5
(4)

27-28 августа 2016 г. на авиабазе Мальмен, рядом с авиационной столицей Швеции – г. Линчёпинг (Linköping), состоялось празднование 90-летия Королевских ВВС. Главным праздничным мероприятием стало, конечно, большое авиашоу с обширной статической экспозицией, великолепной летной программой и большим количеством гостей.

217f1810

Вопреки традиции начнем с летной программы. Статика будет, конечно, но в конце. Потому что добраться на базу у меня получилось, когда летали уже вовсю.
Попав туда и сориентировавшись на местности, я понял: или я иду на площадку для споттеров (аккредитация была, спасибо майору Петеру Хагскёльду (Peter Hagsköld)) и пропускаю для съемки, как минимум, час летной программы, или ищу по ходу движения местечко поближе и снимаю оттуда. Второй вариант выглядел предпочтительнее, на нем я и остановился.
На одном из выездов непосредственно с летного поля стояла патрульная машина. «Можно я около вас поснимаю?» – «No problem». Всегда бы так… Потом они и вовсе уехали отсюда, предоставив меня самому себе 🙂 .
А место вроде бы и неплохое. Да, со споттерской точки безоговорочно лучше снимать взлет и воздушную программу. Но… там, по данным Петера, 320 таких «людей с фотиками». И у всех одинаковый ракурс в итоге. А вот на посадочном курсе и на рулежке у них снимков не будет. Так что отсюда своего рода эксклюзив может получиться.

Уходит в небо бельгийский солист
Уходит в небо бельгийский солист
217f1902
217f1930
217f1936
Создается впечатление, что зайцы – неотъемлемый атрибут европейских авиашоу! 
217f1937
217f1941
Продолжаем наблюдать за выступлением бельгийского F-16
217f1955
217f1984
На посадочном
217f2001-edit

Вообще, надо отдать должное устроителям мероприятия: они пригласили не только официальные СМИ, но и простых энтузиастов-споттеров. Выделили им «козырное» место, а утром в воскресенье организовали фотосессию статики в отсутствие посетителей (в 7 утра). Спасибо им!
Из-за ограничения по времени (завтра – домой) у меня стояла задача успеть все в один день. Но, пока кто-то в воздухе, отвлечься на статику невозможно. Тем более что она с другой стороны полосы. И народа там, как видно, немало. Оставляем мысли об экспозиции до вечера, а там – как получится.

217f2112
F-51D Mustang II, принадлежащий частной компании BILTEMA – участник авиашоу.
217f2149
217f2161
Скольжение при таком боковике солидное, что и говорить!
Скольжение при таком боковике солидное, что и говорить!
217f4350

В отличие от большинства европейских авиашоу с почти уже постоянным составом пилотажных групп и солистов, основными участниками этого воздушного праздника стали шведские самолеты и шведские пилоты. Летали почти все машины, разработанные в разные годы в стране трех корон. Сначала поодиночке, а потом – в едином строю.
Первую скрипку здесь “играл” самый современный шведский истребитель JAS39 Gripen. В субботу СААБ-39 совершил несколько вылетов, “затыкая дырки” в программе, образовавшиеся из-за сильнейшего бокового ветра и невозможности полетов ранее заявленных раритетных машин.

217f4391
Вот интересно получилось. Как будто верхушка яблока с хвостиком…
217f4462
217f4475
217f4512
Летная программа была достаточно насыщенной, так что различные участники периодически “пресекались” в объективе

Были, конечно, и гости. Свое летное мастерство продемонстрировали асы из Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

217f2079
Смотрим выступление швейцарского солиста на F-18C
217f2179
217f2204
217f2284
217f2331
217f2389
Очень крутой заход на посадку
217f2420
217f2427

Следующим выступил шведский пилот на учебно-тренировочном SAAB-105 (Sk60) Королевского летного училища.

217f2347

217f2511
217f2585
217f2620
217f2629

Чешские ВВС были представлены пилотажной парой L-159ALCA

217f2865
217f3042

и Ми-24 в новейшей окраске а’ля “Чужие». Это 221-я вертолетная эскадрилья ВВС Чехии постаралась так к ежегодным маневрам Tiger Meet, проводившимся в этом году в испанской Сарагосе.

