В 1982 году в ОКБ им. А.С. Яковлева на базе серийного учебно-тренировочного Як-52 (заводской № 780102) под руководством С.А. Яковлева (ведущий инженер В.М. Назаров) разработали учебно-боевой самолет Як-52Б. В дальнейшем планировалось его использование в качестве легкого штурмовика для поражения подвижных и неподвижных целей, живой силы противника и для тренировки летного состава по Курсу боевой подготовки.
В отличие от Як-52, на машине варианта «Б» усилили корневые нервюры крыла, два шпангоута фюзеляжа, смонтировали узлы крепления балочных держателей БД3-60-23Ф1 и шасси с двухкамерными амортизационными стойками. При этом самолет потяжелел на 31 кг.
Под крылом самолета подвесили два блока УБ–32А–73 для неуправляемых авиационных ракет (НАР) типа С–5 калибра 57 мм, а в кабине разместили вертолетный коллиматорный прицел ПКВ (предназначен для прицеливания и определения дальности до цели внешнебазовым способом при стрельбе из пулемета и пушек, пусках НАР и бомбометании) и пульт управления оружием.
Вес макета оружия с учетом балочных держателей составил 558 кг, взлетный вес самолета возрос на 630 кг. При этом удельные нагрузки на крыло и двигатель по сравнению с базовой машиной увеличились на 40 кг/ м2 и на 1,73 кг/л.с. соответственно.
Заводские летные испытания самолета с габаритно-весовыми макетами вооружения на внешних подвесках с целью определения его основных характеристик проводились с 5 мая по 23 июня 1982 года. Все 14 полетов выполнил летчик испытатель ОКБ В. Макагонов.
Испытания показали, что скоростные характеристики ухудшились. Так максимальное значение скорости снизилось на 20 км/ч, а скороподъемность машины – боле чем в три раза. Естественно утяжеление самолета негативно отразилось и на всех остальных характеристиках. Двигатель М-14П был все же был слабоват для учебно-боевой машины.
В том же году с 5 по 12 ноября провели наземные испытания самолета для оценки влияния газовых струй реактивных снарядов на его конструкцию. При этом выполнили две стрельбы НАР С-5 сериями по 4 и 32 снаряда из каждого блока УБ-32А-73. По их результатам самолет допустили к летным испытаниям, как вооружения, так и к государственным испытаниям.
Помимо неуправляемых ракет, рассматривался вопрос об использовании универсальных вертолетных гондол ГУВ-8700 (9-А-669) с четырехствольными пулеметами ГШГ-7,62 (ТКБ-621) калибра 7,62 мм, подвешиваемых на тех же пилонах. В этом случае вес боевой нагрузки возрастал почти на 800 кг. Но об испытаниях пулеметных гондол ничего не известно.
В 1983 году все работы по учебно-боевому Як-52Б прекратили и спустя четыре года машину передали в Центральный музей ВВС, но почему-то под № 07.
Основные данные самолетов Як-52 и Як-52Б.
Тип | Як-52 | Як-52Б |
Двигатель | М-14П | М-14П |
Взлетная мощность, л.с. | 360 | 360 |
Размах крыла, м | 9,5 | 9,5 |
Длина, м | 7,68 | 7,68 |
Площадь крыла, м2 | 15 | 15 |
Взлетный вес, кг | 1290 | 1920 |
Вес пустого, кг | 1000 | 1031 |
Вес топлива, кг | — | 170 |
Макс. скорость, км/ч | 285 | 265 |
Практический потолок, м | 6000 | 3000 |
Разбег/пробег, м | 170/200 | 460/280 |