В завершение рассказа об авиашоу в сингапурском аэропорту Чанги более подробно остановлюсь на статической экспозиции.
В текущем году для участия в выставке представлено большое количество авиационной техники как гражданского, так и оборонного назначения. При этом, по сравнению с предыдущими годами, упор все же больше сделан на гражданскую авиацию, и, в частности, на бизнес-джеты, что подчеркивает коммерческую направленность данного мероприятия.
Тайваньской авиакомпанией Starlux Airlines представлен широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Airbus A330-900, имеющий, в сравнении с предыдущей версией A330-800 повышенную пассажировместимость за счет увеличения длины фюзеляжа.
Бразильским авиастроительным объединением Embraer на статической выставке продемонстрирован среднемагистральный пассажирский самолет E195-E2, являющийся самым большим из серии E-Jet и предназначенный для перевозки 132 пассажиров.
Чешская Aircraft Industries (бывшая Let Kunovice) показала уже хорошо известный 19-местный двухмоторный L-410NG (New Generation), продвигая этот самолет для МВЛ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Рядом с лайнерами и многочисленными бизнес-джетами свое место на демонстрационной площадке заняли и немногочисленные винтокрылые машины. Systematic Aviation Services представляла легкий пассажирский Bell 505 Jet Ranger, а Airbus продемонстрировал полноразмерный макет многоцелевого вертолета H145. Помимо того, европейский производитель вертолетной техники представил эксклюзивные варианты моделей H125 и H130, но он них — ниже.
Направление бизнес-авиации стало наиболее развернутым на Singapore Airshow 2024, поэтому уделим ему больше внимания.
Авиатехника не для всех
Начнем, пожалуй, с последней версии легендарного «Короля воздуха» — турбовинтового служебного Beechcraft King Air 360. В сравнении с предыдущими модификациями новый вариант имеет некоторые изменения в конструкции и оборудовании, обновления бортовой системы технического обслуживания, всережимную систему автоматического дросселирования и шесть новых схем интерьера. Как говорится, нет предела совершенству!
Компания Textron Aviation представила на выставке уже хорошо зарекомендовавшие себя легкие реактивные Cessna 525 Citation M2 Gen2 и CJ4, а также Cessna 680A Citation Latitude.
Французская Dassault Aviation представила свой флагман Falcon 6X, получивший сертификат EASA и FAA в августе 2023 г. Самолет имеет самый просторный салон в своем классе, а также а также максимальную скорость, соответствующую числу М=0,9, и дальность более 10 тыс. км. Также французы демонстрировали менее амбициозный, но и не такой дорогой Dassault Falcon 2000LXS.
В сегменте бизнес-джетов бразильская Embraer представила преемника модели Legacy 500, среднеразмерный Praetor 600. Embraer Executive Jets передал заказчику первый самолет этой модели совсем недавно, в декабре прошлого года. Praetor 600 — первый самолет в своем классе, оснащенный исключительно электродистанционной системой управления. Кроме того, он оснащен дополнительными топливными баками, новыми законцовками крыла. Благодаря Honeywell с увеличенной тягой он стал самым быстрым бизнес-джетом в своем классе.
В статической экспозиции был представлен и небольшой (на 5-6 пассажиров) японский реактивный двухмоторный бизнес-джет HA-420 HondaJet. В коммерческую эксплуатацию этот самолет был введен относительно недавно, в 2016 г. Тем не менее, по состоянию на 1 февраля этого года, Honda Aircraft Company поставила заказчикам уже 250 HA-420 HondaJet.
Компанией Gulfstream Aerospace на выставке продемонстрированы две модели суперсовременных бизнес-джетов. Это сверхдальний авиалимузин G600 с роскошным салоном, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW800,
а также завершивший в конце прошлого года летные испытания многообещающий G700, оснащенный специально спроектированными под него двигателями Rolls-Royce Pearl 700.
Кроме того, на выставке представлены новинка семейства бизнес-джетов Global канадского производителя Bombardier Aerospace, сверхдальнемагистральный высокоскоростной Bombardier Global 7500, а также швейцарский Pilatus PC-24.
К сегменту VIP-класса относятся и широко разрекламированные в ходе выставки вертолеты Airbus Corporate Helicopters ACH130 и ACH125.
