5
(11)

Последнее обновление — 19.04.2021

Мне повезло, я жил по соседству с одним из основателей Музея ВВС в подмосковном Монино, генерал-майором Михаилом Васильевичем Шишкиным. Благодаря его внимаю я оказался в начале 1960-х в хранилище старой авиационной техники и с этого момента начал собирать фото его экспонатов. А все цветные фото в начале 1970-х сделаны на пленке фирмы «Орво» (ГДР).

В 60-е годы перед главным входом на территорию жилого городка монинской академии установили на пьедестал МиГ-15бис, правда, простоял он там недолго и из-за расширения въезда на его территорию снесли, передав самолет в музей.

Самолет Ан-8, заводской № 9340504, поступил в музей в 1976 г.

Самолет Ан-10А, заводской № 0402406, поступил в музей в 1976 г.

Самолет Ан-12, заводской № 8900203, поступил в музей в 1973 г.

Артиллерийское орудие, ранее десантировавшееся с самолета Ан-12.

Самолет Ан-14А, заводской № 500303, поступил в музей в 1977 г.

Ан-24 СССР — 46746 Киевского авиазавода (№ 47300903) 1964 года выпуска. Поступил в музей в 1979 г.

К линейке самолетов ОКБ Антонова можно добавить и снимок Ан-2
на рулежной дорожке аэродрома во время проведения авиахимических работ, сделанный в начале 1970-х гг.

Противолодочная амфибия Бе-12. Самолет № 5600302 построен в 1960 году на заводе в Таганроге и впервые взлетел 18 октября. В музей поступил 5 июня 1974 года. Совершил 170 полетов, налетав – 809 часов. Фото сделано в августе 1974 года.

Более поздний снимок этого экспоната

Самолет для местных авиалиний Бе-32 СССР-67209 (заводской № 0600105). Изготовлен в 1970 году, в музей поступил в 1983 году.

Самолет-штурмовик Ил-10М поступил в музей в 1959 г.

Самолет Ил-12Т, заводской № 30218, поступил в музей в 1959 г.

Ил-12Т после первой «реставрации».

Самолет Ил-14 поступил в музей из Гражданской авиации, но в лихие 90-е бомжи его сожгли.

Магистральный пассажирский самолет Ил-18В СССР-75737 (заводской № 181002702). Выпущен в 1961 году на заводе № 30 в Москве. В музей поступил в 1977 году.

Бомбардировщик Ил-28, заводской № 5305771, поступил в музей в 1967 г.

Вертолет Ка-18.

Истребитель Ла-7.

Истребитель Ла-11. На заднем плане механики проводят регламентные работы на бомбардировщике Ту-2.

Истребитель Ла-11, проданный за рубеж, похоже, уже никогда не вернется на Родину.

Ла-15 – последний серийный истребитель С.А. Лавочкина.

Перехватчик Ла-250 в первозданном виде.

Фрагмент Ла-250, который в 1968 году еще не разрешали фотографировать.

Ночной бомбардировщик Ли-2ВП зав. № 18418809 1945 г. выпуска. Этот самолет поступил в музей в январе 1959 г., но «благодарные» потомки посчитали, что его место на свалке. Я не стал кадрировать этот снимок, чтобы показать состояние этой реликвии, а также – ангара, переданного музею в середине 1960-х.

Транспортный Ли-2 послевоенного выпуска и его останки на задворках музея.

Этот Ли-2 из Аэрофлота еще жив.

Когда ВВС и Аэрофлот прекратили эксплуатацию Ли-2, то в музей поступили аж три машины.

Этот самолет в музее позиционируют как бомбардировщик, в действительности это учебно-штурманская машина Ли-2УШ, о чем свидетельствую ухваты для практических бомб под его центропланом.

Вертолет Ми-4, заводской № 1104, поступил в музей в 1965 г.

Вертолет Ми-6ПЖ2 (заводской № 9683901В). Изготовлен в 1969 году на Ростовском вертолетном заводе. Поступил в музей 5 ноября 1991 года из города Троицк. Перелет в Монино с промежуточными посадками в Уфе, Правдинске (Горьковская область) и Чкаловской выполнил военный летчик В.А. Наумов. В 1972 году после переоборудования в противопожарный вариант «ПЖ2» участвовал в тушении лесных пожаров в Подмосковье, работая с аэродрома Чкаловская.

Первый серийный вертолет Ми-6 (заводской № 003101В). Изготовлен в 1960 году на заводе № 23 в Москве. Поступил в музей в 1978 году.

Вертолет Ми-10, заводской № 8680604, поступил в музей в 1974 г.

Вертолет В-12 поступил в музей в 1975 г.

Стратегический бомбардировщик М-50 поступил в музей в разобранном виде с аэродрома ЛИИ в 1968 г.

Чтобы сделать этот снимок  М-50, пришлось забраться по боковому подкосу ангара почти под его крышу.

Легкий ночной бомбардировщик По-2ЛНБ, заводской № 642749, поступил в музей в 1958 г.

И еще несколько снимков По-2, сделанных в 70-е годы во время съемок художественных фильмов на территории музея.

Истребитель МиГ-9, заводской № 114010, поступил в музей в 1960 г. В такой окраске он снимался в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо».

Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ, заводской № 2115368, поступил в музей в 1961 г.

Учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, заводской № 22013, построен в 1954 г. В музей поступил в музей в 1973 г.

Первый прототип истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности поступил в музей в 1973 г.

Крылатая ракета КС-1.

Фронтовая крылатая ракета ФКР-1.

Крылатая ракета КСР-5.

