
27-28 августа 2016 г. на авиабазе Мальмен, рядом с авиационной столицей Швеции — г. Линчёпинг (Linköping), состоялось празднование 90-летия Королевских ВВС. Главным праздничным мероприятием стало, конечно, большое авиашоу с обширной статической экспозицией, великолепной летной программой и большим количеством гостей.
Вопреки традиции начнем с летной программы. Статика будет, конечно, но в конце. Потому что добраться на базу у меня получилось, когда летали уже вовсю.
Попав туда и сориентировавшись на местности, я понял: или я иду на площадку для споттеров (аккредитация была, спасибо майору Петеру Хагскёльду (Peter Hagsköld)) и пропускаю для съемки, как минимум, час летной программы, или ищу по ходу движения местечко поближе и снимаю оттуда. Второй вариант выглядел предпочтительнее, на нем я и остановился.
На одном из выездов непосредственно с летного поля стояла патрульная машина. «Можно я около вас поснимаю?» — «No problem». Всегда бы так… Потом они и вовсе уехали отсюда, предоставив меня самому себе 🙂 .
А место вроде бы и неплохое. Да, со споттерской точки безоговорочно лучше снимать взлет и воздушную программу. Но… там, по данным Петера, 320 таких «людей с фотиками». И у всех одинаковый ракурс в итоге. А вот на посадочном курсе и на рулежке у них снимков не будет. Так что отсюда своего рода эксклюзив может получиться.
Вообще, надо отдать должное устроителям мероприятия: они пригласили не только официальные СМИ, но и простых энтузиастов-споттеров. Выделили им «козырное» место, а утром в воскресенье организовали фотосессию статики в отсутствие посетителей (в 7 утра). Спасибо им!
Из-за ограничения по времени (завтра – домой) у меня стояла задача успеть все в один день. Но, пока кто-то в воздухе, отвлечься на статику невозможно. Тем более что она с другой стороны полосы. И народа там, как видно, немало. Оставляем мысли об экспозиции до вечера, а там – как получится.
В отличие от большинства европейских авиашоу с почти уже постоянным составом пилотажных групп и солистов, основными участниками этого воздушного праздника стали шведские самолеты и шведские пилоты. Летали почти все машины, разработанные в разные годы в стране трех корон. Сначала поодиночке, а потом – в едином строю.
Первую скрипку здесь «играл» самый современный шведский истребитель JAS39 Gripen. В субботу СААБ-39 совершил несколько вылетов, «затыкая дырки» в программе, образовавшиеся из-за сильнейшего бокового ветра и невозможности полетов ранее заявленных раритетных машин.

Были, конечно, и гости. Свое летное мастерство продемонстрировали асы из Бельгии, Финляндии, Швейцарии.
Следующим выступил шведский пилот на учебно-тренировочном SAAB-105 (Sk60) Королевского летного училища.
Чешские ВВС были представлены пилотажной парой L-159ALCA
и Ми-24 в новейшей окраске а’ля «Чужие». Это 221-я вертолетная эскадрилья ВВС Чехии постаралась так к ежегодным маневрам Tiger Meet, проводившимся в этом году в испанской Сарагосе.
Ну, и, конечно, настоящим подарком для зрителей стало выступление дуэта «Брейтлинг Вингвокерс» (Breitling Wingwalkers). Как говорится, это надо видеть!
К слову, всего за 399 английских фунтов любой желающий может почувствовать себя «вингворкером», слетав на таком «Боинге» в качестве воздушного акробата. Правда, для этого надо съездить в Великобританию.
Значительную часть летной программы заняли полеты боевой техники прошлых лет, представленной ассоциацией Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Эта общественная организация восстанавливает и поддерживает в летном состоянии раритетную авиатехнику, состоявшую ранее на вооружении ВВС Швеции. В авиапарке энтузиастов сейчас летающие Sk 16 Noorduyn Harvard, J 28 de Havilland Vampire, J 29 Saab 29 Tunnan, J 34 Hawker Hunter, SK 35C Saab 35 Draken, AJS 37 Saab 37 Viggen, Sk 50 Saab 91 Safir, Sk 60 Saab 105, Sk 61 Scottish Aviation Bulldog. В последние годы они стали активно участвовать в различных авиашоу. К сожалению, не все из них участвовали в празднике, но и тех, что летали, хватило с лихвой. Давайте посмотрим.




