5
(1)

Шведский Линчёпинг по праву считается авиационной столицей этой скандинавской страны. На восточной окраине города расположены цеха авиационного завода SAAB AB и аэродром, который используется также как городской. С противоположной стороны от Линчёпинга — база шведских ВВС Мальмен, на территории которой располагается, в том числе, и военный авиационный музей. Кроме того, здесь же базируется Королевская шведская авиашкола, основанная еще в 1912 г. бароном Карлом Седерстрёмом. В августе 2016 г. здесь проводилось авиашоу, посвященное 90-летию ВВС Швеции.

Коллекция музея насчитывает более 300 летательных аппаратов, но в экспозиции присутствуют около пятидесяти. Остальные либо в запасниках, либо экспонируются в других музеях страны и мира. Основа экспозиции — это продукция шведских авиастроителей, а также другие летательные аппараты военного назначения, состоявшие на вооружении в Швеции. Несмотря на относительно небольшой музейный фонд здесь можно встретить настоящие раритеты, сохранившиеся в единичных экземплярах.

Ударный самолет А-32А Lansen, вооруженный парой противокорабельных УР Robot 04. Данная модификация была предназначена для атак кораблей советского флота в случае начала боевых действий на Балтике. Данный экспонат музея, начиная с 1957 г., около 20 лет эксплуатировался в составе авиакрыла F6 (Карлсборг), после чего был списан и передан музею.

Легкий вертолет общего назначения Agusta Hkp3C, в котором легко угадывается знаменитый американский «Ирокез». Лицензионная копия, выпускавшаяся итальянской Agusta, состояла на вооружении армейской авиации Швеции около 40 лет. Всего было приобретено 28 таких вертолетов для нужд ВВС и армии.

Многоцелевой самолет Saab AJS37 Viggen в пятнистом камуфляже имеет маркировку авиакрыла F10. Экспонат музея с 1997 г.

Легкий вертолет общего назначения Sud Hkp2. Экспонат музея был поставлен в армейскую авиацию в 1959 г. и использовался, в том числе, для перевозки раненых и постановки мин. В середине 1960-х ггг. участвовал в экспедиции на Шпицберген. Позже он был передан в состав воздушной флотилии F 7 Såtenas ВВС страны. Вертолет поступил в Музей ВВС в 1986 г. и налетал чуть более 1000 часов.

Ночной двухместный истребитель De Havilland J33 Venom английской постройки. Компания De Havilland передала этот экземпляр ВВС в 1953 г., где он эксплуатировался до 1960 г. Ввиду морального устаревания был «переквалифицирован» в буксировщик мишеней и эксплуатировался под гражданской регистрацией SE-DCD . Передан музею в 1969 г. На заднем плане — экспериментальный SAAB 210, на котором шведские авиаконструкторы отрабатывали аэродинамику будущего SAAB-35 Draken.

Противотанковый вертолет HKP 9A (MBB Bo 105-CB-3). Экспонат музея передан шведским военным в 1987 г. , а в 2010 г. он пополнил коллекцию музея.

Этот экспонат — истребитель Saab J35D Draken был поставлен шведским ВВС в 1965 году и служил в воздушных флотилиях F 13 Bråvalla, F 3 Malmen и F 4 Frösön. Двадцать лет спустя он был передан в музей ВВС. К открытию Музея ВВС после его кардинального обновления в 2009 г. экспонат был отреставрирован и помещен в экспозиционный зал, посвященный временам «холодной войны».

В 1963 г. Швеция приобрела 22 вертолета Boeing Vertol 107 (военное обозначение в США — СН-46), которые под обозначением HKP 4 эксплуатировались как в ВВС, так и в авиации флота. Экспонат музея выпущен в 1959 г. как прототип. В морскую авиацию Швеции поступил в 1970 г., где и использовался в основном для охоты на подводные лодки, траления и различных спасательных операций вплоть до 2011 г. В отличие от построенных позже вертолетов имеет квадратные, а не круглые иллюминаторы.

Двухместный учебно-боевой самолет Saab JAS39B Gripen. Этот экземпляр поступил в ВВС в 2001 г. и эксплуатировался в авиакрыле F 7 Скараборга в Сотенасе. С общим налетом 934 часа самолет поступил в музей ВВС в 2017 г.

В Музее ВВС Швеции демонстрируется только та авиатехника, которая использовалась в обороне страны. Единственным исключением стал отечественный истребитель, т.к. история боевого применения этих самолетов в годы холодной войны оставила след и в истории Королевских ВВС Швеции. Наш МиГ-15 является иллюстрацией к событиям 1952 г., когда над Балтикой был сбит шведский разведчик DC-3.

МиГ-15 представлен его польской лицензионной копией Lim-2, которая была специально приобретена для музея в 1987 г.

В период с 1954 по 1956 годы компания Saab выпустила 76 экземпляров реактивного истребителя Tunnan в разведывательной версии. S 29C был оснащен семью фотокамерами, но не имел вооружения. Это был первый шведский самолет, оснащенный устройством предупреждения об облучении РЛС.

Учебно-тренировочный SK 60A (SAAB 105). Экспонат музея поступил в ВВС страны в апреле 1986 г. и эксплуатировался в школе военной авиации F 5 Ljungbyhed. Передан в музей в 2001 г.

