Все фото автора.
В истребительном авиационном полку авиации Балтийского флота текущая неделя проходит под флагом многодневных летно-тактических учений (ЛТУ). В ходе ЛТУ личный состав полка и частей обеспечения отрабатывает целый ряд задач. Это перехват и уничтожение воздушных целей с использованием штатного пушечного и ракетного вооружения, вывод авиатехники из-под возможного удара противника с рассредоточением, принуждение к посадке самолета-нарушителя воздушного пространства и многие другие.
Одним из наиболее ответственных этапов ЛТУ стали стрельбы с применением штатного вооружения истребителей Су-27П — пушки ГШ-301, а также ракет класса «воздух-воздух» малой и средней дальности. Особенностью данных учений стало участие в них молодых летчиков — недавних выпускников Краснодарского ВВАУЛ. Для допуска к несению боевого дежурства молодым пилотам требуется произвести практические ракетные пуски. Что и было произведено в ходе ЛТУ.
Успех выполнения задач ЛТУ во многом зависит от кропотливой, ответственной и, как правило, незаметной постороннему глазу работы инженерно-технического состава. Работы напряженной, скурпулёзной, часто рутинной, но без которой ни один истребитель в воздух не поднимется и свою задачу не выполнит. Изречение «Победа в воздухе куется на земле!» — это, во многом, и о них: об инженерах, техниках и механиках.
Арсенал к стрельбам подготовлен внушительный. Здесь и «маленькие» — УР малой дальности Р-73, и «главный калибр» Су-27 — ракеты средней дальности Р-27.
Специалисты инженерно-авиационной службы (ИАС) осуществляют подвеску авиационных средств поражения. В данном случае на подкрыльевое пусковое устройство истребителя через мгновения будет установлена Р-73.
Час «главного калибра» еще не настал, Р-27 ожидают его на транспортировочной тележке.
Специалистами по авиационному вооружению очередное пусковое устройство готовится к подвеске Р-73.
Офицеры и прапорщики ИАС других специальностей выполняют работы по предполетной подготовке согласно Регламента по технической эксплуатации. Всего же в инженерно-авиационной службе четыре основные специальности, каждая из которых имеет ещё и определенные специализации «внутри». Современная авиатехника достаточно сложна, чтобы ее мог обслуживать один специалист (как это было на заре авиации). Более того, подавляющее большинство офицеров ИАС имеют по своей специальности квалификацию инженера.
«Оружейных дел мастера», сняв защитный колпак, в очередной раз удостоверяются в целостности головки самонаведения.
Предполетная подготовка завершена, самолеты многократно проверены и снаряжены средствами поражения. Осталось перевести дух…
Но вот, после совсем короткого затишья, позиция подготовки авиатехники ожила вновь. Инженеры занимают места у истребителей, пилоты — на подходе. Начинается летная смена.
На ходу обсуждаются последние детали предстоящего вылета.
Помимо летного и инженерно-технического состава, в каждодневном ратном труде авиаторов задействовано значительное количество и других специалистов различных подразделений и служб. Это и группа руководства полетами, офицеры боевого управления, многочисленные аэродромно-технические службы, связисты… Любая авиатехника — оружие коллективное. И от слаженности этого большого коллектива зависит, в конечном итоге, успешное выполнение задачи. Похоже, что в этом коллективе слаженность на высоте: летчик и инженер, не сговариваясь, шагают в ногу.
Доклад о готовности самолета к вылету, за которым следует дружеское рукопожатие.
Инженер боевого авиационного комплекса, часто по старинке именуемый техником самолета, — пожалуй, ближе всех к лётчику. Он крайним провожает его в полет, первым встречает. Недаром их называют «хозяевами крылатых машин».
Перед каждым вылетом летчик принимает самолет у инженера, производя предполетный осмотр. Золотое авиационное правило: доверяй, но проверяй!
После приемки следует юридическое оформление этого факта с росписью в «Журнале подготовки самолета к полетам», проще говоря. — в ЖПС.
Пока одни истребители принимаются летным составом, в других пилоты занимают рабочие места в кабинах. В этом им опять же помогают «хозяева крылатых машин».
А кто-то уже в готовности к вылету. Жаль только, не видно лица 🙂
И вот позиция подготовки утонула в звуках запускаемых двигателей. Запуск первой пятерки происходил почти одновременно, а затем машины начали выруливать одна за другой.
Военную тайну не открою: авиатехника этого полка не в прошлом году выпущена и лоском новеньких, с завода, машин не отличается. Но свои функции выполняет исправно, представляя серьезную угрозу тем, кто может захотеть проверить ее, как говорится, «на вшивость». Не советую…
Истребители продолжают руление к взлетно-посадочной полосе, занимая сразу две параллельные рулежные дорожки.
Перед выруливанием на исполнительный старт авиатехника проходит «последнюю инстанцию»: пост технического контроля. Здесь опытные специалисты ещё раз осматривают самолёт. Сняты ли все заглушки и блокировочные чеки, закрыты ли все технологические люки, нет ли подтекания топлива и спецжидкостей. И только если нет замечаний, истребитель продолжает движение. В противном случае самолет возвращают на техническую позицию для устранения замечаний. Двойной, тройной контроль — в авиации это норма. Мелочей не бывает.
Состояние колес шасси — тоже один из моментов, на которые обращается особое внимание.
Пока одни проходят осмотр на техпосту, другие уже начинают разбег.
Учебно-боевой истребитель взмывает в небо первым.
За спаркой следуют боевые машины.
Истребители, стартующие от дальней (к нам) рулежной дорожки уже успевают оторваться от земли.
«Ближние» машины только начинают разбег.
Взлёты с разных рубежей чередуются между собой.
Тем временем позицию подготовки окутали клубы едкого дыма. Разыгрывается эпизод нанесения противником удара с применением химического оружия.
«Уцелевшую» авиатехнику выводят из-под возможного повторного удара и рассредотачивают на аэродроме.
Самолеты аккуратно буксируют в другой конец этого огромного аэродрома.
Задействованный в эпизоде личный состав, как и положено, использует индивидуальные средства защиты.
Часть инженерно-технического состава задействована в отработке устранения неисправности при использовании индивидуальных средств защиты. Поверьте на слово, мероприятие не из приятных 🙂
После выполнения задач на полигоне самолеты возвращаются на аэродром.
В этом вылете пуски ракет не производились. Лётчики оттачивали навыки работы с оборудованием и арматурой в кабине при пуске Р-73, готовясь к практическим стрельбам.
При посадке пилоты используют тормозной щиток для уменьшения длины пробега.
Тормозные парашюты в этот раз не пригодились.
Вылет завершен. Инженерно-технический состав будет готовить истребитель к повторному вылету, летчик — готовиться к нему в летном домике. ЛТУ продолжаются.
Как сообщала пресс-служба Западного военного округа, также во время ЛТУ при выполнении полетов в ходе учебных воздушных боев летчики, в условиях воздействия средств радиоэлектронной борьбы, поочередно решали задачи поиска, обнаружения и уничтожения самолетов условного противника.
По завершении выполнения эпизода пилоты провели воздушную разведку местности с целью выявления и подавления артиллерийским огнем средств противовоздушной обороны условного противника и отработали принуждение условного самолета-нарушителя воздушной границы к посадке на аэродром.
Кроме того, в рамках практической части экипажи Су-27 нанесли артиллерийские удары по полноразмерным мишеням, имитирующим живую силу и технику противника 30-мм артиллерийскими снарядами.