Очень красиво отлетал SAAB-91 Safir. Этот учебно-тренировочный самолет состоял на вооружении шведских ВВС под обозначение Sk50. Машина была представлена частным коллекционером.
ВВС Финляндии были представлены истребителем F-18C Hornet.
Очень интересной получилась программа, подготовленная военно-воздушными силами. Вертолетчиками была разыграна операция по высадке и эвакуации экспедиционных сил. Восьмерка транспортных UH 60 Black Hawk (в ВВС Швеции они обозначаются Hkp 16) под прикрытием пары легких Agusta A-109 (Hkp 15) эффектно отработали высадку, после чего подразделение спецназа пошумело – постреляло – попускало цветные дымы прямо перед зрителями. Особенно активничали в этом плане А-109, «ведя огонь» из крупнокалиберных пулеметов, установленных в дверных проемах. Возможность огневой поддержки операции с легкого небронированного вертолета, который можно сбить из рогатки (был такой случай во время вьетнамской войны) у меня вызвала большие сомнения. Но в шумовой эффектности – не откажешь.

Следом за ними NHIndustries NH90 (в Швеции — Hkp 14) «слил воду» на воображаемый пожар. Публика была в восторге!
Необычным для авиашоу стал «вальс», исполненный мощной аэродромной техникой. Уборочные машины изящно выписывали на полосе восьмерки, демонстрируя приличную для своих габаритов маневренность.
Видимо, таким образом на празднике отметили и службу тех, кто, как правило, остается «за кадром», но без кого не взлетит в воздух ни один самолет. Если кто не в курсе: на одного летчика приходится до десятка специалистов наземных служб, обеспечивающих функционирование «главной фигуры в авиации».
Затем шведские ВВС явили миру свою пилотажную четверку на «Гриппенах». «Гриппенов» вообще в этот раз было очень много, и на статике, и в воздухе. Но это и понятно: предмет национальной гордости, имеющий, к тому же, определенный экспортный успех. Не могу оценить боевую эффективность этой машины, но летает он очень красиво. По маневренности он визуально значительно превосходит F-16.
Ну так вот, пилотажная группа. Очень четкий строй, небольшие интервалы и дистанции. Чувствуется хорошая слетанность. В то же время, все очень прозаично и аккуратно, без каких-либо изысков и фишек. Возможно, более эмоциональному выступлению помешал сильный боковой ветер. Из-за него не летали заявленные В-17, «Вампир» и Дэ Хэвилленд DH-82 «Тайгер Мос». Из-за него пилотаж и остальных был весьма аккуратным, и на приличной высоте.
Свое выступление четверка «Гриппенов» завершила имитацией дозаправки с совместным проходом над полосой с транспортно-заправочным «Геркулесом» (Tp84). У шведов один такой специализированный самолет.
Апофеозом летной программы стал совместный полет пяти СААБов — от «Туннана» до «Гриппена». Все машины, кроме последней, — из состава Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Глядя на пролет этой пятерки мне стало очень обидно за то, что у нас, при огромнейшем количестве боевых машин, которым еще можно сохранить жизнь, никто этим по сути не занимается. Проще сгноить…
За сим летная программа завершилась, и народ очень организованно повалил в сторону парковок и остановок. А я — рысью — к статической экспозиции, ибо в моем распоряжении оставалось часа полтора. Повстречавшийся по дороге оркестр, на ходу играющий бравурный марш, добавил сил и настроения.
Статика оказалась довольно богатой. Было выставлено практически все, что состоит на вооружении, плюс экспозиция Музея ВВС (расположен на этой же базе), «статические гости» типа американских F-15C (изначально были заявлены F-15E, но янки «обманули»), венгерского «Грипена», датской «Дакоты» и др. Шведский концерн SAAB — основной поставщик боевой техники для своих ВВС — представил полноразмерный макет «Грипена» следующего поколения, а также несколько своих летающих лабораторий. Традиционно в статической экспозиции поучаствовали и транспортные «борта», сопровождавшие гостей.







В целом, даже, несмотря на некоторые погодные ограничения из-за ветра, праздник явно удался. Высочайший уровень организации мероприятия позволил учесть интересы и прессы, и зрителей, и фотографов – споттеров, обеспечив каждому максимум комфорта, удовольствия и положительных эмоций. Молодцы, что и говорить! Спасибо!