5
(5)

На заставке: MiG-21 Lancer C — участник авиашоу в польском Радоме, 2015 г. Фото И. Михелевича

15 мая румынские ВВС завершили эксплуатацию истребителей МиГ-21, тем самым поставив точку в 61-летней истории нахождения самолетов этого типа в их составе.

Советский период

История этого самолета в румынских ВВС началась 13 февраля 1962 г., когда советские летчики перегнали 12 МиГ-21Ф-13 в Девеселу (уезд Олт), где дислоцировался 91-й истребительный авиаполк. Далее самолеты поступили на вооружение 93-го авиационного полка (аэр. Джарматы). В следующем году Румыния получила еще столько же новых машин.

Румынские МиГ-21ПФМ на авиабазе Девеселу, 2011 г.
Источник — https://visitromanati.wordpress.com/

В 1965 г. начались поставки более совершенных МиГ-21ПФ. Румынские ВВС дали истребителю местное обозначение MIG-21 RFM. В период с января по июль стране были поставлены 38 машин этой модификации. К началу 90-х гг. их эксплуатация была прекращена, а к концу десятилетия все самолеты были списаны.

В следующем году в румынские ВВС начались поставки МиГ-21ПФМ. К 1968 г. ВВС страны в общей сложности получили 52 (по другим данным — 56) истребителей этой модификации. Они эксплуатировались вплоть до 2002 г.

В период с декабря 1968 г. по февраль 1972 г. Румыния получила также дюжину разведчиков МиГ-21Р, поступивших в 31-ю разведывательную эскадрилью. При этом разведчики получили «местное» обозначение MiG-21C по первой букве румынского слова “cercetare” (разведчик). Почти в то же время, с августа 1969 г. по сентябрь 1970 г., Румыния получила и 68 самолетов в модификации МиГ-21М.

Последней одноместной модификацией, полученной румынскими ВВС, стали истребители МиГ-21МФ и МиГ-21МФ-75. В период с февраля 1972 г. по ноябрь 1975 г. из Советского Союза были поставлены 74 машины этих типов.

Кроме этого, румынские летчики располагали и значительным количеством спарок нескольких модификаций: 7 МиГ-21У400 и МиГ-21У600, 11 МиГ-21УС. Но наиболее распространённым учебно-боевым самолетом этого типа в ВВС Румынии стал МиГ-21УМ: 32 машины.

Плод модернизации

К началу 90-х гг. прошлого века ВВС Румынии оказались в ситуации, когда на вооружении находилось значительное количество устаревшей авиатехники и лишь небольшое количество относительно «свежих» МиГ-23МФ и румыно-югославских IAR-93. Мизерное количество новых МиГ-29, конечно, не могло обеспечить высокую боеспособность ВВС. Поэтому в 1992 г. руководство объявило конкурс на модернизацию парка МиГ-21. Причем, не всего, а только 110 самолетов последних модификаций.

Израильская компания Elbit Systems выиграла контракт на интеграцию
современного оборудования на борт «двадцать первого», работы проводились совместно с румынским производителем авиатехники Aerostar Бакэу и ВВС страны. Результатом этого сотрудничества стали три варианта модернизации МиГ-21, получивших обозначение MiG-21 LanceR. Заглавная R в Название LanceR обозначает Румынию. Прототип МиГ-21 LanceR совершил свой первый полет 22 августа 1995 г.

Между 1996 г. и 2000 г. в истребители-бомбардировщики LanceR A были переоборудованы 34 МиГ-21М, 7 МиГ-21МФ-75 и 30 МиГ-21МФ, суммарно 71 борт. Самолеты оснащались радиодальномером Elta EL/M-2001B, навигационной системой LISA-4000EB, ИЛС Elop 921. Система опознавания «Хром-Никель» была заменена на натовскую IFF Mk. 10. Органы управления переформатированы в соответствии с концепцией HOTAS. Несколько лет назад самолеты этой модификации уже были выведены из эксплуатации.

MiG-21 Lancer C — участник авиашоу в польском Радоме, 2015 г. Фото И. Михелевича

В 1997 — 2002 гг. 14 спарок были модернизированы до стандарта LanceR B. Они так же оснащались радиодальномером Elta EL/M-2001B и некоторым другим современным оборудованием.

Пожалуй, самой совершенной модификацией стал истребитель завоевания превосходства в воздухе LanceR C, прототип которого (бортовой №6607) совершил первый полет 26 ноября 1996 г. В этот вариант в 1997 — 2003 гг. были переоборудованы 26 истребителей: два МиГ-21МФ, остальные — МиГ-21МФ-75. Один из самолетов был потерян в ходе облета на заводе, вследствие чего в войска поступили 25 модернизированных истребителей.