Аналог воздушно-космического самолета многоразовой системы «Спираль» на транспортной платформе.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б, заводской № 1707, поступил в музей в 1968 г.

Самолет АНТ-2.

Фрагмент авиэтки Невдачина «Буревестник» на фоне АНТ-2 в старом (сгоревшем) ангаре.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2С поступил в музей в 1958 г.

Стратегический бомбардировщик Ту-4 поступил в музей в 1958 г.

Бомбардировщик Ту-16 (заводской № 1880802) построен на заводе № 1 в Куйбышеве в 1954 году. Заводские испытания, завершившиеся 18 декабря, провел летчик А. Казаков. В следующем году машина поступила в НИИ ВВС и эксплуатировалась до августа 1960 г. На ней, в частности, летал летчик-испытатель А.К. Стариков. В ходе эксплуатации самолет налетал 562 часа 48 минут, совершив 218 посадок. Затем бомбардировщик передали на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году.

Ту-16К-16 со станцией радиолокационной разведки и целеуказания «Рица» (заводской № 4201004) построен на заводе № 22 в 1954 году. Видимо, был переделан из Ту-16КС. Поступил в музей в 1975 году.

Ту-22 (заводской № 5050051) построен в 1960 году на заводе № 22 в Казани. До 28 сентября 1962 года находился в ЛИИ. Затем по 18 октября 1965 года эксплуатировался в строевой части, а с 27 октября – на учебной аэродромной базе Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году.

Ту-22М0 нулевой серии выпущен на заводе № 22 в Казани в 1970 году. Заводские летные испытания начались 23 марта 1971-го и завершились спустя три года из-за неоднократного превышения эксплуатационных перегрузок, доходивших до 4g. 25 февраля 1975 года машину передали на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году. Всего на самолете совершено 142 посадки, налет составил 127 часов 29 минут.

Межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, заводской №4800007, в свое время переоборудованный для испытаний самолета РС.
Под правой консолью крыла (ближе к законцовке) устанавливалась фотокамера для видеорегистрации отделения изделия от носителя. Поступил в музей в 1972 г.

Летающая лаборатория Ту-104АК, предназначенная для тренировки космонавтов на невесомость. Самолет Ту-104А (заводской № 8350705) изготовлен на Харьковском авиационном заводе (№ 135) в 1958 году. Первый полет летчик-испытатель Коробко выполнил на нем 28 декабря. В январе 1959-го машина поступила в 8-ю акдон и 6 июня того же года – в 207 авиационный транспортный отряд (АТО) ГВФ. Спустя три года, 25 июня, самолет передали в 200-й АТО Московского управления транспортной авиации, где он прослужил до 1965 года. После чего машину передали в ВВС и переоборудовали в летающую лабораторию. В ходе эксплуатации было выполнено 378 режимов на невесомость, 130 посадок, а налет составил 171 час.

Всего же самолет налетал 9861 час и совершил 5051 посадку. Поступил в музей 16 января 1979 года из 70-го отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В.С. Серегина.

Пассажирский самолет Ту-114 поступил в музей в 1972 г.

Пассажирский самолет Ту-124 СССР-45825 (заводской № 2350705) изготовлен на Харьковском авиационном заводе (№ 135) в 1962 году. В музей поступил в 1981 году.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 поступил в музей в 1959 г.

Учебно-тренировочный истребитель Як-11, заводской № 60217, поступил в музей в 1965 г.

Самолет Як-12Р, заводской № 14410, поступил в музей в 1962 г.

Реактивный истребитель Як-17, заводской № 1402001 поступил в музей в 1961 г. Самолет готовили для съемок фильма «Им покоряется небо».

Учебно-тренировочный самолет Як-18 с мотором М-11, заводской № 1163320, поступил в музей в 1958 г.

Учебно-тренировочный самолет Як-18У с мотором М-11, заводской № 1161029, поступил в музей в 1962 г.

В таком виде вертолет Як-24 с бортовым номером 51 поступил в музей. Фото 1968 г.

В начале 1970-х Як-24 реставрировали, заменив полотняную обшивку. Лопасти несущих винтов трапециевидной формы заменили прямоугольными от Ми-4.

Истребитель-перехватчик Як-25М, заводской № 0718, поступил в музей в 1972 г.

Почти одновременно с Як-25М в 1972 г. в музей поступил разведчик Як-27Р, заводской № 0703.

В 1975 г. в музей поступил фронтовой бомбардировщик Як-28Л, заводской № 2920902.

Як-28Л, заводской № 2920902, на фоне истребителя-бомбардировщика Су-7БКЛ (заводской № 5812), поступившего в музей в 1975 г.

Як-40 СССР — 87490 (серийный № 0117) 1971 года выпуска. Поступил в музей в 1981 г.

Турбовинтовой двигатель КБ Кузнецова НК-12 (до сих пор эксплуатируется на Ан-22 и Ту-95), поступил в музей в 1961 г.

Турбореактивный двигатель КБ Микулина АМ-3 поступил в музей в 1961 г.

Ракета Х-66 класса «воздуx-поверхность».

Триплан «Сопвич» поступил в музей в 1959 г.

Биплан «Вуазен» LAS поступил в музей в 1959 г.

Линейка раритетов монинского музея ВВС во время съемки художественного фильма по мотивам книги «Шаги по облакам».

Вертолет продольной схемы «Вертол-44» компании «Пясецкий» поступил в музей в 1975 г.

Гондола стратостата «СССР-3» (иногда ошибочно ее относят к «СССР-1») поступила в музей в 1960 г.

Гондола стратостата «Волга» поступила в музей в 1964 г.

Продолжение темы — здесь

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 11

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?