0
(0)

На заставке: М.Л. Миль с коллегами за столом. Архивное фото

В этом году 12 декабря исполнилось 75 лет со дня образования ОКБ М.Л. Миля, давшему начало Московскому вертолетному заводу. В 1970 году предприятию присвоили имя М.Л. Миля. Тогда казалось, что у процветающей «фирмы» большое будущее, но все рухнуло с распадом великой страны.

На фоне этого события хочется напомнить читателю, что начало массовому внедрению вертолетов в нашу жизнь мы обязаны транспортной машине Ми-4. Именно «четверка» принесла первый и огромный успех, продемонстрировав всему миру возможности отечественной промышленности. Затем последовал гигант Ми-6, о котором передовые страны с рыночной экономикой могли только мечтать. А самый тяжелый В-12, способный поднимать 40-тонные грузы, и не превзойденный до сих пор Ми-26. Ми-8 свыше 60 лет бороздит просторы пятого океана, а спрос на него, как в РФ, так и за рубежом не снижается.
В благодарность за это чиновники от холдинга «Вертолеты России» в 2019 году провели реструктуризацию отрасли, создав на базе акционерных обществ «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и «Камов» Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов»).
Новое предприятие объединило в себе две уникальные и в то же время совершенно несовместимые инженерные школы отечественного вертолетостроения – М.Л. Миля и Н.И. Камова. Произошло это не от хорошей жизни, а из-за ухудшения экономической ситуации в стране. Достаточно сказать, что за 30 лет, прошедших с момента развала Советского Союза, в РФ создали лишь два новых вертолета: «Ансат», причем на Казанском вертолетном заводе не без участия специалистов филиала МВЗ, и Ми-38, судьба которого всецело зависит от двигателя ТВ7-117.
Все эти годы вертолетная отрасль жила за счет советского задела, а главным действующим «лицом» продолжает оставаться трудяга Ми-8/17, который на сегодняшний день достиг своего совершенства. В небольших количествах продолжается выпуск Ка-32, но прибыль от реализации машин соосной схемы незначительна по сравнению с Ми-8/17.
Что касается боевых машин, то в отечественных ВКС по-прежнему лидируют Ми-35 (потомок Ми-24) и Ми-28, а также выступающий с ним практически на равных Ка-52. Нельзя не отметить, что на серийных заводах страны построили около четверти всего мирового парка вертолетов, созданных под руководством М.Л. Миля его соратниками и учениками.
Любопытно, что «Вертолеты России», получая огромную прибыль, в том числе и от экспорта вертолетов, за эти годы не выделили ни рубля на перспективные проекты, продолжая надеяться на советское прошлое.
Традиционно, отмечая юбилейные даты такого масштаба, коллектив предприятия ранее поздравляли руководящие органы и даже профильные министерства. СМИ широко освещали такие события.
Однако, руководство холдинга «Вертолеты России» и Министерства промышленности и торговли не послали свои поздравления. Тем самым демонстрируя свое неуважение к труду разработчиков вертолетов и отсутствие понимания значимости интеллектуального труда. Весь мир восхищается вертолетами марки «Ми», получившими мировое признание. Так, в 1997 г. компания Sikorsky Aircraft подарила картину, на которой изображен парный портрет Миля и Сикорского, с подписью: «На 50-летие ОКБ Миля от одного пионера геликоптеров другому».
На праздновании юбилея создалось впечатление, что о существовании Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля стараются не упоминать, вырывая его из контекста истории авиастроения, и приписывая его разработки вновь созданному предприятию «Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова».
На самом предприятии 12 декабря было проведено торжественное заседание.
Генеральный директор НЦВ Миль и Камов М.З. Короткевич поздравил работников предприятия и вручил награды, почетные грамоты и благодарности. Почетных званий «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации» и «Заслуженный штурман Российской Федерации» были удостоены летчики и штурманы Летно-испытательного центра. Состоялась научно-практическая конференция, посвященная 75-летию со дня основания ОКБ Миля. Конференция включала пленарное заседание на тему «Перспективы развития отечественного вертолетостроения» и сессия докладов по текущим разработкам.
На сайте «Вертолетов России», как и в средствах массовой информации, за исключением телеканала «Звезда» и сетевого издания «АвиаМИР инфо», о знаменательном событии сообщений не появилось, о «курице, несущей золотые яйца» забыли. Так изымаются из истории и замалчиваются достижения советского времени.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 0 / 5. Проголосовавших - 0

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?