5
(3)

На заставке – часть советской делегации во время одной из экскурсий.

Начало – здесь

Ответный ход

Борт 06 1аэ 821-го иап, выкрашенный силами специалистов ТЭЧ 821-го иап. Фото © С. Скрынников, источник – “Russian Warriors Sukhoi, MiG and Tupolev”, Osprey publishing, 1993

Но, если честно, больше отложился в памяти наш ответный визит в Северную Корею. В преддверии 15 августа – Дня освобождения Кореи от капитулировавшей Японии – звено наших истребителей, а вместе с ними и остальная делегация на новеньком транспортном Ан-72 из 8-й адон убыли в сторону Пьхеньяна. Поскольку наши машины находились в эксплуатации уже 10 лет, перед командировкой их подкрасили силами ТЭЧ полка. В оригинальные цвета, выражаясь языком автомаляров, «не попали» из-за банального дефицита красок нужных колеров. Зато получилось ярко и свежо! 🙂

Наша делегация прибыла на один из многочисленных в КНДР военных аэродромов, которых расположен недалеко от столицы страны. Первое, что бросилось в глаза, это находящиеся на боевом дежурстве истребители МиГ-19ПМ, вооруженные УР РС-2-УС. Такие самолеты у нас в это время можно было встретить разве что в музеях или на постаментах. Если не изменяет память, дежурное звено находилось под навесами из маскировочной сетки.

Впрочем, долго рассматривать окрестности не пришлось: выполнив послеполетную подготовку и зачехлив матчасть, мы погрузились в небольшие, но весьма комфортные микроавтобусы Toyota Coaster и отбыли в столицу Северной Кореи.

Делегацию разместили в резиденции Министра обороны КНДР, условия в которой оказались более чем комфортабельными. Нам с зам. командира полка по ИАС Юрием Федоровичем Руденко достался огромный трехкомнатный «люкс» с двумя спальнями, каждая из которых – со своим санузлом. После аскетических советских гостиниц для командировочных (а то – и обычных казарм или спортзалов без отопления) такое размещение показалось чем-то из области грёз. А уж минибар с разными «вкусняшками» только усилил такие впечатления.

Зам. к-ра полка по ИАС Ю.Ф. Руденко и автор перед входом в центральный зоопарк Пхеньяна

Все дни пребывания в Северной Корее были, в основном, посвящены знакомству с достопримечательностями страны. Нам показали Пхеньян во всей, что называется, красе. Город и вправду впечатлил величественностью и монументальностью идеологических объектов. Но не только, конечно. Современнейшие жилые кварталы с высотной застройкой, роскошный новый цирк, пхеньянский Метрополитен – одно из самых глубоких и самых красивый метро в мире, 150-метровая телебашня в парке Кэсон и сам парк, конечно. К слову, фото в «аватарке» сделано именно на этой башне на обзорной площадке, расположенной на высоте 100 м. Достраивалась и 105-этажня гостиница «Рюген» высотой 330 м, которую отлично было видно с телебашни.

Интересная деталь, на которой гид заострил наше внимание. В окнах жилых домов отсутствовали шторы и занавески. «Это потому, что нашим людям скрывать друг от друга нечего» – объяснил он. – «По планам партии, к 1992 г. все жители столицы будут обеспечены собственным жильем». И вправду, в 1992 г. в какой-то нашей газете я видел заметку, что в Пхеньяне действительно не осталось ни одного жителя, не обеспеченного жильем.

О достопримечательностях КНДР можно рассказывать ещё и ещё. Но, поскольку наша «специализация» всё-таки – авиация, вернемся к этой теме.

Так, в один из дней нам показали скрытый в горном массиве аэродром, «выдающий себя» только бетонкой ВПП. С учетом того, что дороги в КНДР, в основном, бетонные, узкая полоса «взлётки» внешне практически не отличается от обычных дорог. Вся остальная инфраструктура скрыта за огромными воротами, способными наверное, выдержать ядерный взрыв. В толще горных пород был скрыт целый полк МиГ-21ПФ вместе со всех инфраструктурой: рулежными дорожками, местами стоянок и всеми необходимыми коммуникациями. Здесь же располагались казармы, классы, спортгородок и пр. объекты обеспечения жизнедеятельности личного состава. Как нам объяснили, системы жизнеобеспечения позволяют выполнять повседневные и боевые задачи даже в условиях применения противником ОМП, а значительные материальные запасы обеспечивают длительную автономность жизнедеятельности.

Сооружение и впрямь грандиозное, что и говорить! И, видимо, чтобы закрепить восторженные впечатления, нам еще показали Плотину Западного моря, построенную на тот момент совсем недавно, в 1986 г. Это сложнейшее гидротехническое сооружение: дамба длинной 8 км, комплекс плотин ГЭС, три замковые камеры и 36 шлюзов Основная задача плотины – разграничить водную артерию страны, реку Тэдонган, и Желтое (в КНДР – Западное) море. Благодаря строительству плотины в пятилетний срок были решены проблемы наводнений, в т.ч., столицы, а также орошения полей и водоснабжения пресной водой.

