Фото на заставке: вертолет Ми-4, оборудованный узлами крепления тросовой системы внешней подвески грузов
Первым отечественным вертолетом, приспособленным для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, был Як-24. Это стало возможно благодаря предусмотренному в его фюзеляже устройству «Вертлюг». Но то что было дозволено «Яку» оказалось не сразу доступным Ми-4 – самому массовому грузовому вертолету 1950-х годов.
Для достижения этой цели в 1957 году Ми-4 оборудовали специальной наружной подвеской, состоящей из системы тросов, закрепленных на узлах подвески опор шасси, и крюка с управляемым электрозамком.
После завершения государственных испытаний в НИИ ВВС (ведущий летчик В.К. Подольный) подвеску рекомендовали использовать как в ВВС, так и в Гражданской авиации. Так, в начале 1960-х ее использовали при строительстве телебашни в Останкино. Тогда с помощью вертолета удалось уставить на 100-метровой высоте плиту весом свыше 1000 кг.
Несколько лет спустя предложили так называемый узел безмоментной внешней подвески.
Летчику-испытателю НИИ ВВС А.Г. Солодовникову довелось облетать Ми-4 с таким устройством в ЛИИ в 1966 году. «Груз, – как рассказывал Алексей Георгиевич, – подвешивался на внешней подвеске на специальной поперечной балке на тросах, закрепленных на ее концах. При этом центр крепления груза совпадал с осью несущего винта.
При такой подвеске меньше сказывалось влияние груза на изменение продольной балансировки машины при изменении скорости полета, а сам груз быстрее успокаивался при его непреднамеренной раскачке».
Любопытно, что такую же подвеску использовали во время эксперимента в ЛИИ по транспортировке длинномерного груза двумя вертолетами Ми-4. Опыт завершился успешно, но к тому времени в Гражданской авиации и ВВС уже широко применялся более грузоподъемный вертолет ми-6, оснащенный вертлюгом.