«Под боком» крупнейшего миланского аэропорта Мальпенса примостился замечательный авиационный музей. Его название происходит от итальянского “volado” – летающий. Я бы перевел название музея, как «Страна полета». Разместился он в исторических ангарах и на площадках некогда знаменитой компании Caproni – одного из пионеров мирового самолетостроения, а открыт для посещения был совсем недавно, в 2010 г. Я побывал там тремя годами позже, но теплые вспоминания от посещения этого музея и общения с его сотрудниками и волонтерами сохранил до сих пор.
На входе в музей меня встретил полноразмерный макет «итальянского Як-130» — Aermacchi M-346 Master
Экспозиция довольно объемная и насчитывает с полсотни аппаратов, как хорошо известных, так и уникальных. Итальянцы очень гордятся своей авиационной историей, тем, что они были в первых рядах, когда авиация только зарождалась. Много стендов, макетов и несколько натурных образцов посвящены роли инженера Джованни Капрони и основанной им в 1908 г. фирмы. В стенах музея хранится первый аэроплан конструкции Капрони Caproni Ca.1, построенный в единственном экземпляре. А также более поздние, вполне современные для своего времени машины.
Один из бестселлеров итальянского авиапрома — учебно-тренировочный SIAI-Marchetti SF-260TP. Всего было выпущено более 860 машин в нескольких модификациях
Последнее творение фирмы Caproni Vizzola (впоследствие вошла в состав компании Агуста) — реактивный УТС Caproni C22J. Серийно не строился
А прикольно было бы такой самолет иметь для собственных нужд 🙂
Вот он, первенец инженера Капрони! Поразительно, что это никакая не реплика, а настоящий Са.1
Глядя на этот аппарат, вспоминаешь некогда популярную художественную ленту «Воздушные приключения». Обязательно посмотрите, если не делали этого раньше! Получите мощный заряд положительных эмоций 🙂
В зале музея, посвященном пионеру итальянской авиации, я познакомился с его смотрителем, Евгенио Кастелли. Влюбленный в авиацию молодой человек оказался волонтером, как, впрочем, и все смотрители (на момент посещения) в музее. Штат музея, как рассказал Евгенио, совсем небольшой, и львиную долю работы по содержанию и реставрации экспонатов выполняют, как раньше говорили — «на общественных началах», волонтеры. Свое главное предназначение здесь они видят в привитии деткам (начиная с дошкольного возраста) интереса к авиации, к ее национальной истории, к сохранению традиций, заложенных его любимым инженером Капрони. Много интересного он рассказал и о работах этого авиаконструктора. К примеру, я никогда не слышал о летном прототипе трансатлантической летающей лодки — Са.60.
Caproni Ca.60
На этом стоместном монстре взлетной массой 26 тонн «с девятью крыльями» (три трипланных блока друг за другом) и восемью моторами, построенном в 1921 г., планировалось обкатать перспективные технические решения. Машина совершила единственный полет, в ходе которого сразу после взлета разрушилась (пилоты остались живы), но затем была восстановлена. А вот потом уже – сгорела при невыясненных обстоятельствах.
Здесь же в зале — разведчик времен Первой Мировой Са.18 (построен в 1913 г.)
и учебный истребитель-биплан Са.113, строившийся по лицензии в Болгарии.
Как раз в зал зашла группа школьников, и Евгенио переключился на них. А я пошел дальше; впереди было еще много интересного.
Bleriot XI (реплика)
Еще один раритет — гидросамолет Габардини (Gabardini Idrovolante), разработан в 1912 году Джузеппе Габардини — другим пионером итальянской авиации
Знаменитая «Дакота» — Дуглас DC-3 — в пассажирском исполнении
В салон вообще-то пускают, но в тот момент смотрителя не оказалось, вместо него табличка «Вход воспрещен». Ну и ладно
Реплика истребителя Macchi C.202 Folgore. Самолет совершил первый полет 10 августа 1940 г., строился серийно и принимал участие во Второй Мировой войне
А это реальная машина (не реплика) — Macchi MC.205V Veltro — дальнейшее развитие модели 202 с более мощным двигателем
В зале реактивной техники меня встретил другой волонтер, мужичок моих лет. Он с радостью «набросился» на меня с рассказами о представленных в зале самолетах. Но, после того как я продолжал или уточнял его повествования, он понял, что «не на того напал», и, махнув рукой, сказал: «Делайте что хотите, снимайте – как хотите. Только аккуратно». И ушел…
Открывает «реактивную» экспозицию Де Хэвилленд DH-100 «Вампир». Судя по всему, в Италии таких машин не осталось, этот самолет с французской регистрацией
Несмотря на возраст, выглядит замечательно
Двигатель «Вампира» — ТРД «Гоблин»II с центробежным компрессором
Знаменитый Aermacchi MB.326 — еще один бестселлер итальянского авиапрома
Самолет использовался, в основном, как учебно-тренировочный, но в ВВС ЮАР под обозначением «Импала» он служил в качестве легкого штурмовика
За 22 года серийного производства было выпущено более 750 машин в нескольких вариантах
Продолжателем традиций МВ.326 стал УТС следующего поколения МВ.339, хорошо известный любителям авиации по пилотажной группе ВВС Италии «Фречче Триколори». В музее самолет представлен в варианте легкого штурмовика МВ.339С
SIAI-Marchetti S.211 — самолет с трудной судьбой. Несмотря на хорошие летно-технические характеристики, он так и не получил большого признания. Всего было построено около 60 машин для инозаказчиков (собственно, для них самолет и проектировался)
В отличие от большинства аналогичных машин S.211 однодвигательный, что существенно экономит деньги на производство и эксплуатацию. С технологической и эстетической точек зрения — очень аккуратная машина
Сейчас S.211 переживает уже вторую реинкарнацию. В начале XXI столетия компания Alenia Aermacchi попыталась вывести на рынок сильно модернизированную версию этого УТС под маркой S.311. В самом конце прошлого года совершила первый полет улучшенная версия самолета, уже под наименованием M345 HET (работы по М345 велись с 2012 г.). Самолет позиционируется как более доступная по цене альтернатива двухдвигательному М346 и имеет все шансы на успех. Чили и Франция уже заинтересовались новой машиной
Плод сотрудничества итальянского и бразильского авиапромов — легкий штурмовик AMX — совместная разработка 80-х гг.
