«Под боком» крупнейшего миланского аэропорта Мальпенса примостился замечательный авиационный музей. Его название происходит от итальянского “volado” – летающий. Я бы перевел название музея, как «Страна полета». Разместился он в исторических ангарах и на площадках некогда знаменитой компании Caproni – одного из пионеров мирового самолетостроения, а открыт для посещения был совсем недавно, в 2010 г. Я побывал там тремя годами позже, но теплые вспоминания от посещения этого музея и общения с его сотрудниками и волонтерами сохранил до сих пор.
Экспозиция довольно объемная и насчитывает с полсотни аппаратов, как хорошо известных, так и уникальных. Итальянцы очень гордятся своей авиационной историей, тем, что они были в первых рядах, когда авиация только зарождалась. Много стендов, макетов и несколько натурных образцов посвящены роли инженера Джованни Капрони и основанной им в 1908 г. фирмы. В стенах музея хранится первый аэроплан конструкции Капрони Caproni Ca.1, построенный в единственном экземпляре. А также более поздние, вполне современные для своего времени машины.
В зале музея, посвященном пионеру итальянской авиации, я познакомился с его смотрителем, Евгенио Кастелли. Влюбленный в авиацию молодой человек оказался волонтером, как, впрочем, и все смотрители (на момент посещения) в музее. Штат музея, как рассказал Евгенио, совсем небольшой, и львиную долю работы по содержанию и реставрации экспонатов выполняют, как раньше говорили — «на общественных началах», волонтеры. Свое главное предназначение здесь они видят в привитии деткам (начиная с дошкольного возраста) интереса к авиации, к ее национальной истории, к сохранению традиций, заложенных его любимым инженером Капрони. Много интересного он рассказал и о работах этого авиаконструктора. К примеру, я никогда не слышал о летном прототипе трансатлантической летающей лодки — Са.60.
На этом стоместном монстре взлетной массой 26 тонн «с девятью крыльями» (три трипланных блока друг за другом) и восемью моторами, построенном в 1921 г., планировалось обкатать перспективные технические решения. Машина совершила единственный полет, в ходе которого сразу после взлета разрушилась (пилоты остались живы), но затем была восстановлена. А вот потом уже – сгорела при невыясненных обстоятельствах.
Здесь же в зале — разведчик времен Первой Мировой Са.18 (построен в 1913 г.)
и учебный истребитель-биплан Са.113, строившийся по лицензии в Болгарии.
Как раз в зал зашла группа школьников, и Евгенио переключился на них. А я пошел дальше; впереди было еще много интересного.
В зале реактивной техники меня встретил другой волонтер, мужичок моих лет. Он с радостью «набросился» на меня с рассказами о представленных в зале самолетах. Но, после того как я продолжал или уточнял его повествования, он понял, что «не на того напал», и, махнув рукой, сказал: «Делайте что хотите, снимайте – как хотите. Только аккуратно». И ушел…
Вертолетная тематика представлена в музее достаточно широко. Это и понятно: Италия — один из признанных лидеров в области «легкого» вертолетостроения. А начинали итальянцы с лицензионного производства вертолетов фирмы Bell.
Отдельный зал выделен под англо-итальянский проект сугубо пассажирского конвертоплана AW.609. Ввиду определенной сложности конструкции разработка конвертоплана несколько затянулась. Совершив первый полет еще в 2003 г., эта машина до сих пор не стала серийной. В 2015 г. один из двух летных образцов потерпел крушение, похоронив под своими обломками двух испытателей. Но в прошлом году испытания возобновились, и сейчас ведется сертификация конвертоплана.
Отличительная особенность парк-музея – значительная часть экспонатов «вписана» в определенный антураж. Да, такое встречается и в других музеях, но в меньшей степени. Так почему же все-таки «парк-», а не просто музей? Очевидно, из-за значительной по размерам и функционалу зоны, предназначенной для будущих летчиков, инженеров и конструкторов. Это «тренажерный зал» с полноценными флайт-симуляторами, крытая и открытая тематические детские площадки, выставка авиамоделей, насчитывающая более 1200 масштабных копий авиатехники. Здесь также можно просто отдохнуть: специальная зона для корпоративов и площадка для пикника. Кафе и бистро — к вашим услугам.
Приятно удивил и режим работы: в выходные музей открыт аж до полвосьмого вечера. Билет недешевый – 11 евро, но оно того стоит. Будете в Милане – рекомендую! Тем более, что со времени моего посещения количество экспонатов заметно выросло. Крайний из них — правительственный Дуглас DC-9.
Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!
Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)
Да, Дима, согласен! Все экспонаты реально доступны, их можно обсмотреть со всех сторон и, соответственно, отфотографировать. Но что мне нравится больше всего в забугорных музеях — «повернутость» к посетителям. Для сравнения, наш музей ВВС в Монино в выходные работает до 14 часов. Это в те дни, когда большинство как раз и может посещать музеи. Слов нет…
diman7777.livejournal
Музей хороший и довольно много интересных экземпляров! Что понравилось больше всего, что экспонаты не мешают друг другу. А то в некоторых музеях все нагромождено, что даже не пройти и сложно хорошее фото сделать.
2 комментария
Игорь Евгеньевич
Да, Дима, согласен! Все экспонаты реально доступны, их можно обсмотреть со всех сторон и, соответственно, отфотографировать. Но что мне нравится больше всего в забугорных музеях — «повернутость» к посетителям. Для сравнения, наш музей ВВС в Монино в выходные работает до 14 часов. Это в те дни, когда большинство как раз и может посещать музеи. Слов нет…
diman7777.livejournal
Музей хороший и довольно много интересных экземпляров! Что понравилось больше всего, что экспонаты не мешают друг другу. А то в некоторых музеях все нагромождено, что даже не пройти и сложно хорошее фото сделать.