ACH130 Aston Martin Edition — продукт плодотворного сотрудничества дизайнов интерьера и экстерьера Aston Martin и специалистов Airbus Helicopters. Это «эксклюзивное издание», выпущенное четыре года назад и первоначально ограниченное тиражом в 15 экземпляров, было расширено еще до 15 экземпляров благодаря успеху на рынке.
Более компактный ACH125, также представленный в Сингапуре, — это одномоторный вертолет, входящий в семейство Airbus Ecureuil, налет которого по всему миру составляет 38 миллионов часов. Благодаря высокой маневренности, отличной обзорности и низкому уровню вибрации в кабине ACH125 заслужил репутацию настоящей многофункциональной рабочей лошадки. В дни работы выставки австралийский предприниматель Джон-Пол Торбьорнсен (John-Paul Thorbjornsen) заказал вертолет ACH125 для экспедиции, в ходе которой планируется пересечь семь континентов за 300 летных часов.
Военная авиация
Военный сектор статической экспозиции в текущем году традиционно представляли ВВС Сингапура. Вертолетная техника от авиабазы Sembawang была представлена ударным вертолетом Boeing AH-64D Apache Longbow (120 эскадрилья), транспортным Boeing CH-47F Chinook (127 эскадрилья), а также многоцелевым Airbus H225M Super Puma (125 эскадрилья), призванным постепенно заменить предыдущую модель «Пумы» – AS332.
От авиабазы Paya Lebar в экспозиции присутствовал истребитель Boeing F-15SG Strike Eagle, который стал поступать в войска с 2009 года на смену устаревшим Douglas A-4 Skyhawk.
Авиатехнику с авиабазы Tengah представила пара многоцелевых истребителей Lockheed Martin F-16D и F-16D+ из состава 145 эскадрильи Hornet (Шершень).
112 эскадрилья самолетов-заправщиков, базирующаяся на аэродроме Changi, представила гостям внушительных размеров многоцелевой Airbus A330MRTT, выполняющий функции военно-транспортного самолета и воздушного танкера,
а авиабаза Murai Camp – пару многоцелевых разведывательных БПЛА Hermes 450 и Heron, производства компаний Elbit Systems и Israel Aerospace Industries соответственно.
Гостями мероприятия на выставке были представлены тяжелый транспортный Boeing C-17A Globemaster III из состава 137 транспортной эскадрильи авиабазы Stewart (ВВС США), самолет-заправщик Boeing KC-135T Stratotanker (909 эскадрилья самолетов-заправщиков, ВВС США), патрульный самолет Boeing P-8A Poseidon (ВМС США), пара истребителей Lockheed Martin F-35A Lightning II (421 эскадрилья, авиабаза Hill ВВС США).
Армейская авиация США представлена ударным Boeing AH-64E Apache Guardian.
Бразильскими ВВС на выставке продемонстрирован (жаль, только в «статике») Embraer KC-390 Millenium, который может выполнять как транспортно-пассажирские функции, так и роль самолета-заправщика. Напомню, этот новейший средний военно-транспортный самолет-заправщик эксплуатируется в бразильских ВВС с 2019 г., а о его приобретении на сегодня сообщили Португалия, Венгрия, Нидерланды, Австрия, Чехия и совсем недавно — Южная Корея. Индийская Mahindra Defense Systems незадолго до выставки подписала Меморандум о взаимопонимании (МоВ) с целью совместной реализации приобретения C-390 Millennium ВВС Индии в предстоящем проекте закупок средних транспортных самолетов по программе MTA.
ВВС Германии совместно с Airbus презентовали A400 Atlas (62 транспортное авиакрыло, авиабаза Wunstorf), который также, наряду с основной задачей перевозки грузов, военной техники и личного состава, способен в полной мере осуществлять функции дозаправки в воздухе. В ходе салона производитель «Атласа» организовал экскурсию на борт воздушного грузовика для представителей СМИ, в перспективе расскажем об этом подробнее.
Истребительная авиация гостей в текущем году представлена многоцелевыми Су-30МКМ из состава 12 эскадрильи ВВС Малайзии и Saab JAS39C Gripen (701 эскадрилья Королевских ВВС Таиланда).
В павильонах
В самом помещении выставочного центра представлена многочисленная продукция авиакосмической отрасли, включая значительное количество образцов беспилотной техники.