Для ВВС обеих стран было построено около двухсот машин в одно- и двухместном вариантах
Вертолетная тематика представлена в музее достаточно широко. Это и понятно: Италия — один из признанных лидеров в области «легкого» вертолетостроения. А начинали итальянцы с лицензионного производства вертолетов фирмы Bell.
Лицензионный AB-47J Ranger, выпускался с 1952 г.
Лицензионный «Джет Рейнджер» — Agusta Bell AB-206C1 Jet Ranger. Один из самых распространенных вертолетов в мире
Еще один вариант лицензионного Bell47
Собственная разработка фирмы Агуста — двухместный «вертолет-автомобиль» А-104. Был построен в единственном экземпляре
Лицензионное «яйцо Хьюза» — BredaNardi NH500MC
Один из самых успешных проектов компании Агуста — легкий A-109 Hirundo — совершил первый полет в далеком 1971 г., но выпускается до сих пор
«Си Кинг», тоже лицензионный. Агуста выпустила по лицензии несколько вариантов этого знаменитого вертолета Сикорского. Перед нами противолодочный вариант SH-3D.
Данный вертолет был построен в 1972 г., и некоторое время использовался для испытаний УР класса «воздух — земля» AS.12
Поисково-спасательный антураж смотрится ярко
Хорошо известный CH-47C Chinook выпускался в Италии по лицензии компанией Elicotteri Meridionali, начиная с 1968 г. А крайний заказ на модернизированную версию для итальянской армии поступил в 2010 г.
Несмотря на внушительную грузоподъемность (8 тонн), вертолет не производит впечатление очень большого. По крайней мере, с Ми-6, превосходящим по грузоподъемности «Чинук» на 30%, американца не сравнить
А грузовая кабина показалась и вовсе соразмерной с нашей «восьмеркой». И «человековместмость» вполне сопоставимая: 44 чела против 32-36 на «восьмерке»
Особая окраска экспоната была нансена в 2006 г в честь 30-летия авиации итальянской армии
Отдельный зал выделен под англо-итальянский проект сугубо пассажирского конвертоплана AW.609. Ввиду определенной сложности конструкции разработка конвертоплана несколько затянулась. Совершив первый полет еще в 2003 г., эта машина до сих пор не стала серийной. В 2015 г. один из двух летных образцов потерпел крушение, похоронив под своими обломками двух испытателей. Но в прошлом году испытания возобновились, и сейчас ведется сертификация конвертоплана.
Это полноразмерный макет конвертоплана. Красив, чего там говорить
Отличительная особенность парк-музея – значительная часть экспонатов «вписана» в определенный антураж. Да, такое встречается и в других музеях, но в меньшей степени. Так почему же все-таки «парк-», а не просто музей? Очевидно, из-за значительной по размерам и функционалу зоны, предназначенной для будущих летчиков, инженеров и конструкторов. Это «тренажерный зал» с полноценными флайт-симуляторами, крытая и открытая тематические детские площадки, выставка авиамоделей, насчитывающая более 1200 масштабных копий авиатехники. Здесь также можно просто отдохнуть: специальная зона для корпоративов и площадка для пикника. Кафе и бистро — к вашим услугам.
Приятно удивил и режим работы: в выходные музей открыт аж до полвосьмого вечера. Билет недешевый – 11 евро, но оно того стоит. Будете в Милане – рекомендую! Тем более, что со времени моего посещения количество экспонатов заметно выросло. Крайний из них — правительственный Дуглас DC-9.
Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!
Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)
Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 6
Оценок еще нет.
Сожалеем, что материал не понравился
Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи
Да, Дима, согласен! Все экспонаты реально доступны, их можно обсмотреть со всех сторон и, соответственно, отфотографировать. Но что мне нравится больше всего в забугорных музеях — «повернутость» к посетителям. Для сравнения, наш музей ВВС в Монино в выходные работает до 14 часов. Это в те дни, когда большинство как раз и может посещать музеи. Слов нет…
diman7777.livejournal
Музей хороший и довольно много интересных экземпляров! Что понравилось больше всего, что экспонаты не мешают друг другу. А то в некоторых музеях все нагромождено, что даже не пройти и сложно хорошее фото сделать.
2 комментария
Игорь Евгеньевич
Да, Дима, согласен! Все экспонаты реально доступны, их можно обсмотреть со всех сторон и, соответственно, отфотографировать. Но что мне нравится больше всего в забугорных музеях — «повернутость» к посетителям. Для сравнения, наш музей ВВС в Монино в выходные работает до 14 часов. Это в те дни, когда большинство как раз и может посещать музеи. Слов нет…
diman7777.livejournal
Музей хороший и довольно много интересных экземпляров! Что понравилось больше всего, что экспонаты не мешают друг другу. А то в некоторых музеях все нагромождено, что даже не пройти и сложно хорошее фото сделать.