5
(3)

Вот и прошло самое долгожданное событие этого года в мире отечественной авиации. Впечатлений море, фотографий – еще больше, так что начинаю делиться.
В целом – здорово! Конечно, отсутствие ожидаемых премьер МС-21 и Ка-62 несколько снизили, как мне кажется, интерес к салону, но в целом и без них было, на что посмотреть.

Несмотря на большую общность со статикой прошлого МАКСа, нынешняя экспозиция отличалась и по форме, и по содержанию. Стали еще обширнее «Вертолеты России» (притом, что ничего принципиально нового показано не было, и даже макета Ка-62, присутствовавшего на предыдущих салонах, — тоже), исторический показ тоже пополнился несколькими экспонатами из прошлого, которые не выставлялись очень давно.

Открывала выставку махина нового Ил-76МД-90А. А напротив него, на своем обычном месте, разместился А350-900.

Ветеран московских авиасалонов, летающая лаборатория Ил-114, принадлежащая объединению «Радар-ММС», в этот раз экспонировалась уже без обтекателей антенн РЛС бокового обзора и позиционировалась как предвестник серийных машин. Хочется верить, что на следующем МАКСе мы увидим уже полноценный пассажирский самолет этого типа, пусть и из ташкентского задела.

Далее выстроилась череда «Суперджетов», целых два! «Аэрофлот» выставил один из последних полученных SSJ-100. «Прессу» типа меня в салон не пускали, объясняя это постоянным присутствием делегаций. Вечером борт вообще ушел (оно и понятно: разгар сезона, каждое пассажирское кресло на счету), его место занял «Суперджет» МЧС, который «позировал» уже до конца салона.

Еще одна машина — в ливрее только что созданной авиакомпании «Азимут». Базовым аэропортом для нового игрока на рынке пассажирских перевозок станет ростовский «Платов», а регулярные перевозки, по идее, начнутся вот-вот.

Далее следовала достаточно интересная экспозиция ЛИИ с парой летающих лабораторий Ил-76ЛЛ. На первой машине установлен новейший ПД-14 — надежда всего отечественного двигателестроения.

На другом testbed’е тоже долгожданный двигатель — турбовинтовой ТВ7-117СТ для новейшего легкого транспортного Ил-112.

Остальная экспозиция ЛИИ тоже претерпела изменения. Вместо Су-30 демонстрировался МиГ-29ЛЛ, а Ил-103 одели в фирменный «мундир» ЛИИ.

Пока я осматривал статику, на старт потащили «Вертолеты России». Первым номером Ми-26, конечно. Но я решил не отвлекаться на буксировку и продолжил изучение экспозиции.

Далее следовала довольно скудная линейка небольших пассажирских самолетов. Причем, часть присутствовавших в этой линейке предназначены не только (а, может, и не столько) для перевозки толстосумов, сколько для местных воздушных линий, авиапарк которых продолжает испытывать определенные трудности (надеюсь, временные). Роскошные бизнес-джеты Бомбардье, Гольфстрим на этом МАКСе отсутствовали. Не сезон… 🙂
Чехи снова экспонировали L-410NG, причем, в этом году я увидел его и в воздухе (об этом позже).

Cessna 525 CitationJet центра деловой авиации «Домодедово» приглашала познакомиться с возможностями компании в плане перевозок для бизнеса.

Итальянская группа Leonardo представила уже хорошо известный (самолету 30 лет) Piaggio P.180 Avanti. Несмотря на возраст, машина довольно популярна в Европе, а вот у нас пока — не очень. Мы на этот аэроплан посмотрим попозже, когда его потащат на исполнительный в лучах вечернего солнца.
А вот швейцарский Pilatus PC-12NG, хоть и ненамного моложе «Аванти», у нас популярен больше. Основным эксплуатантом этих машин в России является авиатакси «Декстер».

Далее — длинная-длинная линейка «Вертолетов России». Хорошо знакомые силуэты, но в новых цветовых схемах и с новыми «фишками». Начинает экспозицию полицейская версия «Ансата». Радует, что машина «пошла». Заводчане доложили о 67 выпущенных вертолетах в различных вариантах.

Ну, Ка-32 от МЧС демонстрировался  больше, так сказать, для количества, ибо ничего нового в нем не было, конечно. Хотя… Машина по-прежнему востребована у инозаказчиков, поэтому лишний раз напомнить о себе не грех. Трудяга!

