
С 30 августа по 3 сентября 2023 года в столице Турции Анкаре проводился второй этап Фестиваля авиации, космоса и технологий Teknofest – одной из крупнейших в мире выставок, посвященных развитию национальной авиации и инновационным разработкам в данной сфере. Эти масштабные мероприятия организуются турецким фондом Technology Team Foundation (T3) и Министерством промышленности и технологий. В рамках фестиваля организуются соревнования по технологиям и разработкам среди различных команд, статическая демонстрация техники сочетается с полетной программой.
Teknofest проводится уже шестой год подряд. В этом году он разбит на три этапа: первый их них состоялся в конце апреля в Стамбуле, а третий проходит в Измире сейчас.
Летный показ
Полетная программа все дни фестиваля практически одинакова. Полеты могут проводиться и дважды за день. Показ традиционно открывают выступления парашютной группы с демонстрацией государственной символики.

Каждый день над аэродромом можно наблюдать пилотаж солиста F-16 Solo Turk.


В летной программе постоянно участвует УТС Hurkus, разработанный фирмой ТАI для нужд ВВС. Помимо учебно-тренировочных задач самолет может использоваться и в качестве легкого штурмовика.

Неизменный участник летной программы — пилотажная группа Turkish Stars на канадских истребителях NF-5 Freedom Fighter.

Обязательным элементом полетной программы является выступление одного или пары вертолетов T-129 ATAK, являющихся турецким вариантом ударного вертолета А129 Mangusta, разработанного итальянской фирмой Agusta. Вертолет выпускается по лицензии турецкой фирмой TAI (Turkish Aerospace Industries) на основании договора от 30 марта 2007 года с фирмой AgustaWestland и контракта от 7 октября 2007 года. T-129 ATAK поступает на вооружении армейской авиации и подразделений жандармерии. Также, первые 4 вертолета из 6 заказанных поставлены Филиппинам, дополнительный контракт ещё на 6 машин близок к подписанию.


Также в полетную программу включен пролет вертолетов территориальных подразделений жандармерии Sikorsky S-70 и Bell429, с демонстрацией государственного флага, а также AB412 береговой охраны.




Предусмотрено и отдельное выступление пары S-70.

В программу включена и летная демонстрация БПЛА.

Статическая экспозиция
Порадовала разнообразием и «статика». Ее, к слову, лучше снимать пораньше с утра либо уже ждать до вечера, поскольку в течение дня к технике собираются большие очереди: попасть внутрь самолета/вертолета либо же просто сфотографироваться на телефон 🙂 .
В статической экспозиции были продемонстрированы:
Вертолет AgustaBell 412 береговой охраны. Второй вертолет, как уже было показано выше, принял участие в полетной программе.

Вертолеты Bell 429 подразделений полиции и лесной охраны.


Транспортный самолет ВВС Турции CASA CN235 испано-индонезийской разработки.


CASA CN235 службы береговой охраны.

Противолодочный ATR72-600TMPA. Данные самолеты в количестве 6 машин, наряду с 2 многоцелевыми ATR72-600TMUA, поставлены для нужд морской авиации Турции итальянской фирмой Alenia Aermacchi (сейчас — Leonardo) на основании заключенного в 2013 году контракта. Самолет оснащен системой морского наблюдения и управления AMASCOS (Airborne Maritime Situation & Control System), предусмотрено вооружение 324-мм противолодочными торпедами Mark 54.

Бизнес-джет Cessna Citation II, используемый турецкими ВВС в качестве легкого транспортного.

Учебно-тренировочный самолет национальной разработки Hurkus.

Вертолеты Т-129 АТАК и CH-47 Chinook армейской авиации (фото — слева направо), а также вертолет Sikorsky S-70 из состава войск жандармерии.



Штурмовик Су-25 ВВС Азербайджана, модернизированный до версии Су-25ML специалистами турецкой аэрокосмической компании TAI (Turkish Aerospace Industries). В арсенал самолета добавлены «умные» бомбы и ракеты турецкого производства. Подписание контракта по проекту модернизации Су-25 между Минобороны Азербайджана и турецкой аэрокосмической компанией TAI состоялась 26 июля в Стамбуле в рамках XVI Международной выставки оборонной промышленности IDEF-23.

В статической экспозиции и в летной программе зрителям был представлен двухместный автожир AutoGyro Cavalon, состоящий на вооружении турецкой жандармерии, а также пассажирский квадрокоптер Cezeri (фото справа), разработанный компанией Baykar, начало эксплуатации которого планируется в течение ближайших 3-4 лет.


Компания TAI представила на фестивале свои современные и перспективные разработки. Это легкий транспортный вертолет Т-625 Gokbey,

полноразмерный макет тяжелого (за рубежом вертолеты взлетной массой более 10 тонн классифицируются, как тяжелые — прим. ред) многоцелевого вертолета Т-925,

а также макет ударного вертолета Т-929 АТАК II, разработанного на основе вертолетов Т129 и Т625, который в настоящее время проходит летные испытания. Вертолет оснащен двумя двигателями. Является всепогодным и по своим тактико-техническим характеристикам способен выполнять задачи в любое время суток. Работа по разработке вертолета начата в 2018 году, с целью создания машины, сопоставимой по характеристикам и возможностям с американским AH-64 Apache.

Кроме того, компанией TAI на выставке размещен макет одномоторного тандемного сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета Hurjet, предназначенного для замены состоящих на вооружении ВВС сверхзвуковых учебных реактивных Northrop T-38 Talon.

В статической экспозиции ВВС Турции демонстрировали истребитель F-16С из состава 113-й эскадрильи авиабазы Konya. Это самолет-дублер Solo Turk, демонстрировавшего в ходе фестиваля эффектный пилотаж в воздухе.

