Дабы скрасить зимнюю пору с ее почти полным отсутствием публичных авиамероприятий, предлагаем нашим читателям прекрасный фоторепортаж Готтфрида Ауэра с одного из крупнейших в мире авиашоу.
Но сначала — краткий экскурс в историю мероприятия. В 1971 г. под эгидой Благотворительного фонда Королевских ВВС Великобритании был организован первый публичный показ военной авиатехники. В нем приняли участие около сотни машин. Пятью годами позже авиашоу получило статус международного. Изначально мероприятие проводилось раз в 2 года, а с 1993-го стало ежегодным. С каждым годом значимость авиашоу, количество участников и зрителей неизменно росли. В 1996 г., в знак признания значимости мероприятия, Air Tatoo получило статус «Королевского».
В 2003 г. шоу попало в Книгу рекордов Гиннесса как самое представительное в мире по количеству участвовавших летательных аппаратов. Тогда в RIAT приняли участие 535 машин.
Мероприятие 2017 года проходило с 14 по 16 июля. Оно собрало 160 тысяч зрителей и 246 ЛА из 26 стран. Это авиашоу проходило под знаком празднования 70-летия американских ВВС. По таком случаю в Фэйфорд, где с 1985 г. традиционно проходит RIAT, прибыла пилотажная группа ВВС США Thunderbirds на истребителях F-16. Кроме нее, зрителям был в очередной раз американский истребитель 5-го поколения Raptor. Но главным событием празднования ВВС США стало неожиданное появление стратегического бомбардировщика B-2A Spirit в последний день шоу. Выполняя 23-часовой учебный трансатлантический полет с территории США, он совершил 2 прохода в сопровождении пары F-15C. Итак, смотрим!
На земле
Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Этот истребитель впервые появился в RIAT в 2010 году. В 2016-м он демонстрировался вместе с F-35, когда последний дебютировал в Великобритании.
Учебный вертолет Airbus Helicopters Jupiter HT1 (фирменное обозначение — H145).
Военно-транспортный А400М из LTG-62 Люфтваффе представлял ВВС ФРГ.
Транспортно-заправочный самолет VOYAGER KC.2/3 Королевских ВВС Великобритании. Создан на базе Airbus 330-200 и на момент авиашоу являлся самым «молодым» типом ЛА в ВВС её Величества.
Наши самолеты тоже присутствовали. Правда, исключительно в виде довольно топорного вида моделей по 30 фунтов. Однако! 🙂
Реактивный УТС BAC Jet Provost T5 и поршневой Scottish Aviation Bulldog T.1 (на заднем плане) — это уже история Королевских ВВС. «Летающие парты» «Джет Провост» были выведены из их состава в 1973 г., «Бульдоги» — в 2001 г. Но и «на пенсии» многие самолеты продолжают летать, находясь в частном владении. Ведущая авиастроительная корпорация Великобритании BAE Systems также содержит коллекцию раритетов (поршневой «Бульдог» как раз из нее). ОАК, ау!!!
В Великобритании А400М имеет обозначение Airbus Atlas C1. На RIAT 2017 была представлена пара таких транспортников из состава 70-й эскадрильи RAF. Подразделение является первым в Королевских ВВС, освоившим эти самолеты.
Учебно-тренировочный Short Tucano T1 является лицензионной копией бразильского УТС EMB-312 с аналогичным наименованием. Самолет принадлежал 27-й учебной эскадрильи, которая отметила в 2017 г. свое 100-летие. Замечу, что в настоящее время эскадрилья перевооружилась на более современные Beechcraft Texan T.1 (ниже).
Самолет для повышенной летной подготовки BAE Systems Hawk T2 предназначен для тренировки пилотов истребителей Tornado GR4, Typhoon и F-35 Lightning II.
На RIAT 2017 был представлен самолет из состава 4-й резервной эскадрильи.
Еще один УТС — BAe Hawk T1A — представила не менее легендарная, чем 27-я, 100-я эскадрилья, также отметившая в 2017 г. свое столетие.