Ми-8АМТ из Улан-Удэ с пассажирским салоном тоже новизной не блистал. Блистал белизной 🙂 К слову, мне показалось, что в этот раз машин из столицы Бурятии в экспозиции «Вертолетов России» было больше, чем казанских.

Замечу, что снимать статику в бизнес-день ненамного проще, чем в дни публичного посещения. Я не знаю, откуда берутся все эти дети в кабинах самолетов и вертолетов и мамы с колясками, часто просто блокирующие надолго съемку летательных аппаратов. Сколько же у нас фанатов авиации, оказывается! 🙂 А многие, похоже, влюбляются в авиатехнику раньше, чем начинают ходить…
Далее следовал перспективный (уже лет двадцать 🙂 ) Ми-38. По сравнению с предыдущими салонами никаких изменений в нем я не заметил.

А вот в салон — заглянул. Впечатляет!

А это — обещанный еще до салона арктический Ми-8АМТШ-ВА из Улан-Удэ. Вертолет экспонировался как площадке авиапрома, так и в ВВС-овской линейке.

Замечу, что интерес к вертолету был постоянный, народа около него крутилось много. Вот и Китай интересуется. Где Арктика и где — Китай? 🙂

«Вертолеты России» представили также свой первый гражданский БПЛА вертолетного типа ВРТ-300, предназначенный для видеомониторинга в реальном масштабе времени. Трехсоткилограммовый аппарат имеет радиус действия до 150 км и продолжительность полета 5 часов. Неплохо!

Значительную часть экспозиции «Вертолетов России» уже отбуксировали на исполнительный старт для летного показа, поэтому на боевую составляющую мы взглянем в другой день. Тем более, что ничего нового там не просматривалось.
Между «Вертолетами» и историческим «кластером» втиснулся демонстрируемый впервые учебно-тренировочный СР-10 с крылом обратной стреловидности. Это разработка частного КБ «Современные авиационные технологии» (г. Москва). Самолет интересный, конечно, и, судя по всему, у него неплохие перспективы. По озвученной на авиасалоне информации, готовится контракт с Министерством обороны на приобретение этих машин для замены L-39. С учетом того, что в парке ВКС насчитывается полторы сотни «Элок», первый в истории контракт на покупку авиатехники у частной фирмы выглядит многообещающим. Ведь за ВВС могут подтянуться и ДОСААФ, частные аэроклубы. А там и до экспорта недалеко.
Серийное производство планируется развернуть на Смоленском авиазаводе. Вместо устаревшего АИ-25ТЛ самолет получит новый двухконтурный АЛ-55. Правда, его серийное производство тоже надо будет налаживать.

С ТР-301 частной компании «Технорегион» из Краснодарского края мы уже знакомы по прошлому МАКСу. Правда, тогда он был укомплектован штатным поршневым АШ-62ИР. Ныне же аппарат превратился в турбовинтовой (ТР-301ТВ), он укомплектован чешским Вальтер М601 (этот же двигатель используется на Л-410). Пока. Но недалек тот день, утверждают технорегионовцы, когда машина будет комплектоваться собственным ТВД, который разрабатывает для самолета какое-то студенческое КБ. Посмотрим, удастся ли им воплотить свои задумки в реальность.

Так называемая «историческая секция» со времени предыдущего МАКСа претерпела изменения, но весьма незначительные. Даже МиГ-1.44 (МФИ) по-прежнему фотографировать с близкого расстояния не разрешают. Смешно, но факт остается фактом.

МиГ-АТ не выставлялся с тех пор, как ВВС предпочли ему Як-130. Теперь его можно было поснимать с разных ракурсов и даже потрогать.

Знакомый по прошлому МАКСу ремоторизированный МиГ-27М с двигателем АЛ-31Ф.

«Спарка» МиГ-21УМ как дань легендарному «двадцать первому».

Малоизвестная разработка ОКБ им. П.О. Сухого — сельскохозяйственный Су-38Л. Машину создали в начале 2000-х гг., но дальше опытного самолета дело не пошло. Теперь вот тоже — часть исторической экспозиции…

Су-17М4 в историческом экскурсе в отечественную авиацию тоже экспонировался впервые. Над МАКСом начали сгущаться тучи, что хорошо видно на этом снимке.

МЛ-012 разработки НПО «Молния» я увидел впервые. Интересный самолетик! Особенно, если учесть что до этого НПО «Молния» делало «Бураны» РКС «Энергия-Буран»…

Ну, и понятно, что историческая экспозиция МАКСа уже немыслима без Ту-144, к которому неизменно выстраиваются очереди, особенно длинные в публичные дни.

