В начале освоения реактивной техники (советских истребителей Як-23 и МиГ-15) на заре 50-х гг. ВВС Польской Народной Республики столкнулись с отсутствием в своем составе учебных машин, подходящих для соответствующего обучения пилотов. Имевшиеся в распоряжении советские Як-11, Як-18 и местные LWD «Юнак» имели шасси с хвостовым колесом. Из-за этого отработка взлета и особенно — посадки на современных реактивных машинах с использованием старых «летающих парт» была весьма проблематичной.
В 1952 г. польский авиаконструктор Тадеуш Солтык (Tadeusz Sołtyk), работавший в то время в варшавском институте авиации (Instytut Lotnictwa) собрал бригаду конструкторов, которые взялись за разработку нового УТС.
Опыт проектирования учебных самолетов у конструктора к тому времени уже был немалый. Работая в конце 40-х гг. в Авиационных экспериментальных мастерских (Lotnicze Warsztaty Doświadczalne — LWD) в Лодзи, Солтык спроектировал одноместный УТС «Bies» («Бес») для повышенной летной подготовки. Однако в 1950 г. опытный завод LWD был переориентирован на серийное производство, и проектирование самолетов там было прекращено. После этого Т. Солтык вместе с некоторыми другими инженерами из LWD присоединился к группе авиационного проектирования в Centralne Studium Samolotów (CSS) в Варшаве. Там родилась идея создания еще одного варианта учебного самолета, теперь с с двигателем ВН-2 конструкции Виктора Наркевича. Но из-за закрытия CSS в 1950 г. и этот проект не был реализован.
Осознавая как острую необходимость в подходящем учебно-тренировочном самолете для ВВС, так и тот факт, что разработка совершенно нового самолета может продлиться несколько лет, было решено сначала модифицировать УТС LWD «Юнак 2», а затем уже приступить к созданию новой машины..
Результатом модернизации стал ТS-9 «Юнак 3» — учебный самолет с неубирающимся шасси с носовым колесом, первый полет которого состоялся в 1953 г. После запуска «Юнака 3» в серию конструкторы сосредоточили все свои усилия на создании совершенно нового, современного учебно-тренировочного самолета.
Этот новый самолет получил типовое обозначение TS-8 (т.к. это восьмой самолет, спроектированный Солтыком) и уже знакомое нам «имя собственное» — «Бес», так как общий силуэт ТS-8 по сути основывался на упомянутой выше конструкции LWD 1948 года. При этом первоначальная конструкция была, конечно, переработана в гораздо более современную.
ТS-8 «Бес» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, имевшим излом между центропланом и консолями. Планер самолета был спроектирован так, чтобы обеспечить наилучшие сходство по аэродинамическим и летным характеристикам с реактивным самолетом. «Бис» имел двойную закрытую кабину для пилота-студента и инструктора с тандемными сиденьями. Он был оснащен двумя комплектами приборов для полетов «под шторкой» и современным радионавигационным оборудованием, убирающимся шасси с носовым колесом. Силовая установка включала звездообразный двигатель WN-3 польской конструкции мощностью 320 л.с. и двухлопастной воздушный винт. Предусматривалась возможность установки легкого вооружения — пулемета УБК калибра 12,7 мм и двух бомбодержателей под крыльями под бомбы калибра 50 кг.
Первый прототип нового УТС впервые поднялся в небо 23 июля 1955 г., ещё два были построены в следующем году. Уже через год после первого полета прототип ТS-8 был представлен на Международной Познаньской ярмарке. А годом позже он демонстрировался на Лейпцигской ярмарки и на Международном авиационном салоне в Париже в Ле Бурже.
В ходе испытаний прототипы TS-8 установили несколько международных рекордов в своем классе самолетов: потолок 7084 метра (1956 г.), рекорды дальности полета по замкнутому контуру 2884 км (1957 г.) и скорости — 317 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км (1957 г.).
В 1957 г. первая серийная партия из десяти новых УТС была отправлена в строевые части ВВС ПНР для дальнейших испытаний и оценки. Результатом этих мероприятий стали несколько модернизаций и два окончательных варианта, названных BII и BIII, которые затем производились на авиационном заводе WSK-Mielec.
В период с 1957 г. по 1960 г. было построено 250 экземпляров самолетов ТS-8, из них 229 — в варианте BII. За исключением двух УТС для Индонезии все остальные «Бесы» эксплуатировались исключительно в польской военной авиации.
По отзывам польских военных авиаторов, это был надежный самолет с прекрасными характеристиками, хорошо выполнявший фигуры пилотажа. По мере замены в военной авиации Польши на реактивные TS-11 Iskra, машины передавались польским аэроклубам, где и эксплуатировались, в основном, до конца 1970-х гг. Так, в период 1966 – 1975 гг. армия передала гражданской авиации 101 учебный ТS-8.
Примечательно, что PZL TS-8 «Бес» был вторым (после мотопланера «Пегас») самолетом национальной разработки и производства, построенным после Второй мировой войны. Это был также первый цельнометаллический самолет, спроектированный и построенный в Польше в то же время.
На конец 2021 г. в Польше сохранилось около десятка самолетов TS-8 «Bies», большинство из них можно увидеть в авиационных музеях по всей стране. При этом несколько машин все еще продолжают оставаться в летном состоянии, до недавнего времени их можно было встретить на различных авиашоу.