Не остались во время визита в стороне и «меркантильные» интересы. В те годы полки советских магазинов опустели окончательно, и любой выезд заграницу считался возможностью хоть как-то решить некоторые бытовые вопросы. КНДР, прямо скажем, не лучшая страна для шопинга, т.к. полки местных магазинов в то время не сильно отличались от наших.

Поэтому принимающая сторона устроила нам посещение магазина для дипломатов, аналога отечественной «Берёзки». Но случилось это не в связи с нашим прибытием, а с тем, что 15 августа, в День освобождения, все жители КНДР имеют возможность обменять свои трудовые красные воны (денежная единица страны) на «дипломатические» синие. По курсу 10 к одному.

Маленькое отступление. Декларируемые курсы валют в соцстранах никогда не отражали их реальную покупательскую способность. К примеру, официальный в СССР курс доллара, колеблющийся в диапазоне 50-60 копеек, не имел ничего общего с реальностью. А она заключалась в том, что, прибывающие из-за рубежа советские специалисты сдавали заработанную валюту государству (напомню, нарушение правил о валютных операциях в СССР каралось по ст. 88 УК – от 2-х лет до смертной казни), получая взамен т.н. чеки Внешпосылторга по курсу примерно 4,5 – 4,6 руб. за доллар. А, поскольку фарцовщики перекупали эти чеки, как правило, по курсу 1:2, то и получалось, что реальное соотношение рубля к «зеленому» составляло те же десять к одному.

При подготовке к командировке нам дали возможность обменять по 500 руб. на те самые «красные» воны. Желающим обменять бОльшую сумму доступно объяснили, что «выделяться не надо». Тем более, что покупать там, также как и у нас, особо нечего. Посещение какого-то универмага в центре Пхеньяна подтвердило эту мысль. Однако, магазин «для избранных» (прочем, как и отечественные «Берёзки» и «Альбатросы») явил совершенно другую картину.

Как и отношение к покупателям. Куда исчезло дружелюбие и улыбки с лиц продавцов, которые нас встречали в обычном универмаге – неизвестно. Эти были из той же породы, что и работники советской торговли, ко многим из которых в те времена «на козе не подъедешь». Отсутствие малейшего внимания, надменный взгляд, показная медлительность… Не хватало только коронной фразы «Вас много, а я – одна» … Ну да ладно, мы привычные: курточку сыну я все равно «оторвал» :-).

Сопровождавшие нас северокорейские офицеры с интересом разглядывали телевизоры с огромными экранами, аудиотехнику и другие хиты пресловутого «общества потребления». На мой вопрос, может ли военнослужащий здесь что-нибудь купить, один из сопровождающих покачал головой и ответил: «Нет, конечно. Это очень-очень дорого для нас».

К слову, о сопровождающих. Хоть ребята и представлялись коллегами, специалистами инженерно-авиационной службы, с высокой долей уверенности полагаю, что это были сотрудники спецслужб. Уж больно хорошо они говорили на русском и уж больно много вопросов задавали относительно внутренних процессов в стране и наших взглядов на политику М.С. Горбачева. Вряд ли простой «техник по авиационному оборудованию» стал бы так «глубоко копать».

Но мы их обыграли! Местным контрразведчиками так и не удалось вычислить в наших рядах сотрудника «компетентных органов» (а как без него? Загранкомандировка все-таки, мало ли что…).

В заключительный день пребывания Главнокомандующий ВВС и ПВО Корейской народной армии устроил в нашу честь торжественный прием. Как обычно пишут в таких случаях, «прием прошёл в теплой дружеской обстановке». Были произнесены тосты за здравие наших вождей, дружбу и мир во всем мире. Уже после окончания приема слегка разгоряченный Главком забрался к нам в автобус и «по-брежневски», от души расцеловал всех, кто там был. Такая эмоциональность контрастировала с всеобщей сдержанностью принимающей стороны во время визита. По-моему, генерал даже прослезился от нахлынувших чувств.

А сдержанность, на мой взгляд, объяснялась той политикой, которая доминировала у нас в стране в это время. Новые приоритеты отодвигали давних партнеров и преданных друзей «на задний план», а их место занимали сами знаете кто. Плоды пожинаем до сих пор…

Следующим утром, после предполетной подготовки наше звено, после взлета эффектно прошло над провожающими на малой высоте. И, выполнив красивый разворот в строю «пеленг», истребители полетели домой. А следом – и мы. Летчики Ан-72-го тоже заложили очень крутой разворот с креном под 90°, отчего аэродром оказался буквально под иллюминаторами. Кто бы надоумил приготовить фотоаппарат для такого случая…

Так прошел последний в советской истории дружеский визит военных авиаторов страны в Северную Корею. Мы познакомились с одним из самых закрытых государств, посмотрели многие достопримечательности, побывали на нескольких культурных мероприятиях и даже поучаствовали в спортивных состязаниях с военнослужащими КНА. Визит до предела был насыщен разнообразными событиями, отчего три дня пролетели как один. Проведенные несколько дней в КНДР оставили, в целом, самые добрые впечатления об этой стране. Хотя глаза у многих ее жителей мне показались грустными… 

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 3

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?