Экспозиция ВВС была довольно обширной и включала как уже хорошо знакомые борта («Стратеги» кочуют от выставки к выставке в неизменном составе), так и значительное количество новых серийных машин. Новых не в плане разработки, конечно (серьезные дела быстро не делаются), а в плане производства. Слава богу, в войска стала, наконец, поступать новая техника, и это хорошо заметно по статической экспозиции.

К военным «примкнул» серийный Бе-200ЧС таганрогской сборки. К слову, присутствовал он на выставке всего пару дней и улетел тушить пожары.

Ту-95МС-16 с пусковыми установками теперь знаменитых КР Х-101. Я спросил у ребят, насколько сильно сказывается на управлении этой махиной наличие на внешней подвеске таких масс и габаритов. «Поначалу было трудно, но сейчас уже приноровились. Дело привычки, как вы понимаете»…

СР-10 отправился готовиться к показательным полетам. Снова обращаю внимание на небо. За такой фон и промокнуть не грех 🙂

Ту-214ОН в этот раз отсутствовал, а его место занял скромный трудяга Ан-30.

Бессменно экспонируемый уже лет 5, наверно, А-50 чуток обновился: на его борту появилась надпись «Таганрог» и герб города, откуда эта машина родом.

А L-410UVP-E20 демонстрировался с комплектом зимних лыж (не смейтесь над уточнением, лыжи бывают и водные). Арктический вариант? Вполне возможно. Ведь Арктика — это наше все… 🙂

Наползающие «тучки» заставили задуматься о перерыве в осмотре выставки и передислокации поближе к выставочным павильонам (чтобы, в случае чего, укрыться от дождя).

А тут как раз шла очередная презентация новейшего МиГ-35 потенциальным заказчикам. Мне очень понравилось, как обыграли «подачу материала». Этот подиум, светодиодные экраны по окружности, два огромных движущихся монитора. Круто!

Правда, большинство посетителей использовали все вышеперечисленное исключительно для селфи и фотографирования детей на фоне самолета. Порой казалось, что я стал свидетелем какого-то группового помешательства на почве этих «себяшек».

Оставим на время статику и посмотрим, что и как летало во второй день МАКСа. А потом вернемся «на стоянку».
Итак, открывал летный показ наш гость из Евросоюза, А350-900. Элегантный самолет, ничего не скажешь.

Первоначально было озвучено, что этот красавец будет присутствовать на МАКСе все бизнес-дни, поэтому я как-то опрометчиво отложил его посещение на следующий день. Реально же оказалось, что аэробус находился на авиасалоне только два дня, и хорошо, что мы его вообще увидели. На земле и в воздухе.

Летал он красиво, плавно и тихо, регулярно выходя на поднятые к небу объективы в красивых ракурсах.

Сотая машина этой модели на днях передана заказчику. «Аэрофлотовский» контракт на покупку 14 XWB пока в силе, по нему поставки должны начаться в следующем году. Посмотрим…

А350-900 закончил показательные выступления на салоне и будет сейчас готовиться к вечернему отлету. Пожелаем ему доброго пути!

В небо поднялись «Вертолеты России», а пока полоса была свободна, по ней начали таскать туда-сюда «Суперджет». Я уж было грешным делом подумал, что на этом его участие в летной программе и завершится. 🙂 Ан нет! SSJ-100, как обычно, красиво отлетал, но чуть позже. По эффектности — не хуже европейца. Да и продажи подтягиваются потихоньку, правда, в основном, административными мерами. Ну, хоть так…

В этом году в летном показе участвовал второй летный экземпляр «Суперджета», до этого некоторое время находившийся на хранении.

В этом году вместо двух «прошлоразовых» «Русланов» а/к «Полет» (если не ошибаюсь, их азербайджанской Silk Way продали) бэкграундом для проруливающих по полосе бортов выступает новый терминал «Жуковского». Замечу, что интенсивность работы аэропорта нисколько не сказалась на проведении авиасалона. Несколько рейсов в день пока…

Вертолеты традиционно прошли колонной, практически не меняющейся годами.

Ми-35М — продолжатель славных традиций советского «крокодила» Ми-24.

Ми-28НМ (изд. 296) с двойным управлением и новым комплексом вооружения.

Парный заход с роспуском Ми-171 и Ми-38.