Разведывательный самолет Spitfire PR Mk. XIX эксплуатировался в шведских ВВС под обозначением S31 уже в послевоенное время. Впоследствии был заменен на реактивные S 29C Tunnan. Экспонат музея был найден в Канаде и передан шведской стороне в 1982 г., после чего долгое время реставрировался.

Шведские ВВС закупили три экземпляра амфибии Consolidated Catalina у ВВС Канады. В Швеции самолет получил обозначение TP 47 и использовался прежде всего как морской спасательный самолет, а также в качестве разведывательного и медицинского.

Экспонат музея — это первый из трех «Каталин», прибывших в Швецию. С 1949 г. он находился в составе воздушной флотилии F 2 Hägernäs. В августе 1957 г. самолет участвовал в так называемой экспедиции Спецберг — разведке перед предстоящей международной полярной экспедицией.

После почти двадцатилетней эксплуатации, в течение которой амфибия налетала 6000 часов, самолет был передан в коллекцию музея.

De Havilland DH 100 Vampire Mk.1 стал первым реактивным самолетом в шведских ВВС, где эксплуатировался под обозначением J 28A. В музее экспонируется самый первый экземпляр, поставленный в Швецию. Он был выведен из эксплуатации в 1955 г., а затем попал в музейную коллекцию. Всего же музей располагает шестью самолетами этого типа.

Английский истребитель Hawker Hunter F.4 Mk 50 эксплуатировался в ВВС Швеции под обозначением J 34. ВВС закупили в общей сложности 120 самолетов этого типа, которые выполняли задачи истребителей ПВО до поступления на вооружение сверхзвуковых SAAB-35 Draken. Для решения задач по перехвату самолетов противника шведские «Хантеры» были вооружены УР AIM-9 Sidewinder.

Экспонат музея поступил ​​в воздушную флотилию F 18 Tullinge в Стокгольме в 1956 г. С начала 1960-х гг. самолет эксплуатировался на авиабазе F 9 Säve в Гетеборге. В октябре 1967 г. у него произошла поломка из-за невыпуска левой стойки шасси. После ремонта самолет находился в эксплуатации еще полгода, а затем был передан в коллекцию музея.

Самолет радиотехнической разведки на базе бомбардировщика English Electric Canberra B.2. Швеция приобрела два бомбардировщика B.2 из состава Королевских ВВС Великобритании и реконструировала их под разведывательные цели. Экспонирующийся экземпляр поступил в Швецию в 1960 г. и, получив обозначение TP 52, был переделан в самолет РТР. В 1961 г. машина была передана авиафлотилии F 8 Баркаби и стала использоваться в качестве исследовательской платформы. После расформирования F 8 самолет был передан флотилии F 3 Мальмен в Линчёпинге, а затем — коллекции истории авиации, ставшей впоследствии музеем ВВС.

Douglas C-47 в шведских ВВС имел обозначение TP 79. Всего ВВС закупили восемь экземпляров этого самолета, которые использовались как военно-транспортные, так и самолеты радиотехнической разведки.

Данный экспонат является одним из двух C-47, выставленных в музее. Он был поставлен фирмой Douglas армии США в Европе ещё в 1944 г. В следующем году самолет приобрела компания Det Norske Luftfartsselskap. Через несколько лет он перешел во владение компании «Скандинавские авиалинии» и использовался для гражданских перевозок до 1960 г., когда его купили ВВС. Самолет прослужил до начала 1980-х гг., затем его поместили в музей.

Vickers Varsity — британский самолет специального назначения, использовавшийся в качестве учебно-тренировочного, транспортного и исследовательской платформы. Впервые он поднялся в воздух в 1949 г. и представлял собой развитие гражданского самолета Vickers Viking и его военного варианта Vickers Valetta. В ВВС Швеции самолет имел обозначение TP 82 и в основном использовался для радиотехнической разведки. Кроме того, из-за своей большой грузоподъемности он также был востребован в качестве транспортного самолета Красного Креста и ООН.

Этот музейный ТP 82 был поставлен в воздушную флотилию F 8 Баркарби в январе 1953 г. В качестве самолета-разведчика TP 82 был оснащен большим количеством современного электронного оборудования. Через 20 лет его вывели из эксплуатации, он стал частью коллекции истории авиации.

Военно-транспортный Hunting Percival P66 Pembroke C1 служил в ВВС Швеции под обозначением TP 83; были закуплены 18 самолетов этого типа. Музейный экспонат был поставлен в 1955 г. и служил в нескольких воздушных флотилиях в течение более двадцати лет. Самолет стал частью коллекции истории авиации в Мальмене в 1978 г., имея налет 3872 часа.  

Самолет радиотехнической разведки TP 85 на базе французского пассажирского Sud Aviation SE-210 Caravelle III. Два самолета этого типа были приобретены у авиакомпании SAS в 1971 г. и переделаны в разведчики для замены устаревших шведских «Канберр» TP 52. В ноябре 1998 г. самолет был выведен из эксплуатации и передан в Музей ВВС

Мы рассказали лишь о небольшой части экспонатов этого интереснейшего музея. Здесь есть авиатехника довоенного периода, несколько опытных и экспериментальных машин, а также бортовое оборудование и вооружение. В подземном этаже главного корпуса экспонируются останки сбитого над Балтикой разведчика DC-3.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?