Компанией Rolls-Royce представлен двигатель сверхвысокой степени двухконтурности Trent XWB, установленный на лайнер Airbus A350.
Израильская фирма Steadicopter продемонстрировала два одномоторных беспилотных вертолета – Black Eagle 50H и Golden Eagle. Первый предназначен для наблюдения и целеуказания, оснащен гибридным двигателем, имеет взлетную массу 50 кг и развивает максимальную скорость 130 км/час. Второй предназначен не только для осуществления разведывательных функций, но может быть использован и в качестве ударного БПЛА с выборочной установкой на подвеске автомата, снайперской винтовки, 40-мм гранатомета либо иного вооружения.
Компанией IAI (Israel Aerospace Industries) на выставке показаны барражирующий боеприпас Mini Harpy и БПЛА Harop; последний успешно применялся азербайджанской стороной в ходе вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе в 2016 году.
Компанией Aeronautics представлен многоцелевой тактический БПЛА Orbiter 4. Размах его крыла составляет 5 метров, а практический потолок 6 км.
Совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace ознакомило гостей и участников выставки с производимой оборонной продукцией.
Сингапурская компания ST Engineering презентовала беспилотный автомобиль Taurus, работающий в паре с мультироторным дроном DrN-15. Дуэт предназначен для наблюдения, транспортных перевозок, эвакуации раненых. Вес автомобиля составляет около 1 600 кг, в полностью электрическом режиме он способен преодолеть расстояние 30 км.
Интерес вызвало и противодронное ружье Orion-H9 производства сингапурской компании TRD Systems с дальностью подавления активности БПЛА до 1 км, а также БПЛА TA-Q5 китайской фирмы United Aircraft, предназначенный для работы в транспортных тоннелях. Его масса составляет 6,9 кг, скорость движения 2 м/с, а время его непрерывной работы составляет 22 минуты.
В целом, впечатление от выставки удовлетворительное: длинных очередей на входе и выходе не было, доставка гостей к выставочному центру и обратно осуществлялась бесперебойно, для прессы организовано отдельное помещение для полноценной работы, а также и питание, что немаловажно 🙂
Вместе с тем, есть и ряд отрицательных моментов, которые, на мой взгляд, следует упомянуть.
Во-первых, сама авиационная программа для мероприятия, которое позиционирует себя как авиашоу, в текущем году получилась не особенно интересной: в отличие от предыдущих авиашоу практически не было выступлений военной авиации. Предыдущие летные программы были более разнообразны и включали в себя выступления F-16, F-22 и F-35 ВВС США, Су-30МКМ ВВС Малайзии, JAS39 Gripen ВВС Таиланда, Tejas ВВС Индии. В этом году никто из гостей не выступал, малазийский Су-30 и тайский «Грипен» были представлены лишь в статике. Традиционный пролет стратегического Boeing B-52 Stratofortress (ради красивых полетных снимков которого в Сингапур приехало множество споттеров) состоялся, и даже в количестве двух машин. Но в отличие от предыдущих показов, на значительно большем расстоянии от зрителей. Что также неприятно удивило, потому что что в странах Юго-Восточной Азии появление этого гиганта – большая редкость. Слаженные выступления всех пилотажных групп, безусловно, вызвали уважение, но не желанный интерес. По моему мнению, авиашоу должно вызывать интерес и содержать в себе некую «изюминку», а то и несколько. В этот раз такой «изюмины» не было, и авиационная составляющая получилась скучной, хотя, у рядового зрителя, она традиционно вызвала восторг 🙂
Во-вторых, статическая экспозиция в течение всего показа, даже в период трех бизнес-дней, была заставлена стойками с вытяжной лентой и лестницами, ведущими в кабину, что существенно затруднило качественную фотосъемку авиационной техники.
Ну и, конечно, полуденный сингапурский свет (если нет облачности 🙂 ) не дает хорошего освещения, но это, к сожалению, объективный фактор, не зависящий от воли зрителей и организаторов мероприятия.
От редакции. Выражаем огромную благодарность организаторам Singapore Airshow 2024 в лице компании Experia Events Pte Ltd за предоставленные возможности и прекрасную организацию работы нашего корреспондента на выставке!