Гвоздем программы «Вертолетов России» стал пилотаж Ми-26Т2. Вертолет надолго зависал неподвижно, что давало возможность потренироваться в размытии винтов. Но даже на диафрагме 40 сплошной диск у меня не получился. Да и темновато было.

Далее в программе — новейший учебно-тренировочный Як-152. Вот он выруливает на полосу. В отличие от своих зарубежных аналогов самолет оснащен 500-сильным дизельным двигателем.

После очень короткого разбега Як эффектно оторвался от земли и покрутил виражи, восьмерки и бочки. Из-за небольших размеров машины получить эффектные кадры во время его полета сложно, поэтому будем довольствоваться тем, что есть. А в деталях мы эту машину рассмотрим на стоянке.

Пробег тоже оказался довольно скромным.

На смену Як-152 торопится еще один УТС — СР-10.

Компоновка машины во многом повторяет знаменитый Сухой С-47. По части конструкции крыла представители разработчика сказали, что она комбинированная — металл и композиты.

Подошла очередь «Суперджета».

После короткого разбега лайнер оторвался с фирменным правым креном и перешел в крутой набор.

После нескольких кругов SSJ-100 сымитировал заход на посадку с проходом.

А затем продемонстрировал свой короткий пробег после посадки. Благодаря высоким взлетно-посадочным характеристикам «Брюссельские авиалинии» осуществляют полеты в стокгольмский аэропорт Бромма с длиной ВПП чуть более полутора км. На очереди — городской аэропорт Лондона.

В заключении «Суперджет» покрасовался перед публикой и сорвал аплодисменты.

Далее наступил черед гостей МАКСа — пилотажной группы ВВС ОАЭ Al Fursan. Комментировать особо нечего, это надо смотреть. Единственное, осталось ощущение, что это «Фречче Триколори». Но в усеченном составе и вчера (или даже позавчера). Хотя, может, я чего-то и не понимаю…

Пара серийных Су-30СМ морской авиации разыграла воздушный бой с использованием управляемого вектора тяги. Зрелище довольно интересное, надо заметить. Но эту динамику фотографиями, конечно, не передать. А с видео я завязал…

Су-30СМ на полосе, а затем — и в воздухе сменил уже хорошо знакомый гостям МАКСов МиГ-29М2.

Отмечу, что в этот раз его показательная программа несколько отличалась от предыдущих, благодаря чему хорошая маневренность стала заметнее. Ну, это субъективно.

Посадка с использованием тормозных парашютов на показах — беспроигрышный вариант!

Пилоты поприветствовали публику открытием фонаря и поблагодарили ее за внимание посредством связи.

Реактивную технику сменили «тихоходы». Модернизированный L-410NG продемонстрировал как прекрасные взлетно-посадочные характеристики (особенно приятно удивила длина пробега), так и очень хорошую для машин такого класса маневренность.

Показательная программа была составлена так, что машина находилась на достаточно близком расстоянии от забора по всей его длине, так что хорошие снимки мог сделать любой желающий.

К слову, в плане импортозамещения сейчас ведется работа по адаптации отечественного двигателя ВК-800 под эту машину (это мне «климовцы» рассказали) и более глубокой локализации производства самолета на Уральском заводе ГА.

Посадочная дистанция с высоты 15 составляет всего 500 м.

На смену L-410NG уже рулит Ил-114. В облегченном виде без РЛС БО он выглядит изящнее.

Показательная программа — стандартная.

А пока Ил-114 в воздухе, к показательным выступлениям готовится пара Як-130. Собственно, второй, серый Як, я бы сказал, — для мебели. Он продемонстрирует нам, что способен взлетать, маневрировать по горизонтали и садиться с полным комплектом вооружения. Не более. Но красный — красавец!

Ну, вот, «сточетырнадцатый» сел, на очереди Яки.

Взлет парой.

Проход в паре над полосой, после чего бортовой 134 отвалил в зону ожидания.

Смотрим на солиста!

Летал он довольно близко, так что даже при миниатюрных габаритах Як-130 удалось получить неплохие кадры (себя не похвалишь… 🙂 ).

Садились они по одному, но — вместе.

Завершал летную программу среды легендарный Ил-2.

Летал он красиво! А мне в его демонстрации не хватило каких-нибудь реконструкторов на поле, по которым штурмовик наносит удар (условный, конечно). Вот бы было здорово! И в тренд со строительством мини-Рейхстага в парке «Патриот» вписывается.

