4.8
(4)

В 1982 году в ОКБ им. А.С. Яковлева на базе серийного учебно-тренировочного Як-52 (заводской № 780102) под руководством С.А. Яковлева (ведущий инженер В.М. Назаров) разработали учебно-боевой самолет Як-52Б. В дальнейшем планировалось его использование в качестве легкого штурмовика для поражения подвижных и неподвижных целей, живой силы противника и для тренировки летного состава по Курсу боевой подготовки.


Конструкторская бригада С.А. Яковлева. Архивное фото

В отличие от Як-52, на машине варианта «Б» усилили корневые нервюры крыла, два шпангоута фюзеляжа, смонтировали узлы крепления балочных держателей БД3-60-23Ф1 и шасси с двухкамерными амортизационными стойками. При этом самолет потяжелел на 31 кг.

Самолет Як-52. © Фото Н. Якубовича

Под крылом самолета подвесили два блока УБ–32А–73 для неуправляемых авиационных ракет (НАР) типа С–5 калибра 57 мм, а в кабине разместили вертолетный коллиматорный прицел ПКВ (предназначен для прицеливания и определения дальности до цели внешнебазовым способом при стрельбе из пулемета и пушек, пусках НАР и бомбометании) и пульт управления оружием.


Вес макета оружия с учетом балочных держателей составил 558 кг, взлетный вес самолета возрос на 630 кг. При этом удельные нагрузки на крыло и двигатель по сравнению с базовой машиной увеличились на 40 кг/ м2 и на 1,73 кг/л.с. соответственно.

Заводские летные испытания самолета с габаритно-весовыми макетами вооружения на внешних подвесках с целью определения его основных характеристик проводились с 5 мая по 23 июня 1982 года. Все 14 полетов выполнил летчик испытатель ОКБ В. Макагонов.

Испытания показали, что скоростные характеристики ухудшились. Так максимальное значение скорости снизилось на 20 км/ч, а скороподъемность машины – боле чем в три раза. Естественно утяжеление самолета негативно отразилось и на всех остальных характеристиках. Двигатель М-14П был все же был слабоват для учебно-боевой машины.

В том же году с 5 по 12 ноября провели наземные испытания самолета для оценки влияния газовых струй реактивных снарядов на его конструкцию. При этом выполнили две стрельбы НАР С-5 сериями по 4 и 32 снаряда из каждого блока УБ-32А-73. По их результатам самолет допустили к летным испытаниям, как вооружения, так и к государственным испытаниям.

Як-52Б во время наземных испытаний в тире. Архивное фото

Помимо неуправляемых ракет, рассматривался вопрос об использовании универсальных вертолетных гондол ГУВ-8700 (9-А-669) с четырехствольными пулеметами ГШГ-7,62 (ТКБ-621) калибра 7,62 мм, подвешиваемых на тех же пилонах. В этом случае вес боевой нагрузки возрастал почти на 800 кг. Но об испытаниях пулеметных гондол ничего не известно.

В 1983 году все работы по учебно-боевому Як-52Б прекратили и спустя четыре года машину передали в Центральный музей ВВС, но почему-то под № 07.

Як-52Б в экспозиции Центрального музея ВВС. Фото © Н. Якубовича

Основные данные самолетов Як-52 и Як-52Б.

ТипЯк-52Як-52Б
ДвигательМ-14ПМ-14П
Взлетная мощность, л.с.360360
Размах крыла, м9,59,5
Длина, м7,687,68
Площадь крыла, м21515
Взлетный вес, кг12901920
Вес пустого, кг10001031
Вес топлива, кг170
Макс. скорость, км/ч285265
Практический потолок, м60003000
Разбег/пробег, м170/200460/280
Носовая опора шасси самолета Як-52Б. Фото © Н. Якубовича

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.8 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?