На отдельной площадке разместили наземную технику ПВО, включая Gurz Hybrid Air Defence System и ЗРК Hisar (фото — слева направо).


Беспилотники

Порадовало разнообразие беспилотной техники. Ее основными разработчиками в Турции являются две крупнейших компании – TAI и Baykar. Авиастроительная компания Baykar, созданная предпринимателем Оздемиром Байрактаром, существует более 30 лет и выполняет значительный объем заказов от Минобороны Турции, в том числе, в части поставки беспилотников. В настоящее время компанию возглавляет сын основателя – Сельчук Байрактар, являющийся одновременно и зятем нынешнего президента Турции 🙂 . На второй день фестиваля Байрактар поднялся на нашу споттерскую вышку и дал короткое интервью присутствовавшим там представителям местных СМИ.

Компанией TAI на выставке были представлены БПЛА Aksungur и Anka-S (фото — слева направо). Aksungur оснащен двумя турбированными двигателя и предназначен для разведки, морского патрулирования, а также в качестве ударного дрона. БПЛА Anka-S имеет опыт боевого применения во время операции «Spring Shield».


От компании Baykar на выставке посетителям представлены БПЛА Akinci, Kizilelma, TB2 и TB3.
Akinci является высотным боевым ударным дроном, оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, способен нести 400 кг внутренней и 950 кг внешней нагрузки, кроме того, конструктивно предназначен для запуска крылатых ракет.

Реактивный сверхзвуковой БПЛА Kizilelma также является ударным дроном и предназначен для палубного размещения.

БПЛА TB2 является средневысотным ударным дроном, оснащен одним двигателем с толкающим воздушным винтом, способен нести на подвеске 4 управляемых боеприпаса.

По сравнению с TB2, TB3, предназначенный для палубного размещения, имеет большие габариты, размах крыльев, увеличены полезная нагрузка со 150 до 280 кг.

БПЛА Kizilelma и TB3 можно было наблюдать весной этого года на палубе турецкого легкого авианосца Anadolu в ходе визитов в порты Стамбула и Измира.

Многочисленные разработки БПЛА являлись, по сути, основой Технофеста, и, большинство из них — гражданского назначения. Так, разработанный фирмой BMS Defence БПЛА V2500-E Bozkus предназначен для своевременного выявления очагов возгораний и борьбы с лесными пожарами, что в условиях жаркого турецкого климата весьма актуально.

Много на выставке было «дроновых» разработок, выполненных и студентами различных технических ВУЗов.
Организация
Все дни фестиваля на территории выставки работают многочисленные киоски с сувенирами и атрибутикой, организовано питание. Само мероприятие снимается местными СМИ с использованием небольших дронов.

В течение дня на сценической площадке проводятся различные конкурсы и выступают музыканты.
Возможности для съемки
Фестиваль в Анкаре проводился на территории авиабазы турецких ВВС Etimesgut, расположенной в получасе езды от центра столицы. Вход на территорию авиабазы в дни Технофеста бесплатный и свободный, но требуется предварительная регистрация на сайте фестиваля. Для авиафотографов – дополнительная регистрация, дающая право находится в течение дня на одной из двух «споттерских» трибун – сборных металлоконструкциях высотой около 10 метров, достаточно удобных для выбора ракурса съемки.

Сменить одну вышку на другую в течение дня не получится – надо сразу определиться, откуда будешь снимать. Данное обстоятельство никаких неудобств не вызывает, поскольку в течение 5 дней фестиваля, с учетом стандартной летной программы, точки съемки можно чередовать. Организацией доступа на вышки, доставки воды и иных потребностей занимаются волонтеры (за что им большое спасибо!). После регистрации, споттеров включают в группу в Вотсапе, и утром каждого дня доводят график полетной программы, а также другую необходимую им информацию. Споттерские площадки дают неплохой обзор в сторону ВПП и линии полетов. В условиях отсутствия над ними какого-либо козырька (да и как ему быть?) и сильного солнцепека без головного убора не обойтись.

Есть один минус, и он существенный. Места для зрителей и споттерские площадки расположены справа от полосы, и, исходя из ее географического расположения, с 10 часов утра свет становится боковым, а в дальнейшем – контровым; и так до 6 часов вечера. С учетом того, что полеты начинаются не раньше одиннадцати часов и заканчиваются около половины седьмого, съемка проходит не в самых лучших условиях с точки зрения освещенности. Можно, конечно, поискать и места с другой стороны, но это либо находиться за территорией базы, снимая заход, либо идти в сторону жилого сектора, при этом до линии полетов будет далековато. Да и отношение к споттингу в Турции, как со стороны властей, так и обычных граждан, нельзя назвать лояльным, скорее — непонимание и подозрительность. Справедливости ради, стоит отметить, что в результате многочисленных обращений споттеров власти организовали в недавно открывшемся новом аэропорту Стамбула бесплатную споттерскую площадку, что не может не радовать. Однако, на военный «споттинг» (за исключением официальных мероприятий) в Турции наложено табу, и, как в Японии, тут уже не «побезобразничаешь» 🙂 .
В целом фестиваль произвел хорошее впечатление. Конечно, хотелось бы видеть побольше участников авиашоу из других стран и размещение споттеров с другой части полосы (что вполне возможно при заблаговременной организации).
P.S. На территории авиабазы расположен музей ВВС Турции, техника интересная, вход платный – около 80 турецких лир, если с фотографированием – то взимается дополнительная оплата, в 2-3 раза превышающая стоимость входного билета. Ряд экспонатов можно посмотреть и сфотографировать бесплатно при входе/выходе с территории выставки 🙂 , как, например, легендарный F-104 Starfighter и S-2 Tracker.