Летный день завершился, и мы возвращаемся к подиуму с МиГ-35, чтобы лучше рассмотреть ее в отсутствие многочисленных «селфистов» и официальных делегаций.

Хорошо заметна общность планера с корабельным МиГ-29К .

Щитки на наплывах — не что иное, как генераторы вихрей. Глядя на обилие выступающих деталей на планерах современных машин полагаю, что основатель аэродинамики, русский профессор Н.Е.Жуковский уже неоднократно перевернулся в гробу… Но летает же, и как!

По дороге к статической экспозиции повстречал еще один «Ансат» около павильона «Вертолетов России». Сфотографировал. А как иначе? 🙂

Дорога домой пролегала мимо экспозиции ВКС. «Пользуясь случаем» отсканировал ее часть. Новенький «Ансат».

Абсолютно рабочий Ми-26. Кто там его «летающей коровой» зовет? Сами вы — того… С тех пор, как я его впервые увидел на фото в секретном тогда журнале «Техника воздушного флота» в 1979 г., он мне неизменно напоминает дельфина. Правда, чуток растолстевшего… 🙂

Свеженький Ми-8МТВ-5.

Почти то же самое, но в арктическом исполнении. Аккурат перед МАКСом промышленность передала ВВС первые четыре такие машины.

Ну, Су-34-м никого уже не удивишь. Но как красив!

Пока я разглядывал военную технику (никогда ж не видел 🙂 ), на место улетевшего аэрофлотовского «Суперджета» поставили «Суперджет» МЧС.

Эту машину живьем я еще не видел. К тому же, изгородь около него пока отсутствовала, и я поспешил сделать «боковые» снимки.

А напротив стояла надежда всего населения «глубинки» нашей страны, надежда на возрождение местных воздушных линий. Цельнокомпозитный ТВС-2-ДТС разработки СибНИА. Всего неделю назад он совершил первый полет (10 июля), и вот он уже на МАКСе. Производство машины планируется развернуть на заводе в Улан-Удэ. Да, скорость в 450 км/ч и дальность в три с половиной тысячи км — это круто!

Свое пребывание на авиасалоне в следующий день я продолжил  «добивать» «статику». Начал с летающей легенды — штурмовика Ил-2. К слову, в этот раз с техникой времен Великой Отечественной войны было откровенно плохо. Ил-2 стал фактически единственным представителем того героического времени. На прошлых салонах мы могли видеть МиГ-3, истребители Поликарпова. И где они сейчас?

Ил-2 «с иголочки»! Можно представить, какого стоило труда привести машину, 72 года пролежавшую на дне озера под Мурманском, до идеального летного состояния. Какая-то фантастика! Спасибо всем, кто сделал это! Приятно, что в богатейшей ресурсами стране, наконец, нашлись деньги и на восстановление памяти о войне вот в таком ее виде. Побольше бы таких «живых свидетелей» нашего героического прошлого! И, кстати, хорошо бы этой машине поучаствовать в европейских авиашоу. Может, кому память освежит малость…

Вот вам темно-вишневый металлик от Московского авиаремонтного завода ДОСААФ! Красавец Ми-2!

Далее я решил «бить по хвостам», т.е. поискать удачные ракурсы на хвостовые части аэропланов. Следовала линейка МАПовских ОАКовских машин, первой из которых был корабельный МиГ-29К с установленным на подфюзеляжном узле заправочным агрегатом (УПАЗ называется). С помощью такой штуки истребитель превращается в самолет-заправщик.

А дальше был свежекрашенный МиГ-29СМТ без регистрации и бортового номера. Полагаю, это серийная машина из Луховиц в ближайшее время обретет своего хозяина в наших ВВС. На прошлом МАКСе на его месте стояла опытный экземпляр РСК «МиГ». Отрадно, что в подавляющем большинстве «в парадном строю» стояла именно серийная техника.