Самолет Lancer C был оснащен многорежимной БРЛС Elta EL/M-2032, БЦВМ DASH, навигационной системой, ИЛС, системой слепой посадки ILS/VOR/DME, вычислителем воздушных данных Marconi, современным радиосвязным оборудованием (ARC-430 и ARC-435), системой предупреждения об облучении, устройством выброса помех, другим современным оборудованием. Вместо большинства «будильников» значительную часть приборной панели заняли два МФИ.

MiG-21 Lancer C — участник авиашоу в польском Радоме, 2015 г. Фото И. Михелевича

Помимо встроенного оборудования, Lancer C мог оснащаться бортовым разведывательным контейнером Elbit/Aerostar, блоком РЭБ EL/L-8222R, а также лазерным целеуказателем Rafael. Арсенал его вооружения был значительно расширен за счет возможности применения оружия различных классов западных и израильских производителей.

Модернизация парка румынских МиГ-21 позволила стране с небольшим военным бюджетом существенно повысить боевой потенциал своих истребителей 2-го поколения и сохранять их в боеготовом состоянии ещё на протяжении без малого четверти века.

Финал. Или не финал?

Но, как известно, всему приходит конец. Пришел он и карьере, без преувеличения, легендарных МиГ-21 в составе румынских ВВС. 15 мая 2023 г. там прошли торжественные церемонии прощания на Базе 71 Кампия Турзий, Базе 86 Борча/Фетешти и на Базе 95 Бакэу. В Бакэу состоялась заключительная церемония, посвященная эпохе эксплуатации МиГ-21 в составе румынских ВВС.

MiG-21 Lancer C — участник авиашоу в польском Радоме, 2015 г. Фото И. Михелевича

Казалось бы, история завершена. Однако, учитывая острейшую потребность украинских ВВС в авиатехнике, ряд экспертов выражает предположения о том, что эти МиГи скоро окажутся в небе «нэзалэжной». Тем более, что после модернизации, их потенциал ненамного уступает тем же F-16 ранних серий.

Выскажу свои предположения на этот счет. Передача возможна? Теоретически — да. Конфликт уже доказал свою высокую эффективность в вопросе утилизации вооружения и военной техники предыдущих поколений. Не станет исключением и экс-румынский МиГ-21.

Может ли LanceR сыграть какую-то существенную роль в плане увеличения боевого потенциала украинских ВВС? Вряд ли. Во-первых, как истребитель завоевания превосходства он не может ни в коей степени составить какую-то конкуренцию отечественным Су-35, Су-30 и даже МиГ-29. Для МиГ-31 это вообще смешная цель. Максимум, на что будет способен 21-й, — это попытаться противодействовать нашим вертолетам. В условиях отсутствия истребительного прикрытия и применения индивидуальных и групповых средств РЭБ…

Как истребитель-бомбардировщик LanceR, вероятно, может быть полезен. Особенно, с учетом в его потенциальном арсенале высокоточного оружия. Но тут другие сложности. Вряд ли самолет (по политическим мотивам) сможет использовать оборудование и оружие израильского производства, под которое, собственно, и дорабатывался. Для боевого применения других типов средств поражения потребуются доработки и испытания. Да и есть большие сомнения, что сбалансированная позиция Израиля в этом конфликте позволит использовать LanceR над полем боя в целом. К тому же, машина обладает весьма скромной боевой нагрузкой — до 1500 кг.

Далее… МиГ-21, в силу своей аэродинамики, имеет высокие взлетную и посадочную скорости, а по своему поведению в воздухе совсем не похож на современные самолеты. Особенности управляемости стали причиной десятков (если не сотен) летных происшествий с этим типом, пик которых приходился на период его освоения в строевых частях. Много ли найдется на Украине пилотов с опытом летной эксплуатации «двадцать первых» и годных по возрасту (читай — состоянию здоровья) к полетам сегодня? А если и найдется (зная не понаслышке о фанатичности некоторых индивидуумов), сколько времени потребуется на их ввод в строй, обучение боевому применению современных средств поражения и т.п.? И сколько из них дойдет до конца марафона подготовки. И не сбрасывайте со счетов и наверняка небольшой остаточный ресурс двигателей. Еще один момент — это отсутствие подготовленного инженерно-технического состава и необходимой технической документации. Вряд ли в архивах бывших Васильковского ВАТУ или Киевского ВВАИУ остались соответствующие «Руководства по технической эксплуатации», «Регламенты технического обслуживания», технологические карты и пр.

Короче… Вероятность появления на фронте LanceR’ов, по моему мнению, практически нулевая. Ибо технические и политические сложности вкупе с невысокой боевой эффективностью такой машины в условиях данного конфликта значительно выше, чем возможный эффект от передачи МиГов Киеву. Если только не преследовать чисто политические цели с демонстрацией «единой сплоченности коллективного Запада»…

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 5

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?