217f4883
217f4896

Ну, и, конечно, настоящим подарком для зрителей стало выступление дуэта «Брейтлинг Вингвокерс» (Breitling Wingwalkers). Как говорится, это надо видеть!

217f2467
Пара порулила на старт, девушки разминаются перед выступлением
217f2551
Вот между бипланами как раз бугор для споттеров, куда я не дошел
217f2694
217f2729
217f2771
217f2858
217f2874
217f2911
217f3070
217f3161

К слову, всего за 399 английских фунтов любой желающий может почувствовать себя «вингворкером», слетав на таком «Боинге» в качестве воздушного акробата. Правда, для этого надо съездить в Великобританию.

217f3182
217f3204
Ой, Эмили меня увидела и машет!
217f3212
Она летает в команде уже третий сезон, а ее сестра Стелла – аж с 2009 г. И тут семейственность 🙂
217f3220
Какая славная девушка!
217f3230
Вторая касадерша тоже решила мне помахать. Спасибо!
217f3226
Флоренс – новичок в команде Брейтлинг, первый сезон
217f3238
217f3242

Значительную часть летной программы заняли полеты боевой техники прошлых лет, представленной ассоциацией Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Эта общественная организация восстанавливает и поддерживает в летном состоянии раритетную авиатехнику, состоявшую ранее на вооружении ВВС Швеции. В авиапарке энтузиастов сейчас летающие Sk 16 Noorduyn Harvard, J 28 de Havilland Vampire, J 29 Saab 29 Tunnan, J 34 Hawker Hunter, SK 35C Saab 35 Draken, AJS 37 Saab 37 Viggen, Sk 50 Saab 91 Safir, Sk 60 Saab 105, Sk 61 Scottish Aviation Bulldog. В последние годы они стали активно участвовать в различных авиашоу. К сожалению, не все из них участвовали в празднике, но и тех, что летали, хватило с лихвой. Давайте посмотрим.

217f3017
Хаукер Сиддли “Хантер” состоял на вооружении ВВС Швеции под обозначением J34 в качестве высотного перехватчика. А эта машина входила в состав пилотажной группы “Acro Hunters”
217f3142
217f3423
Учебно-тренировочный Скоттиш Авиэйшн “Буллдог” английского производства в ВВС Швеции имел обозначение Sk61. Состоял на вооружении в период 1972 – 2001 гг.
217f3427
217f3465
Взлетает AJS 37 Saab 37 Viggen
217f3524
217f3555
После эффектной посадки с коротким пробегом (истребитель оснащен реверсом тяги) самолет развернулся на полосе “задним ходом” (реально рулил хвостом вперед) и после короткого разбега снова ушел в небо
217f3565
217f3586
217f4403
Сквозь сетку поднятого аэрофинишера можно увидеть шведский реактивный истребитель J29 “Туннан”. Кстати, первый серийный европейский боевой самолет со стреловидным крылом
217f4416
Между этими поколениями СААБов – полвека
217f4829
Взлетает SAAB-35 Draken
217f4912
“Дракен” завершил выступление
217f4768

Очень красиво отлетал SAAB-91 Safir. Этот учебно-тренировочный самолет состоял на вооружении шведских ВВС под обозначение Sk50. Машина была представлена частным коллекционером.

217f4711
217f4683
217f4718
217f4773

ВВС Финляндии были представлены истребителем F-18C Hornet.

217f4632
В ожидании “добра” на вылет
217f4842
217f4846
217f5111
217f5133
217f5142
217f5160
217f5183

Очень интересной получилась программа, подготовленная военно-воздушными силами. Вертолетчиками была разыграна операция по высадке и эвакуации экспедиционных сил. Восьмерка транспортных UH 60 Black Hawk (в ВВС Швеции они обозначаются Hkp 16) под прикрытием пары легких Agusta A-109 (Hkp 15) эффектно отработали высадку, после чего подразделение спецназа пошумело – постреляло – попускало цветные дымы прямо перед зрителями. Особенно активничали в этом плане А-109, «ведя огонь» из крупнокалиберных пулеметов, установленных в дверных проемах. Возможность огневой поддержки операции с легкого небронированного вертолета, который можно сбить из рогатки (был такой случай во время вьетнамской войны) у меня вызвала большие сомнения. Но в шумовой эффектности – не откажешь.