Су-35С имел на борту «отметины» участия в боевых действиях. К сожалению, я поздно это заметил и не уточнил, что означает одна белая звездочка на борту (с бомбами как раз все понятно). Мишень? Ну ладно, интересно другое. Машина «для завоевания превосходства в воздухе» была сплошь усеяна увешана вооружением класса «воздух — поверхность». Присутствовала в качестве подвесного контейнера также новейшая система целеуказания Т220 (судя по всему, аналог американской LANTIRN). 
Но чтобы уж совсем не запутать «партнеров» в предназначении истребителя, в «промежности» двигателей установили новое сдвоенное пусковое устройство для УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77. Ой, простите! Согласно новой терминологии эта ракета именуется РВВ-СД. Правда, часть ПУ зачехлили. В заключении о Су-35С замечу, что в Сирию эта машина летала с бортовым номером «06»…

По логике, на следующий аппарат — Су-34 — надо было навесить только вооружение класса «воздух-воздух», включая Р-33 с МиГ-31, макет РВВ-БД и с десяток Р-60 (все на один пилон) 🙂 . Но нет, Су-34 предстал «в обвесе» по прямому предназначению: блоки НАР, бомбы, УР «по земле». Ну, и Р-73 (РВВ-МД теперь) для самообороны.

Легкий штурмовик на базе Як-130 впервые был представлен публично на прошлом МАКСе. Но могу доподлинно засвидетельствовать, что интерес к этой машине и в этот раз был огромным. Пока я общался с инженером-испытателем корпорации «Иркут», любезно пригласившим меня поближе познакомиться с другим детищем завода — учебно-тренировочным Як-152 — нашу беседу то и дело прерывали иностранные делегации, желавшие осмотреть «яковлевскую стотридцатку».

Арсенал и вправду внушительный — до 3 тонн боевой нагрузки.

Но главной премьерой «Иркута» и КБ Яковлева стал, конечно, УТС для начальной летной подготовки Як-152. Премьера, которую ждали давно!

12-цилиндровый дизельный двигатель  RED A03T V12 взлетной мощностью 500 л.с. Разработан немецкой фирмой RED aircraft, в финансировании разработки активное участие принимал российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ». Двигатель достаточно оригинальный или, как теперь принято говорить, — инновационный. Многие конструктивные решения на уровне изобретений. И работает на керосине.

Планер машины очень аккуратный и буквально вылизанный с точки зрения аэродинамики.

Визуально машина очень компактная по габаритам, хотя объективно, длина фюзеляжа и размах крыла по сравнению с Як-52 почти не отличаются.

Стремительно продолжаем знакомство с экспозицией ВВС, т.к. приближается время летного показа.
Внешне может показаться, что здесь годами ничего не меняется. Однако по сути — меняется, и очень существенно. Вот, к примеру, еще один новехонький МиГ-29СМТ, только что поступивший в войска. Ну и что? — спросит читатель. — Эка невидаль! МиГ-29СМТ уже давным-давно экспонируется что на МАКСе, что на «Армии». И будет прав. Но только отчасти. Потому что экспонировавшиеся «СМТ» достались нашим ВВС после отказа от них алжирцев. А этот построен по Гособоронзаказу для наших ВВС. Разницу чувствуете?

И Як-130 с таким бортовым номером здесь впервые. Говорю же, идет техника в войска!

Су-35С теперь тоже никого не удивишь!


Как и Су-тридцать четвертым.


Вертолетный парк начал обновляться еще раньше. Ми-28Н (на фото) поступает в ВВС с 2011 года.

Ка-52 — с того же 2011-го.

Летная программа началась, как обычно, с прохода «Вертолетов России», мы его опустим. А вот дальше было интересно. На полосу вырулила пара Т-50 (первый и второй опытные), Су-35С и Су-34.

Квартет, «первые скрипки» в котором, безусловно, играли истребители пятого поколения, собирался продемонстрировать маневренные возможности, которые обеспечивает совершенная аэродинамика и управляемый вектор тяги.


Су-35 буквально утонул в мареве от пары «пятидесятых».

Су-34 чуток оттянулся, поэтому вышел довольно резко.

А пока четверка «Сухих» выстраивалась в «боевые порядки», с обратным стартом эффектно взлетел уже хорошо знакомый (даже по прошлому дню) МиГ-29М2. Обратите внимание на количестве народа на медиаплатформе. Это притом, что билет туда в этот раз стоил 12 тыс. руб. …


Пилоты приветствуют зрителей!

И вот наступил черед смешанного звена истребителей ОКБ им. П.О.Сухого.

Показательные выступления начались с пилотажа Су-34 с комплектом вооружения.

Эстафету подхватил Су-35С.

В целом, программа его выступления не отличалась от прошлогодней.

Но ведь и смотреть на эти чудеса в небе можно бесконечно. Мне не надоедает, думаю — читателям тоже.

