На заставке: вид на часть экспозиции и фасад центрального корпуса.
Фото User:Jaydec, источник — commons.wikimedia.org, лиц. СС 3.0
Все фото автора.
Аэрокосмический музей Хилл расположен на одноименной базе ВВС США, в пяти милях к югу от г. Огдена (шт. Юта). Основан в 1981 г. в рамках программы наследия ВВС и открыт пятью годами позже. Регулярно пополняемая экспозиция насчитывает около сотни летательных аппаратов и тысячи других экспонатов, связанных с историей ВВС США, авиабазы Хилл и штата Юта.
Экспозиция Hill Aerospace Museum непрерывно совершенствуется и расширяется. Недавно дирекция музея получила грант от Законодательного собрания штата Юта в размере 10 млн. долларов на строительство нового корпуса, который планируется открыть в конце осени. Кроме того, совсем недавно коллекция музея пополнилась самолетом-разведчиком U-2 и истребителем пятого поколения F-22, сборка которых идет в настоящее время.
Поскольку экспозиция музея весьма обширная, мы решили разбить наш рассказ о ней на несколько частей. Предлагаем нашим читателям первую из них.
АВИАТЕХНИКА
North American B-25J Mitchel
Бомбардировщик «Митчелл» в конфигурации «Pappy Gunn» с восемью пулеметами калибра 0,50′ (12,7 мм) в носовой части. Эта модификация широко использовалась на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны лётчиками 345-й бомбардировочной группы («Air Apaches» 345th Bomb Group). Майор Пол «Паппи» Ганн разработал схему обстрела с малых высот штурмовиками A-20 Havoc и бомбардировщиками B-25 Mitchel, которые уничтожали японские аэродромы во время атак с малых высот.
Wright Flier
Реплика первого в мире самолета, который самостоятельно поднялся в воздух. Несколько таких бипланов были собраны братьями Орвиллом и Уилбуром Райт в их магазине велосипедов в Дейтоне, штат Огайо. Они стали первыми воздушными транспортными средствами с двигателем внутреннего сгорания. Длина первого полета самолета братьев Райт короче грузового отсека Lockheed C-5M Galaxy!
Boeing B-17G Fortress
Знаменитый бомбардировщик времен Второй мировой войны, активно применявшийся как на европейском, так и тихоокеанском театрах военных действий.
Douglas A-26 Invader
Штурмовик с восемью крупнокалиберными пулеметами в носовой части окрашен в полностью черно-красную схему времен Корейской войны. В ходе той войны самолеты осуществляли ночные низковысотные полеты, охотясь на северокорейские конвои и поезда, доставлявшие военные материалы на передовую.
North American F-86 Saber
«Сейбр» считается одним из лучших истребителей завоевания превосходства в воздухе, активно применялся в ходе Корейской войны. По данным, приводимым американскими историками, соотношение побед в воздушных боях с «северокорейскими» МиГ-15 составляет 10:1. (От редакции. Отечественная история приводит совсем другие цифры. Так, по данным МО РФ, в ходе корейской войны были сбиты 211 истребителей «Сейбр». Потери МиГ-15 составили 224 машины. Источник — https://encyclopedia.mil.ru/)
В музее экспонируется истребитель в персонифицированной окраске аса Корейской войны капитана Клиффорда Джолли (Clifford Jolly), сбившего 7 самолетов противника.
Republic F-105G Thunderchief
Двухместная модификация истребителя-бомбардировщика F-105, предназначенная для подавления зенитно-ракетных средств ПВО противника (Wild Weasel, «Дикая ласка»). Создана в годы Вьетнамской войны и широко использовалась в ней. Самолеты активно применялись в ходе операции LINEBACKER II по Рождественской бомбардировке Ханоя в декабре 1972 года. F-105G стал последней созданной модификацией «Тандерчифа».
Носовая часть представленного истребителя имеет характерную маркировку «Акулья пасть» 17-й эскадрильи Wild Weasel, которая дислоцировалась на базе Королевских ВВС Таиланда Корат в Таиланде. В «пасти» — выходное отверстие шестиствольной пушки General Electric M61 Vulcan, которая способна выпускать сотню 20-мм снарядов в секунду.
Приборная панель управления оператора радиоэлектронной борьбы F-105G Wild Weasel. За ручкой управления видна ЭЛТ, используемая для отслеживания радиолокационного излучения РЛС противника и запуска противорадиолокационных ракет, таких как AGM-45 Shrike или AGM-78 Standard ARM.
Приборная панель передней кабины пилота истребителя Republic F-105G Thunderchief «Wild Weasel». У пилотов «Диких ласок» был ретранслятор панели предупреждения об угрозе, также в виде электронно-лучевой трубки (ЭЛТ).
F-105 был одним из самых быстрых серийных самолетов так называемой «сотой» серии, построенных в годы «холодной войны».
