5
(3)

Все фото автора.

Среди многочисленных достопримечательностей основного японского острова Хонсю следует выделить авиабазу ВВС Японии Hyakuri, расположенную севернее Токио. В ходе поездки я решил воспользоваться возможностью и посетить сие знаменитое место, которое в споттерской среде называют одной из «чаш святого Грааля» авиационной фотографии. 

Авиабаза расположена в городе Омитама префектуры Ибараки и делит полосу с одноименным гражданским аэропортом. При этом терминал аэропорта расположен слева от ВПП, а с правой стороны находятся объекты авиабазы.

Небольшой исторический экскурс. В 1938 году в существующих границах аэродрома, в большинстве своем — c использованием сельскохозяйственных земель, была сформирована авиабаза Hyakurigahara ВВС Императорского флота Японии. Она просуществовала до конца Второй мировой войны и возобновила свое существование в декабре 1958 года в качестве дополнительной, а с 1966 года – уже в качестве самостоятельной авиабазы военно-воздушных сил самообороны Японии.

На аэродроме в дни моих посещений в 2017-2019 гг. ещё базировались 3 эскадрильи легендарных «Фантомов»: 301-я и 302-я эскадрильи на истребителях-бомбардировщиках F-4EJ Phantom II, а также 501-я тактическая разведывательная эскадрилья на самолетах RF-4E и RF-4EJ Phantom II. RF-4EJ Kai является модернизированной версией тактического разведчика с современным БРЭО и продленным сроком службы планера (с 3 до 5 тыс. часов). В состав эскадрилий также входило небольшое число учебно-тренировочных самолетов Kawasaki T-4.

Почти все «Фантомы» – японского производства, изготовлены по лицензии на предприятиях корпорации Mitsubishi Heavy Industries. Лишь небольшая часть, около 16 машин, – производства американской фирмы McDonnell Douglas. В основном, это разведчики RF-4E.


Все три эскадрильи, как и остальные авиационные подразделения ВВС Японии, имеют собственные эмблемы: у 301-й эскадрильи это изображение лягушки с повязанным желтым шарфом; 302-я эскадрилья имеет эмблему в виде красно-синего орлана-белохвоста, а 501-я эскадрилья носит эмблему анимационного персонажа – дятла Вуди Вудпекера.


К концу 2021 году последние 39 устаревших «Фантома» были сняты с вооружения ВВС Японии. 301-я и 302-я эскадрильи в 2019-2020 гг. перевооружились на Lockheed Martin F-35A Lightning II лицензионного производства фирмы Mitsubishi и передислоцировались на авиабазу Мисава (префектура Аомори), совместно используемую ВВС и морской авиацией США и Японии. 501-я разведывательная эскадрилья была расформирована, а функции воздушной разведки переданы в формируемую в ВВС Японии разведывательную группу БПЛА Grumman RQ-4B Global Hawk.




Тем не менее, история авиабазы Hyakuri на этом не закончилась, и в настоящее время на ней дислоцируется 3-я эскадрилья, эксплуатирующая тактические истребители Mitsubishi F-2. Время от времени здесь происходят различные тренировки и учения. Совсем недавно, например, проводились совместные учения японских и индийских ВВС с участием Су-30MKИ («Авиамир» об этом рассказывал прим. ред.). Периодически прилетают F-15 Eagle ВВС Японии, а также американские «Хорнеты». Бывают и более экзотические гости, вроде японского самолета ДРЛО Boeing E-767 с авиабазы Хамамацу.

Самолет ДРЛО и управления Boeing E-767

Ежегодно в декабре (с поправкой на отмены в 2020-2021 гг. из-за пандемии) на авиабазе проводится день открытых дверей. Программа мероприятия, включая время полетов, а также перечень авиатехники, участвующей в динамическом и статическом показах, примерно за месяц публикуется на сайте авиабазы. Здесь же — подробные инструкции, как добраться до места, парковки. Отмечу, что в день мероприятия посетителей на территории авиабазы огромное количество. Что следует учитывать при планировании всех деталей посещения (места съемки, питание и пр.). Также порекомендовал бы бронировать отель поближе к аэропорту и как можно раньше, поскольку ближе к мероприятию свободных мест за разумную цену в близлежащих местах размещения уже не найти.

Калибровщик аэродромных навигационных средств Raytheon Hawker U-125 японских ВВС

Теперь собственно о споттинге. Основным местом съемки является небольшой участок частной территории, расположенный справа от ВПП и прилегающий к периметру ограждения авиабазы, фактически врезаясь в него. Владелец, реализуя свое право частной собственности, не пожелал продавать принадлежащий ему земельный участок государству для нужд обороны, и продолжил использовать его для собственных сельскохозяйственных потребностей. На участке, прямо у забора, в непосредственной близости от рулежной дорожки, на расстоянии около 5-6 метров друг от друга, расположены 2 деревянные конструкции высотой около 3 метров, с лестницами и смотровыми площадками, в споттерской среде именуемые Hyakuri towers. С площадок прекрасный обзор на ВПП, отличные возможности для съемки руления, взлета и посадки самолетов. Но — только до полудня, позже оставаться нет смысла, поскольку появляется контражур (контровый свет). Никакого ажиотажа на «обзорках» нет, но лучше приезжать пораньше, чтобы застать хозяина, который может уехать и закрыть ворота. Можно позвонить и дождаться его, но к тому времени можно упустить интересные и желаемые ракурсы. На споттерской площадке предусмотрительным владельцем даже оборудован деревянный санузел. Стоимость входа около 1 000 или 2 000 йен (~600-1200 руб. по нынешнему курсу — прим. ред.), что, с учетом комфортности условий съемки, представляется некритичным. Деньги можно отдать самому владельцу, когда он появится, либо же положить в специально предназначенную для этих целей банку. С 2019 года на данном участке появились еще две споттерские вышки, но уже металлические, и раза в два выше имеющихся деревянных. Чья инициатива их появления – не знаю: или хозяин сообразительный, или споттеры «подбили» 🙂

С собой желательно взять что-нибудь перекусить и воду, поскольку рядом никаких магазинов нет. После обеда можно идти снимать со стороны гражданского терминала. К слову, на втором этаже терминала имеется площадка, где можно не только комфортно снимать, но и вкусно перекусить. Рядом с входом в здание аэропорта на постаментах установлены 2 самолета-памятника, и, конечно же, это Фантомы 🙂

Итог: замечательное место, однозначно достойное посещения, с учетом ряда нюансов. Конечно, если фотограф, исходя из личных предпочтений, захотел бы поснимать именно «живые» Фантомы, то он опоздал на несколько лет. Сейчас там можно снимать эксплуатируемые F-2 и «гостей». Перед выездом лучше проверить прогноз с точки зрения собственно самой погоды, ну, и направления ветра, поскольку от этого зависит то, при каком освещении фотограф будет снимать руление и взлет. При северном ветре условия, на мой взгляд, несколько комфортнее: самолеты двигаются в сторону фотографа, солнце светит в спину, и место отрыва несколько ближе.

Также замечу, что трафик гражданского сектора большого интереса не представляет, поскольку составляет лишь несколько рейсов день

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 3

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?