Пока восхищенная публика наблюдала за кульбитами и штопорением Су-35С, «в аэропорту «Жуковский»» приземлился Су-34. Красиво так, с тормозным парашютом!

И вот — гвоздь программы. Точнее — два гвоздя 🙂  Сейчас они разыграют учебный воздушный бой.

Сначала ПАК ФА прошли парой буквально «крыло к крылу».

Роспуск пары и занятие исходных позиций для имитации воздушного боя.

Ну, кто кому в хвост зайдет?


Су-35С свою программу завершил. Большинство наблюдавших за дуэлью Т-50 этот момент просто не заметили, настолько были увлечены зрелищем.

Так никто никому и не уступил 🙂 Понятно, что все это условно, но по маневренности Т-50 (визуально, по крайней мере) уже не уступает Су-35С. Самолет научили летать…
051-й тянул на таком угле, пока не скрылся из вида.

ОАК продолжила демонстрировать возможности современных российских истребителей. Следующей в программе была пара флотских Су-30СМ.


Потом наступил черед гостей из ОАЭ. В прошлом посте мы уже познакомились с этой пилотажной группой, поэтому буквально — одним штрихом.

Считаю, с погодой просто повезло. Было нежарко, и многие снимки с полосы получились достаточно четкими.

Летная программа последнего бизнес-дня завершилась. А я вспомнил, что у меня висит еще «должок» по военной части экспозиции «Вертолетов России», куда и направился. А по дороге мне повстречался вот такой Ка-226 🙂 Как-то в этот раз он не сильно «звучал» на МАКСе. Видимо, сказывается определенность его будущего в связи с индийским контрактом. «Пристроили машинку, слава Богу»… 🙂

Изюминкой этой части экспозиции стал Ми-171Ш-ВН для поддержки сил спецназа при борьбе с террористами, продемонстрированный впервые. Внешне от отличался от остальных «цифровым» камуфляжем, изобилием стрелкового и другого вооружения, а также кучей визиров для всепогодного и ночного применения. Комплекс РЭБ «Президент-С», экранно-выхлопные устройства призваны сделать машину неуязвимой от огня с земли.


Казанский Ми-17В-5 уже «старожил» московских авиасалонов.

Ка-52 ничем не удивил. Обычный ударный вертолет… 🙂

Следующие две машины из Томилино чуть выше по повествованию мы наблюдали в полете. Поэтому, думаю, в представлении они не нуждаются.

Рассказ о прошедшем авиасалоне был бы неполным без фоторепортажа с медиаплатформы — наиболее приспособленного места для съемки демполетов — о пятничной показательной летной программе. На этом МАКСе платформу посетил наш специальный фотокорреспондент Александр (вот он на фото за работой, правда, в другой день) — профессиональный фотограф, дизайнер и вообще — мой сын 🙂 .

Летная программа началась, как обычно, с парада «Вертолетов России».

К пролету вертолетов солнце скрылось за облаками, и снимки получились не очень контрастными.

Вот прямо перед медиаплатформой от полосы отрывается Ил-114. Ждем на следующем МАКСе полностью пассажирскую машину, пусть и несерийную еще!

Красавец!
Пятничную программу продолжают «Соколы России» на новейших Су-35С. Я не буду комментировать каждое фото, думаю, и без слов все понятно…


После эффектного выступления «Соколов» в небо поднялся СР-10. Вот на нем вскоре начнут учиться будущие «соколы». Я так понял, что контракт с МО — дело уже решенное (пемарка 2019: оказалось — не факт).


А в небе — еще одна пилотажная группа, на сей раз — компании «Челавиа» на легких итальянских самолетах Tecnam. «Челавиа» является официальным представителем этой итальянской фирмы.

Эффектный пилотаж на встречных курсах!

Пилоты продемонстрировали прекрасную групповую слетанность.
После легких машин стремительный взлет МИГ-29М2 кажется особенно эффектным!



Летчики благодарят зрителей за внимание.

Далее в программе — пара Як-130. Их выступление в пятницу повторяло показы предыдущих дней. Отличие только в ракурсе съемки.



Красивый взлет парой флотских С-30СМ.

Управляемый вектор тяги дает преимущества не только пилотам, но и фотографам, т.к. запечатлевать вот такие шикарные ракурсы стало гораздо проще 🙂


Далее — несколько кадров выступления «Балтийских пчел». Хочу заметить, что пилотажные группы выступают, как правило, только в публичные дни. Поэтому желающие их запечатлеть должны это учитывать при планировании посещения следующих МАКСов.

