
Сорок лет назад состоялся первый полет легкого одноместного самолета «Шмель», построенного в Студенческом конструкторском бюро Куйбышевского авиационного института под руководством Ю. Пятницкого. О легких, по сути самодельных, самолетах написано много, но «Шмель» интересен еще и тем, что за свою жизнь претерпел две модификации. Причем, во втором варианте машины использовали крыло и оперение от планёра L-13 «Бланик».
Непосредственным конструктором машины был Вячеслав Парфенов. Случилось так, что мне довелось почти все лето провести в командировке в Феодосии (Крым) и на филиале ОКБ имени Н.И. Камова я встретился с инженером-испытателем с очень знакомым лицом. Не зря говорят: «Мир тесен». Это был Парфенов, с которым доводилось общаться на горе Клементьева (Узун-Сырт) во время полетов на планёрах.
Слово за слово, и в ближайшие выходные мы отправились на аэродром «Золотое поле», где передо мной предстали не только планеры первоначального обучения, но и самолет «Шмель».
Это был подкосный моноплан смешанной конструкции. Крыло однолонжеронное с усиленными нервюрами в местах крепления к фюзеляжу и подкосов. Носок несущей поверхности обшит фанерой толщиной 1,5 мм.
Хвостовое оперение состояло из стабилизатора треугольной формы с трапециевидным рулем высоты и, киля с рулем направления.
Фюзеляж — пространственная рама, сваренная из стальных труб. Обшивка фюзеляжа, крыла и оперения – перкалевая.
В конструкции «Шмеля» уже тогда использовали стеклопластик. Из него изготовили капот мотора и подкосы.
Управление элеронами и рулями высоты с помощью тяг, рулем направления – тросовое. Кресло регулируемое, позволяющее изменять расстояние до педалей и угол наклона спинки.
Шасси пирамидальное со шнуровой амортизацией и хвостовым колесом.
В качестве силовой установки применен форсированный мотоциклетный двигатель М-63 мощностью 38 л.с. с понижающим планетарным редуктором. Тогда, за неимением лучшего, этот мотор часто использовали самодельщики. Винт — двухлопастный, деревянный, фиксированного шага, диаметром 1,5 м.
Топливный бак вместимостью около 10 л располагался за двигателем.
Приборное оборудование было весьма скудным, но достаточным для полетов в простых метеоусловиях при видимом горизонте. Если не изменяет память, то в его состав входили: указатели поворота и скольжения («Пионер»), указатели скорости и температуры головок цилиндров, высотомер, вариометр и магнитный компас.
К моменту моего знакомства с машиной, она претерпела существенные изменения. Главным образом, они были связаны с заменой крыла со щелевыми закрылками и оперения от «Бланика».
Возросшее удлинение несущей поверхности привело к заметному, почти в полтора раза, увеличению максимального значения аэродинамического качества. У «Бланика» оно достигает 28. Естественно, машина потяжелела, но новое крыло придало ей и новое качество. Самолет (без преувеличения) превратился в планерлёт. Была такая категория летальных аппаратов до Великой Отечественной войны.

Дальнейшая судьба конструктора и самолета затерялась, но сама машина может служить примером для подражания.
Основные данные первого варианта самолета «Шмель»
Двигатель | М-63 |
Взлетная мощность, л.с. | 38 |
Длина, м | 5,4 |
Размах крыла, м | 8,2 |
Площадь крыла, м2 | 10,9 |
Взлетный вес, кг | 310 |
Вес пустого, кг | 220 |
Скорость, км/ч: максимальная / посадочная | 120 / 50 |