На прошедшей неделе, с подачи американского журнала Forbes, зарубежные и отечественные СМИ, интернет-пространство запестрели информацией о переброске в Калининградскую область гиперзвуковых ракет «Кинжал» и их носителей — самолетов МиГ-31 (классификация «истребитель» в данном случае не совсем уместна). Поводом для взорвавшей информационное пространство новости послужил короткий ролик из мессерджера «Телеграмм». В нем запечатлен заход на посадку МиГ-31 с УР Х-47М2 (другое наименование — 9-А-7660) «Кинжал» на один из калининградских военных аэродромов. Эксперты журнала, опираясь на данные геолокации ролика, идентифицировали аэродром как Чкаловск. Другие источники предполагали прибытие самолетов на аэродром Черняховск.
Действительно, 3 февраля на один из военных аэродромов Калининградской области прибыла пара МиГ-31ИК (наименование модификации недавно озвучено Президентом РФ на расширенной коллегии МО) с УР «Кинжал». Перебазирование на другие аэродромы, изучение новых районов полетов — это повседневная практика боевой учебы и в этом нет ничего необычного. Подготовка к развертыванию сил и средств на угрожаемых направлениях в случае необходимости — один из многочисленных элементов поддержания обороноспособности государства. И этим занимаются практически все армии мира. Кроме того, одно из предназначений УР Х-47М2 — поражение крупных надводных целей, поэтому появление этого оружия на Балтике вполне логично. И уместно.
Хотя, конечно, не стоит исключать и некоторого демонстрационного характера мероприятия. Как дополнение к основной задаче. Особенно с учетом прохождения носителей и самолетов сопровождения на большой высоте (но с возможностью идентификации хотя бы через бинокль) в калининградском небе, а также нескольких эффектных проходов перед посадкой на аэродром. Не заметить новую технику «интересующимся» было просто невозможно.
Интересно отметить, что так падкие на малейшие перемещения авиатехники в Калининградский эксклав и обратно западные ресурсы данный факт, грубо говоря, прощелкали. Предполагаю, что и НАТОвским пилотам из состава т.н. балтийской воздушной полиции нечем было похвастаться в плане фото и видео перед своими подписчиками в соцсетях. И перед командованием — тоже. Специалистам это говорит о многом…
Самолеты отработали несколько летных смен. Учитывая оранжевые ВМСК (высотные морские спасательные комплекты), в которые были одеты пилоты и МиГов, и сопровождавших их истребителей авиации Балтфлота, можно предположить, что задачи дежурства в воздухе отрабатывались, в том числе, над акваторией Балтики.
9-го числа обе машины, вместе с лидировщиком, коим выступил Ту-154, убыли к месту постоянной дислокации. Ресурсы, мониторящие перемещение авиатехники, указали конечным пунктом маршрута аэр. Сольцы близ одноименного райцентра, что в Новгородской области.
Данное мероприятие наглядно продемонстрировало, что мощное оружие, против которого бессилен потенциальный противник, может внезапно появиться в самом неожиданном месте. И некая демонстрация силы, если на то пошло, в нынешних внешнеполитических реалиях вполне, мне кажется, уместна. Как предупреждение…
В заключение выскажу предположение о происхождении буквенного обозначения носителей УР Х-47М2. В конце 90-х гг. прошлого столетия ОКБ им. А.И. Микояна разрабатывало проект «Ишим» — систему выведения на околоземные орбиты космических аппаратов с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. Самолет тогда получил обозначение МиГ-31И. Вполне возможно, что эти наработки легли в основу создания носителя гиперзвуковой ракеты «Кинжал». А за носителем сохранилось прежнее наименование, к которому добавили первую букву названия «главного калибра».