Douglas A-1E «Skyraider»
Поршневой штурмовик времен Вьетнамской войны. Представленным в музее самолетом управлял майор Бернард Фишер (Bernard Fisher) — первый офицер ВВС, награжденный Почетной медалью Конгресса за спасение сбитого во Вьетнаме пилота. Майор Фишер посадил свой Skyraider на аэродроме в долине А-Шау, где его ведомый майор Даффорд «Джамп» Майерс (Dafford «Jump» Myers) приземлился на «живот» после того, как был сбит. Майор Фишер схватил Джамп Майерса, затащил его в кабину и взлетел, получив более 100 пробоин в своем самолете!
Sikorsky MH-53 Pave Low
Этот вертолет специальных операций MH-53 Pave Low участвовал в обеих иракских кампаниях. В частности, участвовал в первых воздушных ударах, действуя в качестве вертолета обнаружения и наведения ударных вертолетов оперативной группы «Нормандия», атаковавшей иракский радар раннего предупреждения в ходе операции «Буря в пустыне».
Republic A-10 Thunderbolt II
Штурмовик A-10 «Тандерболт II», более известный как «Бородавочник», был создан для непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Самолет пережил несколько попыток законсервировать или поставить на долгосрочное хранение флот этих штурмовиков из-за его выдающихся боевых качеств. К примеру, в эскадрилье ВВС Национальной гвардии США из Бойсе (шт. Айдахо), был один «Бородавочник», выпустивший более 309 000 снарядов из своей 30-мм пушки в течение одного шестимесячного развертывания в Афганистане!
Более подробно о самолете можно прочитать здесь.
Convair F-102A Delta Dagger
F-102A создавался как перспективный истребитель-перехватчик ВВС США с начала 50-х гг. и находился на вооружении американских ВВС более 20 лет. Также самолет эксплуатировался в ВВС Турции и Греции. Ограниченно применялся в ходе Вьетнамской войны. Более подробно о самолете можно прочитать здесь.
Convair F-106 Delta Dart
Истребитель-перехватчик, развитие F-102 Delta Dagger. Был основным истребителем Командования ПВО в 60-е гг. Более подробно о самолете можно прочитать здесь.
Кабина Convair F-106 Delta Dart. Обратите внимание на двуручный штурвал: одна сторона для управления полетом, а другая — радаром! Каждую весну и осень в Музее Хилл проводится «День открытых кабин», когда посетители могут сфотографировать кабины различных самолетов. В эти дни доступны даже кабины SR-71 и F-117!
Lockheed P-38 Lightning
Один из самых узнаваемых западных истребителей Второй мировой войны, Lockheed P-38 Lightning прославился боевыми действиями против японцев на Тихоокеанском театре военных действий. Самой известной миссией P-38 Lightning над Тихим океаном была операция «Возмездие», выполненная 18 апреля 1943 года. Она заключалась в перехвате и уничтожении двух бомбардировщиков Mitsubishi Betty с адмиралом Исороку Ямамото и его штабом на борту самолетов. Японское военное руководство осуществляло инспекционную поездку на Соломоновы острова. Оба бомбардировщика были сбиты парой P-38 над о. Бугенвиль, для чего истребители пролетели почти тысячу миль.
Northrup F-5E Tiger II
Tiger II в пустынном камуфляже 64-й эскадрильи «агрессоров», базирующейся на базе ВВС Неллис к северо-востоку от Лас-Вегаса (шт. Невада). 64-я эскадрилья «агрессоров» была создана после войны во Вьетнаме, т.к. американские летчики-истребители утратили навыки ведения воздушного боя. F-5E эскадрильи «Агрессор» использовались для имитации российского МиГ-21, имеющего очень похожие летные характеристики. Самолеты эскадрильи «Агрессор» были окрашены в бывшие схемы окраски Варшавского договора, чтобы пилоты могли видеть, как потенциальный противник могут выглядеть в воздухе. (От редакции. Вряд ли американские пилоты могли столкнуться с советскими самолетами в таком камуфляже. Ибо в ВВС Советского Союза такая двухцветная схема камуфляжной окраски истребителей не использовалась.)
Martin RB-57A
Лицензионная копия английского бомбардировщика English Electic Canbera в варианте фоторазведчика. В музее экспонируется последний построенный самолет этой модификации.
Экспонирующийся RB-57A 24 апреля 1955 г. был принят в состав 7407-й эскадрильи поддержки 7499-й группы поддержки, авиабаза Рейн-Майн, Германия. В 50-е гг. привлекался к выполнению полетов по программе SHARP CUT, выполняя разведывательные полеты вдоль границ стран Варшавского договора. Самолет был оснащен длиннофокусной оптикой, позволявшей производить фотосьемку территории потенциального противника без захода в его воздушное пространство.
В декабре 1960 г. был выведен из эксплуатации и передан в музейный фонд ВВС США. В аэрокосмический музей Хилл передан в 1990 г.
Подробно о этом самолете можно прочитать здесь.
Продолжение следует
Интересные рассказы в подкастах www.markhasara.com/episodes.