5
(6)

Для тех, кто мечтает о небе. И не только

«Под боком» крупнейшего миланского аэропорта Мальпенса примостился замечательный авиационный музей. Его название происходит от итальянского “volado” – летающий. Я бы перевел название музея, как «Страна полета». Разместился он в исторических ангарах и на площадках некогда знаменитой компании Caproni – одного из пионеров мирового самолетостроения, а открыт для посещения был совсем недавно, в 2010 г. Я побывал там тремя годами позже, но теплые вспоминания от посещения этого музея и общения с его сотрудниками и волонтерами сохранил до сих пор.

На входе в музей меня встретил полноразмерный макет «итальянского Як-130» — Aermacchi M-346 Master

Экспозиция довольно объемная и насчитывает с полсотни аппаратов, как хорошо известных, так и уникальных. Итальянцы очень гордятся своей авиационной историей, тем, что они были в первых рядах, когда авиация только зарождалась. Много стендов, макетов и несколько натурных образцов посвящены роли инженера Джованни Капрони и основанной им в 1908 г. фирмы.
В стенах музея хранится первый аэроплан конструкции Капрони Caproni Ca.1, построенный в единственном экземпляре. А также более поздние, вполне современные для своего времени машины.

Один из бестселлеров итальянского авиапрома — учебно-тренировочный SIAI-Marchetti SF-260TP. Всего было выпущено более 860 машин в нескольких модификациях
Последнее творение фирмы Caproni Vizzola (впоследствие вошла в состав компании Агуста) — реактивный УТС Caproni C22J. Серийно не строился
А прикольно было бы такой самолет иметь для собственных нужд 🙂
Вот он, первенец инженера Капрони! Поразительно, что это никакая не реплика, а настоящий Са.1
Глядя на этот аппарат, вспоминаешь некогда популярную художественную ленту «Воздушные приключения». Обязательно посмотрите, если не делали этого раньше! Получите мощный заряд положительных эмоций 🙂

В зале музея, посвященном пионеру итальянской авиации, я познакомился с его смотрителем, Евгенио Кастелли. Влюбленный в авиацию молодой человек оказался волонтером, как, впрочем, и все смотрители (на момент посещения) в музее. Штат музея, как рассказал Евгенио, совсем небольшой, и львиную долю работы по содержанию и реставрации экспонатов выполняют, как раньше говорили — «на общественных началах», волонтеры. Свое главное предназначение здесь они видят в привитии деткам (начиная с дошкольного возраста) интереса к авиации, к ее национальной истории, к сохранению традиций, заложенных его любимым инженером Капрони.
Много интересного он рассказал и о работах этого авиаконструктора. К примеру, я никогда не слышал о летном прототипе трансатлантической летающей лодки — Са.60.

Caproni Ca.60

На этом стоместном монстре взлетной массой 26 тонн «с девятью крыльями» (три трипланных блока друг за другом) и восемью моторами, построенном в 1921 г., планировалось обкатать перспективные технические решения. Машина совершила единственный полет, в ходе которого сразу после взлета разрушилась (пилоты остались живы), но затем была восстановлена. А вот потом уже – сгорела при невыясненных обстоятельствах.

Здесь же в зале — разведчик времен Первой Мировой Са.18 (построен в 1913 г.)

и учебный истребитель-биплан Са.113, строившийся по лицензии в Болгарии.

Как раз в зал зашла группа школьников, и Евгенио переключился на них. А я пошел дальше; впереди было еще много интересного.

Bleriot XI (реплика)
Еще один раритет — гидросамолет Габардини (Gabardini Idrovolante), разработан в 1912 году Джузеппе Габардини — другим пионером итальянской авиации
Знаменитая «Дакота» — Дуглас DC-3 — в пассажирском исполнении
В салон вообще-то пускают, но в тот момент смотрителя не оказалось, вместо него табличка «Вход воспрещен». Ну и ладно
Реплика истребителя Macchi C.202 Folgore. Самолет совершил первый полет 10 августа 1940 г., строился серийно и принимал участие во Второй Мировой войне
А это реальная машина (не реплика) — Macchi MC.205V Veltro — дальнейшее развитие модели 202 с более мощным двигателем

В зале реактивной техники меня встретил другой волонтер, мужичок моих лет. Он с радостью «набросился» на меня с рассказами о представленных в зале самолетах. Но, после того как я продолжал или уточнял его повествования, он понял, что «не на того напал», и, махнув рукой, сказал: «Делайте что хотите, снимайте – как хотите. Только аккуратно». И ушел…

