5
(2)

В мае прошлого года я посетил ежегодные учения ВВС Турции Anatolian Eagle, проводимые в городе Конья на 3-й базе ВВС, и, воспользовавшись возможностью, уделил время и «повседневному» споттингу.

Турция не входит в число стран, лояльно относящихся к споттингу, в особенности — в части, касающейся государственной авиации. Поэтому, во избежание проявлений непонимания со стороны населения и властей следует быть в достаточной мере осторожным и благоразумным. Беспечно стоять возле ограждения и снимать стоянку и руление, тем более, — забравшись на стремянку, здесь, в отличие от Японии, не получится 🙂 . Даже в отдалении от аэродрома, снимая взлет и заход на посадку воздушных судов, лучше не выставлять напоказ свою «дальнобойную» оптику. Тем не менее, снимков турецкой авиации, в том числе, государственной, запечатленной вне официальных авиамероприятий и выставок, на различных авиасайтах выложено очень много, что свидетельствует о том, что съемка хоть и не приветствуется, но вполне возможна.

Справедливости ради отмечу, что с июня 2021 года в центральном аэропорту Стамбула открыта и функционирует официальная площадка для споттинга. Кроме того, ежегодно в разных городах Турции проводятся авиашоу (как, например, Teknofest) со свободным допуском желающих и организацией споттинг-площадок. Кроме этого, на ежегодные учения ВВС приглашается не только пресса, но и споттеры. Все это дает основание полагать, что правила любительской авиационной фотографии в Турции смягчаются, и это не может не радовать.       

В ходе пребывания в Турции я в обязательном порядке посетил яркий и колоритный Стамбул. На момент моего приезда в порту Сарайбурну с плановым визитом находился флагман турецкого военно-морского флота – легкий авианосец TCG Anadolu (L-400) с авиацией на борту. Возможность посещения корабля для приезжих, к сожалению, была ограничена, что, тем не менее, не исключило возможности его фотосъемки с возможностью выбора ракурсов.

Изначально корабль был спроектирован на основе испанского легкого авианосца L-61 Juan Carlos для палубного базирования 12 истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35B Lightning II, однако, в связи с исключением в 2018 году Турции из программы поставок F-35, Anadolu стал использоваться для размещения вертолетов и ударных БПЛА, не исключая, при этом, возможности базирования F-35.

В Стамбул авианосец прибыл с 8 вертолетами: 4 противолодочными Sikorsky S-70 Seahawk и 4 ударными Bell AH-1W Super Cobra; также на летной палубе находились 2 БПЛА Bayraktar: Kizilelma и TB2, о которых ранее упоминалось в репортаже об авиашоу Teknofest (г. Анкара).

ВМС Турции оснащены вертолетами Sikorsky S-70 в модификации S-70B-28 с загоризонтной РЛС и противолодочным/противокорабельным вооружением. В рамках контракта на сумму 117 миллионов долларов, заключенного в феврале 1997 года между Агентством оборонной промышленности Турции и американской авиастроительной компанией Sikorsky Aircraft, была предусмотрена поставка 4 вертолетов. Однако в дальнейшем объем поставки был увеличен, и в период с апреля по ноябрь 2002 года Турция получила 8 машин, одна из которых в декабре того же года была потеряна в ходе тренировочного полета, оба пилота погибли.  

Вертолеты Bell AH-1W с февраля по апрель 2022 года в количестве 10 единиц были переданы в состав ВМС из подразделений турецкой армейской авиации, куда, в свою очередь, они поступили из авиации Корпуса морской пехоты США. Вертолеты оборудованы комплексами РЭБ разработки турецкой оборонной компании Aselsan; часть вертолетов оснащена ракетной установкой компании Roketsan, предназначенной для запуска противотанковых ракет UMTAS и CIRIT.      

Вторым пунктом поездки был выбран тихий и относительно небольшой город Гельджюк (провинция Коджаэли), расположенный напротив более современного, шумного и большего по площади города Измит; города разделены заливом. На побережье Гельджюка расположен порт, а также военно-морская база, и, находясь на городской набережной, можно ежедневно наблюдать возвращающиеся с дежурства корабли, а иногда — и дельфинов, зашедших в залив.

На расположенную к востоку от Гельджюка авиабазу ВМС Топель вдоль залива с тренировок и дежурств часто возвращается морская авиация; мне удалось поймать в кадр противолодочные Sikorsky S-70 и Agusta AB212ASW (последние находятся в составе ВМС Турции с 1976 года).

Однажды посчастливилось заснять совместные тренировки ВВС и ВМС по взлету и посадке вертолета Eurocopter AS532AL Cougar из состава 125 транспортно-спасательной эскадрильи (г. Измир) на палубу фрегата TCG Barbaros (F244).

Кроме того, над заливом и прилегающей территорией регулярно осуществляет обзорные полеты одномоторный турбовинтовой Cessna 208 Caravan на поплавковым шасси, принадлежащий Агентству по охране окружающей среды.

В 20 минутах езды на восток от города Измит расположена авиабаза ВМС Турции Топель, названная в честь капитана Дженгиза Топеля, летчика турецких ВВС, погибшего в 1964 году в ходе Кипрского конфликта. На авиабазе дислоцированы: 301 эскадрилья противолодочных самолетов ATR72-600TMPA/TMUA, CASA CN235-100MPA, учебно-тренировочных Socata TB-20 Trinidad, 351 вертолетная эскадрилья на Agusta AB212ASW/EW, Sikorsky S-70B-28 и 353 штурмовая вертолетная эскадрилья (Bell AH-1W Super Cobra). Возможности для споттинга относительно хорошие (речь о западном торце, на восточном не был), трафик для авиабазы ВМС неплохой; помогает приложение Flightradar24, показывающее движение ATR72-600 (вертолеты – не показывает, CN235 – иногда).

В целом, мнение о споттинге в Турции – интересно и хочется еще 🙂 : много классической авиатехники, включая McDonnell Douglas F-4 Phantom II, Northrop T-38 Talon и Transall C-160; безусловно, интересен T129 ATAK – турецкий вариант итальянского ударного вертолета A129 Mangusta. И, конечно же, следует посетить столичный аэропорт с его интенсивным и разнообразным трафиком.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?