217f3634
Восьмерка UH-60 “Блэк хок” (в ВВС Швеции обозначаются Hkp16) в совместном полете смотрится внушительно
217f3644
217f3674
Десант высажен, вертолеты уходят
217f3699
217f3717
217f3780
217f3828
217f3862
217f3874
217f3945
217f4034
217f4052
“Типично шведские” постройки добавляли празднику национальный колорит

Следом за ними NHIndustries NH90 (в Швеции – Hkp 14) «слил воду» на воображаемый пожар. Публика была в восторге!

217f4082-2
217f4091
217f4095

Необычным для авиашоу стал “вальс”, исполненный мощной аэродромной техникой. Уборочные машины изящно выписывали на полосе восьмерки, демонстрируя приличную для своих габаритов маневренность.

217f4335

Видимо, таким образом на празднике отметили и службу тех, кто, как правило, остается “за кадром”, но без кого не взлетит в воздух ни один самолет. Если кто не в курсе: на одного летчика приходится до десятка специалистов наземных служб, обеспечивающих функционирование “главной фигуры в авиации”.

217f4344

Затем шведские ВВС явили миру свою пилотажную четверку на «Гриппенах». «Гриппенов» вообще в этот раз было очень много, и на статике, и в воздухе. Но это и понятно: предмет национальной гордости, имеющий, к тому же, определенный экспортный успех. Не могу оценить боевую эффективность этой машины, но летает он очень красиво. По маневренности он визуально значительно превосходит F-16.

217f5192

Ну так вот, пилотажная группа. Очень четкий строй, небольшие интервалы и дистанции. Чувствуется хорошая слетанность. В то же время, все очень прозаично и аккуратно, без каких-либо изысков и фишек. Возможно, более эмоциональному выступлению помешал сильный боковой ветер. Из-за него не летали заявленные В-17, «Вампир» и Дэ Хэвилленд DH-82 «Тайгер Мос». Из-за него пилотаж и остальных был весьма аккуратным, и на приличной высоте.
Свое выступление четверка «Гриппенов» завершила имитацией дозаправки с совместным проходом над полосой с транспортно-заправочным «Геркулесом» (Tp84). У шведов один такой специализированный самолет.

217f5223
217f5230
217f5262

Апофеозом летной программы стал совместный полет пяти СААБов – от “Туннана” до “Гриппена”. Все машины, кроме последней, – из состава Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Глядя на пролет этой пятерки мне стало очень обидно за то, что у нас, при огромнейшем количестве боевых машин, которым еще можно сохранить жизнь, никто этим по сути не занимается. Проще сгноить…

217f5238
Снова птицы в стаю собираются…
217f5270
217f5281
217f5302
217f5308
217f5316
217f5329
217f5334
217f5369
217f5393-edit
217f5397
217f5415
217f5423
217f5430
217f5453
217f5484

За сим летная программа завершилась, и народ очень организованно повалил в сторону парковок и остановок. А я – рысью – к статической экспозиции, ибо в моем распоряжении оставалось часа полтора. Повстречавшийся по дороге оркестр, на ходу играющий бравурный марш, добавил сил и настроения.

217f5527

Статика оказалась довольно богатой. Было выставлено практически все, что состоит на вооружении, плюс экспозиция Музея ВВС (расположен на этой же базе), “статические гости” типа американских F-15C (изначально были заявлены F-15E, но янки “обманули”), венгерского “Грипена”, датской “Дакоты” и др. Шведский концерн SAAB – основной поставщик боевой техники для своих ВВС – представил полноразмерный макет “Грипена” следующего поколения, а также несколько своих летающих лабораторий. Традиционно в статической экспозиции поучаствовали и транспортные “борта”, сопровождавшие гостей.

