. из-за пандемии) на авиабазе проводится день открытых дверей. Программа мероприятия, включая время полетов, а также перечень авиатехники, участвующей в динамическом и статическом показах, примерно за месяц публикуется на сайте авиабазы. Здесь же — подробные инструкции, как добраться до места, парковки. Отмечу, что в день мероприятия посетителей на территории авиабазы огромное количество. Что следует учитывать при планировании всех деталей посещения (места съемки, питание и пр.). Также порекомендовал бы бронировать отель поближе к аэропорту и как можно раньше, поскольку ближе к мероприятию свободных мест за разумную цену в близлежащих местах размещения уже не найти.
Теперь собственно о споттинге. Основным местом съемки является небольшой участок частной территории, расположенный справа от ВПП и прилегающий к периметру ограждения авиабазы, фактически врезаясь в него. Владелец, реализуя свое право частной собственности, не пожелал продавать принадлежащий ему земельный участок государству для нужд обороны, и продолжил использовать его для собственных сельскохозяйственных потребностей. На участке, прямо у забора, в непосредственной близости от рулежной дорожки, на расстоянии около 5-6 метров друг от друга, расположены 2 деревянные конструкции высотой около 3 метров, с лестницами и смотровыми площадками, в споттерской среде именуемые Hyakuri towers. С площадок прекрасный обзор на ВПП, отличные возможности для съемки руления, взлета и посадки самолетов. Но — только до полудня, позже оставаться нет смысла, поскольку появляется контражур (контровый свет). Никакого ажиотажа на «обзорках» нет, но лучше приезжать пораньше, чтобы застать хозяина, который может уехать и закрыть ворота. Можно позвонить и дождаться его, но к тому времени можно упустить интересные и желаемые ракурсы. На споттерской площадке предусмотрительным владельцем даже оборудован деревянный санузел. Стоимость входа около 1 000 или 2 000 йен (~600-1200 руб. по нынешнему курсу — прим. ред.), что, с учетом комфортности условий съемки, представляется некритичным. Деньги можно отдать самому владельцу, когда он появится, либо же положить в специально предназначенную для этих целей банку. С 2019 года на данном участке появились еще две споттерские вышки, но уже металлические, и раза в два выше имеющихся деревянных. Чья инициатива их появления – не знаю: или хозяин сообразительный, или споттеры «подбили» 🙂
С собой желательно взять что-нибудь перекусить и воду, поскольку рядом никаких магазинов нет. После обеда можно идти снимать со стороны гражданского терминала. К слову, на втором этаже терминала имеется площадка, где можно не только комфортно снимать, но и вкусно перекусить. Рядом с входом в здание аэропорта на постаментах установлены 2 самолета-памятника, и, конечно же, это Фантомы 🙂
Итог: замечательное место, однозначно достойное посещения, с учетом ряда нюансов. Конечно, если фотограф, исходя из личных предпочтений, захотел бы поснимать именно «живые» Фантомы, то он опоздал на несколько лет. Сейчас там можно снимать эксплуатируемые F-2 и «гостей». Перед выездом лучше проверить прогноз с точки зрения собственно самой погоды, ну, и направления ветра, поскольку от этого зависит то, при каком освещении фотограф будет снимать руление и взлет. При северном ветре условия, на мой взгляд, несколько комфортнее: самолеты двигаются в сторону фотографа, солнце светит в спину, и место отрыва несколько ближе.
Также замечу, что трафик гражданского сектора большого интереса не представляет, поскольку составляет лишь несколько рейсов день