Красивые проходы, ничего не скажешь!


«Суперджет», несмотря на свое пассажирское амплуа, взлетает не менее эффектно, чем боевые «Сухие».

Лихо, очень лихо!

Групповой взлет пилотажной группы Вяземского аэроклуба «Русь». А новостройки в Раменском скоро, наверно, упрутся в забор ЛИИ 🙂 Надеюсь, история Ходынки тут не повторится . Хотя, как знать… 🙁

На очереди — смешанное звено боевых машин КБ им. П.О.Сухого.


А пока тяжелые машины формируют порядок построения, перед зрителями с эффектным пилотажем выступила Светлана Капанина.

И вот — проход группой.

А затем каждая из машин демонстрирует свои возможности. Первой — вооруженный по всем статьям Су-34.


Далее в «разговор» вступает Су-35С.

И главные «гвозди» программы — пара Т-50.

Молодец, Саня! За захватывающим пилотажем ПАК ФА не пропустил посадку Су-35С.

Второй опытный образец наворачивает круги над медиаплатформой.

Красив, слов нет!

Наличие вновь построенной для аэропорта «Жуковский» магистральной РД добавило новые возможности по съемке техники с близкого расстояния на рулении. Т-50-2 — как на ладони!


Фирменные посадка и пробег «единички»! Но, чтобы вернуть нас в суровую реальность будней, на заднем плане выставили ассенизационную машину 🙂

Серийные машины, как сообщает пресса, будут иметь видоизменный фюзеляж. Надеюсь, на следующем МАКСе мы эти изменения увидим.

Пятое поколения уступает небо МАКСа поколению «четыре со всеми плюсами». На взлете снова пара Су-30СМ. Шикарный снимок!

Ну что ж, посмотрим once more, как говорят англичане. Такое зрелище не грех и дважды посмотреть 🙂

Роспуск пары!

Когда зажигаю газовую плиту, картинка всегда ассоциируется с таким вот видом сопел двигателей 🙂


О как!

А это уже «Первый полет» на взлете. Сейчас начнет удивлять зрителей красотой своего выступления. К слову, когда я беседовал со специалистами «Иркута», познакомиться с Як-152 пришли летчики этой пилотажной группы. На редкость скромные молодые симпатичные ребята!

И летают — дай Бог каждому!

Одиночный пилотаж солиста на Як-54


Трио Як-50/52.

«Вентилятор» в их исполнении бесподобный! И кадр — под стать!

На подъеме в «колокол».

Но, пожалуй, самым значимым в пятничной программе стало выступление «Русских витязей» на шестерке новейших Су-30СМ. Давайте просто посмотрим на их безупречный пилотаж, запечатленный Александром. Мне кажется, что комментарии здесь излишни.


«Завершающим аккордом» летной пятницы стала красивая программа эмиратских пилотажников. А дыма, дыма-то сколько напустили! 🙂

Их программа точь-в-точь повторяла вчерашнюю (четверговую), с которой я уже знакомил читателя в предыдущих частях «МАКСоописания», повторяться не будем. Просто взгляните, насколько классно смотрится черно-золотой окрас эмиратских самолетов при «правильном» освещении. Красота, да и только! И взлет, конечно, у них эффектный…


Собственно, на этом «фотоописание» прошедшего Московского аэрокосмического салона МАКС 2017 и завершим. На мой взгляд, он был более содержательным, чем предыдущий, более оптимистичным что ли. То, что еще совсем недавно присутствовало на МАКСе в единичных опытных образцах, сегодня предстало в виде серийной техники. Причем, боевая техника исчислялась десятками, если принимать во внимание и участвовавшие пилотажные группы. А вот посетителей в этом году визуально чуть меньше, чем прошлые годы. С чем связано, не знаю.
К положительным моментам стоит отнести и доступность питания в этом году. Шашлыки по 500 руб. за 100 гр, кажется, ушли в прошлое, а организаторы постарались допустить к обслуживанию авиасалона приличную и доступную еду. К примеру, блинчики со сметаной за 100 руб. А мороженное в публичные дни — и вовсе по полтиннику! Прогресс налицо.

В заключении хочу выразить безразмерную благодарность дирекции ПАО «Авиасалон» и особенно — руководителю пресс-службы Ирине Михайловне Ермолаевой! Спасибо вам огромное за предоставленные официальной аккредитацией возможности! До новых встреч на МАКСе!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 3

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?