217f5532
Послеполетная подготовка “Виггена”
217f5535
Этот Дуглас DC-3 – флагман Общества Летающих ветеранов. Несколько лет назад прилетал в Калининград
217f5540
Разведчик – бомбардировщик SAAB B-17
217f5547
Sk 16 Noorduyn Harvard
217f5556
Знаменитый “Спитфайр”. В шведских ВВС служили полсотни таких машин в разведывательном варианте
217f5563
“Мустанги” тоже состояли на вооружении. Изначально как разведчики, впоследствии переоборудованные в истребители
217f5567
217f5573
SAAB-32 “Лансен” – экспонат Музея Королевских ВВС Швеции
217f5587
Еще один экспонат авиамузея – J29 “Туннан”. Маркировка напоминает о единственной миротворческой миссии, в которой принимали участие ВВС Швеции, – операции в Конго в начале 60-х гг.
217f5603
Старичок F-15C из состава ВВС США в Европе (USAFE)
217f5606
Если быть точным, то прилетевшая на праздник пара относится к 493-й истребительной эскадрилье 48-й оперативной группы ВВС США в Европе. “Погоняло” эскадрильи – “Grim Reapers” (“Суровые жнецы”), дислоцируются в Великобритании на а/б Лэйкенхэт (RAF Lakenheath). Эта эскадрилья – единственная в Европе, оперирующая истребителями F-15C/D
217f5615
Самолет радиоэлектронной разведки S 102B Kopen на базе бизнес-джета “Гольфстрим” IV. У шведов пара таких “больно любопытных гусей”. Один белый (борт 023), другой – серый (борт 022). Насчет веселости – не в курсе. Но то, что регулярно шарятся у наших границ – факт
217f5645
217f5623
Норт Америкэн “Сейбрлайнер” (шведское обозначение Тр86). В строю с 1981 г.
217f5654
Самолет ДРЛО и управления Saab 340 AEW Argus (S100)
217f5670
Военно-транспортный C-295M ВВС Чехии
217f5726
217f5675
Грузовая кабина шведского C-130 Hercules была доступна всем желающим
217f5685
Некоторые даже завозили туда детские коляски. Тренировались на случай эвакуации? 🙂
217f5723
217f5696
Dash8 Q-300 шведской береговой охраны
217f5706
Бельгийскй “Геркулес” – старый знакомый. С ним я встречался в 2011 г. в Радоме. А где его “дискотечный” экипаж?
217f5715
ВВС Венгрии продолжают эксплуатировать Ан-26
217f5737
У макета второго поколения “Грипена” многолюдно, несмотря на завершение первого дня
217f5741
Gripen D концерна SAAB используется для испытаний
217f5743
217f5753
Bombardier BD-700 Global Express, принадлежащий концерну SAAB AB. Довольно свежий, введен в эксплуатацию в прошлом году
217f5768
А это вариант NH90, имеющий “местное” обозначение HKP 14F. Вертолет оснащен РЛС кругового обзора для поиска подводных лодок
217f5769
Агуста А-109 на стоянке. Чуть раньше мы наблюдали ее в полете
217f5773
SAAB-105 (Sk60) крупным планом
217f5777
217f5791
Знаменитый Де Хэвилленд DH-82 удалось увидеть только на стоянке
217f5796
Внешность J-29 полностью оправдывает его наименование (“Tunnan” в переводе со шведского – “Бык”)
217f5798
Такое впечатление, что все эти раритеты полувекового и более возраста – только что с завода…
217f5808
SAAB B-17 еще раз, с другого ракурса
217f5812
Запустился “Дуглас”
217f5826
Похоже, коллегу заинтересовала втулка несущего винта авмейского МВВ Во-105
217f5831
“Дакота” порулила на старт
217f5852

В целом, даже, несмотря на некоторые погодные ограничения из-за ветра, праздник явно удался. Высочайший уровень организации мероприятия позволил учесть интересы и прессы, и зрителей, и фотографов – споттеров, обеспечив каждому максимум комфорта, удовольствия и положительных эмоций. Молодцы, что и говорить! Спасибо!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?