Почти уже ветеран RAF — ударный Tornado GR4 из состава 12-й эскадрильи, принимавшей участие в боевых действиях в Афганистане и Ливии.
Интересно отметить, что жизнь этих самолетов поддерживается, во многом, за счет снятых с вооружения в 2010 г. перехватчиков Tornado ADV.3. На авиабазе RAF Лииминг BAE Systems создала площадку по разборке списанных самолетов и дефектации узлов и деталей. За счет грамотной «утилизации» списанных бортов в строй возвращались от 800 до 1200 деталей с одного планера.
Республику Польша на RIAT 2017 представлял морской патрульный М-28B1R из состава 44-й базы морской авиации.
Учебный (British Aerospace) Avro 146 RJ70 имперской школы летчиков-испытателей.
Замечу, что самолет принадлежит одной из крупнейших в мире оборонных компаний QinetiQ и используется для обучения летчиков-испытателей тестированию крупных самолетов, низкоскоростным полетам и гражданским сертификационным испытаниям.
Гражданский Bombardier Global 6000, переоборудованный компанией Marshalls of Cambridge в самолет разведки и наблюдения.
ВВС Греции были предоставлены парой почти уже раритетных MDD F-4E Phantom из 117-го боевого авиакрыла.
Учитывая то, что «Фантомы» можно встретить все реже и реже, приводим чуть больше фото этих знаменитых машин.
Американская компания Textron AirLand уже в четвертый раз представляла на RIAT свой новейший штурмовик Scorpion.
По оценкам разработчика, потенциальный рынок для этой машины оценивался в 2 тыс. штурмовиков. Однако, твердых заказов на этот самолет, вставший на крыло в 2013 г., нет до сих пор.
Легкий истребитель-штурмовик на базе «итальянского Як-130» — M-346FA Combat Master был представлен компанией Leonardo.
Замечу, что, несмотря на значительное предложение на рынке в сегменте легких небронированных штурмовиков, в очередь за ними покупатели не выстаиваются. Предпочитая традиционную технику.
ВВС Австралии были представлены самолетом ДРЛО Boeing E-7A Wedgetail из 2-й эскадрильи RAAF.
Авиацию ВМС США представил Boeing P-8A Poseidon.
Учебно-тренировочный Raytheon (Beechcraft) T-6C Texan II в Королевских ВВС Великобритании пришел на смену Shorts Tucano.
Эта пара истребителей времен Второй Мировой войны North American P-51D Mustang в статической экспозиции не демонстрировалась и прибыла из США для сопровождения истребителя F-22 Raptor в ходе демонстрационных полетов.
В воздухе
Пожалуй, самым ярким среди пилотажных групп стало выступление шестерки General Dynamics F-16 из группы ВВС США «Thunderbirds». Во-первых, потому что это произошло после 10-летнего перерыва. А, во-вторых, потому что это единственное выступление «Буревестников» в Европе.
Очень эффектным получился и пилотаж «Красных стрел» — пилотажной группы Королевских ВВС Великобритании «Red Arrows«.
Конвертоплан CV-22B Osprey демонстрировался как в воздухе, так и на земле. Обе машины из состава 7-й эскадрильи 352-го крыла сил специальных операций США (а/б Миленхолл, графство Саффолк).
В А400М RIAT 2017 недостатка не испытывал. В небе — 4-й построенный на заводе в испанской Севилье самолет этого типа. Используется для испытаний и в качестве демонстратора.
На принадлежность самолета к летающим лабораториям указывает и отсутствие краски на некоторых сегментах крыла, и дополнительная разметка на фюзеляже.
Легендарная «Летающая крепость» — американский бомбардировщик времен Второй Мировой Boeing B-17 Flying fortress.
«Летающая крепость» с регистрацией G-BEDF — это последняя из оставшихся в Европе машин этого типа в летном состоянии. В-17 содержится группой добровольцев на пожертвования членов его клуба (более 8 тыс. человек), а также доходов от демполетов, продажи сувениров и т.д. В Великобритании он эксплуатируется уже более 44 лет. Чем не пример для подражания?