Открывает «реактивную» экспозицию Де Хэвилленд DH-100 «Вампир». Судя по всему, в Италии таких машин не осталось, этот самолет с французской регистрацией
Несмотря на возраст, выглядит замечательно
Двигатель «Вампира» — ТРД «Гоблин»II с центробежным компрессором
Знаменитый Aermacchi MB.326 — еще один бестселлер итальянского авиапрома
Самолет использовался, в основном, как учебно-тренировочный, но в ВВС ЮАР под обозначением «Импала» он служил в качестве легкого штурмовика
За 22 года серийного производства было выпущено более 750 машин в нескольких вариантах
Продолжателем традиций МВ.326 стал УТС следующего поколения МВ.339, хорошо известный любителям авиации по пилотажной группе ВВС Италии «Фречче Триколори». В музее самолет представлен в варианте легкого штурмовика МВ.339С
SIAI-Marchetti S.211 — самолет с трудной судьбой. Несмотря на хорошие летно-технические характеристики, он так и не получил большого признания. Всего было построено около 60 машин для инозаказчиков (собственно, для них самолет и проектировался)
В отличие от большинства аналогичных машин S.211 однодвигательный, что существенно экономит деньги на производство и эксплуатацию. С технологической и эстетической точек зрения — очень аккуратная машина
Сейчас S.211 переживает уже вторую реинкарнацию. В начале XXI столетия компания Alenia Aermacchi попыталась вывести на рынок сильно модернизированную версию этого УТС под маркой S.311. В самом конце прошлого года совершила первый полет улучшенная версия самолета, уже под наименованием M345 HET (работы по М345 велись с 2012 г.). Самолет позиционируется как более доступная по цене альтернатива двухдвигательному М346 и имеет все шансы на успех. Чили и Франция уже заинтересовались новой машиной
Плод сотрудничества итальянского и бразильского авиапромов — легкий штурмовик AMX — совместная разработка 80-х гг.
Для ВВС обеих стран было построено около двухсот машин в одно- и двухместном вариантах

Вертолетная тематика представлена в музее достаточно широко. Это и понятно: Италия — один из признанных лидеров в области «легкого» вертолетостроения. А начинали итальянцы с лицензионного производства вертолетов фирмы Bell.

Лицензионный AB-47J Ranger, выпускался с 1952 г.
Лицензионный «Джет Рейнджер» — Agusta Bell AB-206C1 Jet Ranger. Один из самых распространенных вертолетов в мире
Еще один вариант лицензионного Bell47
Собственная разработка фирмы Агуста — двухместный «вертолет-автомобиль» А-104. Был построен в единственном экземпляре
Лицензионное «яйцо Хьюза» — BredaNardi NH500MC
Один из самых успешных проектов компании Агуста — легкий A-109 Hirundo — совершил первый полет в далеком 1971 г., но выпускается до сих пор
«Си Кинг», тоже лицензионный. Агуста выпустила по лицензии несколько вариантов этого знаменитого вертолета Сикорского. Перед нами противолодочный вариант SH-3D.
Данный вертолет был построен в 1972 г., и некоторое время использовался для испытаний УР класса «воздух — земля» AS.12
Поисково-спасательный антураж смотрится ярко
Хорошо известный CH-47C Chinook выпускался в Италии по лицензии компанией Elicotteri Meridionali, начиная с 1968 г. А крайний заказ на модернизированную версию для итальянской армии поступил в 2010 г.
Несмотря на внушительную грузоподъемность (8 тонн), вертолет не производит впечатление очень большого. По крайней мере, с Ми-6, превосходящим по грузоподъемности «Чинук» на 30%, американца не сравнить
А грузовая кабина показалась и вовсе соразмерной с нашей «восьмеркой». И «человековместмость» вполне сопоставимая: 44 чела против 32-36 на «восьмерке»
Особая окраска экспоната была нансена в 2006 г в честь 30-летия авиации итальянской армии

Отдельный зал выделен под англо-итальянский проект сугубо пассажирского конвертоплана AW.609. Ввиду определенной сложности конструкции разработка конвертоплана несколько затянулась. Совершив первый полет еще в 2003 г., эта машина до сих пор не стала серийной. В 2015 г. один из двух летных образцов потерпел крушение, похоронив под своими обломками двух испытателей. Но в прошлом году испытания возобновились, и сейчас ведется сертификация конвертоплана.

Это полноразмерный макет конвертоплана. Красив, чего там говорить


Отличительная особенность парк-музея – значительная часть экспонатов «вписана» в определенный антураж. Да, такое встречается и в других музеях, но в меньшей степени. Так почему же все-таки «парк-», а не просто музей? Очевидно, из-за значительной по размерам и функционалу зоны, предназначенной для будущих летчиков, инженеров и конструкторов. Это «тренажерный зал» с полноценными флайт-симуляторами, крытая и открытая тематические детские площадки, выставка авиамоделей, насчитывающая более 1200 масштабных копий авиатехники. Здесь также можно просто отдохнуть: специальная зона для корпоративов и площадка для пикника. Кафе и бистро — к вашим услугам.

Приятно удивил и режим работы: в выходные музей открыт аж до полвосьмого вечера. Билет недешевый – 11 евро, но оно того стоит. Будете в Милане – рекомендую! Тем более, что со времени моего посещения количество экспонатов заметно выросло. Крайний из них — правительственный Дуглас DC-9.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 6

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?