Американские самолеты из состава ВВС США в Европе (USAFE) провели небольшой воздушный парад в честь 70-летия ВВС США. В нем приняли участие: самолет-заправщик Boeing KC-135R Stratotanker из 351-й эскадрильи воздушных заправщиков (а/б Милденхолл, Великобритания),
военно-транспортный Lockheed C-130J-30 Hercules из 37-й эскадрильи 86-го авиатранспортного крыла (а/б Рамштайн, Германия),
пара MDD F-15C Eagle и один MDD F-15E Strike Eagle из 48-го истребительного крыла (а/б Лэйкенхелс, Великобритания).
а также пара истребителей F-16, не попавших в кадр.
Всего же летной программе выходных дней участвовали более 35 типов самолетов и вертолетов, и часть из них Готтфриду удалось отснять во время отлета с мероприятия в понедельник.
Отлет
В отличие от выходных, когда небо над Фейфордом было закрыто свинцовыми тучами, в день отлета, судя по снимкам, выглянуло летнее солнце. Что, соответственно, вызвало сильное марево над полосой.
Взлетает итальянский М-346 «Master».
Уходят и шведские JAS-39 Grippen.
Со статической экспозиции убывает заправщик «Вояджер» ВВС Великобритании.
Поисково-спасательный Westland Sea King Mk48 40-й эскадрильи воздушных сил Бельгии.
В RIAT 2017 принимали участие многие пилотажные группы. Вот, к примеру, один из убывающих самолетов Northrop F-5E Tiger II пилотажной группы «Patrouille Suisse«.
Вскоре Фэйфорд покинул и транспортный самолет сопровождения швейцарской пилотажной группы, Beechcraft 1900.
Групповой взлет пилотажной группы ВВС Финляндии «Midnight Hawks«.
Уходит самолет сопровождения, военно-транспортный Gulfstream C-37A ВВС США.
Чехию на RIAT 2017 представляла пара легких штурмовиков L-159 ALCA.
Один из них демонстрировался на статической экспозиции, другой принимал участие в летной программе.
От Канады на авиашоу был вот этот Boeing CC-177 Globemaster из состава 429-й транспортной эскадрильи канадских ВВС
и вот этот транспортный CH-147F Chinook из 450-й тактической вертолетной эскадрильи.
Покидают Фэйфорд и «Рапторы».
MDD EF-18AM Hornet ВВС Испании.
Самолеты несут «маркировку» другого, не менее интересного европейского авиамероприятия, ежегодных учений «Tiger Meet» («Тайгер Мит»).
Бельгийский F-16AM 349-й эскадрильи 10-го тактического авиакрыла — неизменный участник большинства серьезных авиашоу, проводимых в Европе.
Итальянский Tornado A-200 в очень оригинальной окраске демонстрировался только в воздухе.
RIAT 2017 покидает NH90 TTH финских ВВС.
Вслед за ним уходит Sea King Mk.41 из состава Бундесмарин.
Оттуда же — многоцелевой вертолет Sea Lynx.
Учебный Squirrel HT.1 демонстрировался только на стоянке.
Уходят основной и резервный французские истребители Dassault Rafale (Solo Display Team).
Еще одни представители Пятой республики — тактические истребители Dassault Mirage 2000D демонстрационной группы Couteau Delta.
Страну Восходящего солнца на RIAT 2017 представлял транспортно-заправочный Boeing KC-767J.
К месту постоянной дислокации убывает и гордость Королевских ВВС Великобритании, пилотажная группа «Красные стрелы». Шоу закончено!
2 комментария
Игорь Михелевич
«Vielen Dank» from Gottfried!
Gunther Thümmel
Hallo Gottfried, gute Fotos! Ich hoffe der Frieden hält ewig! Ich gehöre zu der Generation, die bis jetzt keinen Krieg erleben mußte und das soll so bleiben.