5
(2)

Поскольку диапазон посещаемых авиационных мероприятий в последние годы скукожился, как шагреневая кожа, возникла идея “поскрести по сусекам” 🙂 и периодически публиковать материалы, по тем или иным причинам ранее не использованные. Сегодняшний “фотовидеорассказ” – об испанской пилотажной группе Patrulla ASPA.

Patrulla ASPA – участник Radom Air Show-2015, 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

Пересчитать пилотажные группы, выступающие на вертолетах, пожалуй, хватит и пальцев на одной руке. Самая представительная – это, конечно, наши «Беркуты» на полноценных боевых Ми-28Н. Посетителям МАКСа-2021 знакомы также индийские «Павлины» (“Sarang”) на четырех вертолетах национального производства «Дхрув». А единственной «полноформатной» европейской пилотажной командой является Patrulla ASPA ВВС Испании. Наш сегодняшний рассказ – о ней.

Пилотажную группу Patrulla ASPA в качестве «визитной карточки» испанских ВВС начали формировать в конце сентября 2003 г. Базой для это стало 78-е учебное авиакрыло, которое базируется на аэродроме Армилья (Armilla), примерно в 6 км от г. Гранады (Андалусия). Вместе с военной базой в Куатро Вьентос (Мадрид) это один из старейших аэродромов Испании, который используется по прямому назначению до сих пор. Начало его авиационной истории восходит к 1895 году, когда отсюда уже стартовали несколько воздушных шаров. С тех пор его воздухоплавательная деятельность практически не прерывалась, а на аэродроме в разные годы базировались различные авиационные части.

Пилот осуществляет предполетный осмотр и приемку матчасти у технического состава. 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

78-е авиакрыло занимается подготовкой летного и технического состава для эксплуатации вертолетной техники с 1980 г. Последние десятилетия обучение производится на вертолетах Sikorsky S-76 (местное обозначение HE.24) – 8 единиц и Eurocopter EC-120 Colibri (HE.25) – 15 машин. Наличие опытных пилотов-инструкторов и легких маневренных «Колибри» предопределило выбор базы группы во всех отношениях.

Пара “Колибри” начинает движение на старт, 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

В общей сложности в команде находится 29 человек – пилоты и механики. В состав группы входят шесть (один – резервный) вертолетов, имеющих двухчленный экипаж, а также специальную окраску. В воздухе они, как правило, выступают или всей пятеркой, или поочередно – четверкой и соло. Программа довольно разнообразная, периодически в нее вносятся новые элементы. В промежутках между выступлениями летчики-инструкторы на тех же вертолетах обучают курсантов, которых в ВВС Испании называют «Молинильос».

Впервые группа предстала перед публикой в мае 2004 г. над старым аэродромом Таблада в Севилье, и с тех пор участвует практически во всех авиационных мероприятиях в Испании, а также выступает на многих авиашоу в Европе.

Так выглядит руление вертолетов группы перед демонстрационным вылетом. Пилоты приветствуют зрителей из открытых форточек. 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

Мне довелось посмотреть выступления Patrulla ASPA дважды: в 2013 г. в чешской Остраве в ходе ежегодно проводимых там «Дней НАТО» и в 2015 г. в польском Радоме на авиашоу. И оба раза – буря положительных эмоций! По эффектности выступления это, наверное, самая зрелищная программа среди вертолетчиков (не в обиду нашим «Беркутам»). И не беру в сравнение сольные и парные выступления команд из других стран (Нидерланды, Чехия, Австрия, Великобритания и пр.). Демонстрировать сольное мастерство, на мой взгляд, куда проще, чем делать это в составе нескольких экипажей. И речь даже не о мастерстве, как таковом. Речь именно о зрелищности. Начиная от выруливания на старт по воздуху (EC-120 имеет полозковое шасси, а по сему рулить «обычно» не может) прямо перед зрителями. И заканчивая свое выступление таким же образом.

А так вертолеты группы возвращаются на места стоянки. Механики обозначают места заруливания. 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

В этом контексте замечу, что и работа механиков добавляет зрелищности тоже. Это характерная черта публичных выступлений всех зарубежных пилотажных групп, не только Patrulla ASPA. А много ли людей видели, как техники выпускают в полет или встречают на стоянке тех же «Стрижей» или «Беркутов»? А ведь инженерно-технический состав заслуживает внимание зрителей ничуть не меньше пилотов. Уже хотя бы потому, что зрители имеют возможность наблюдать выступление пилотажных групп. Без происшествий и предпосылок к ним… Но это – к слову.

Послеполетный осмотр. 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич
В ходе послеполетной подготовки производятся не только осмотр и заправка топливом, но еще и очистка (помывка) “Колибри” от пыли и налипшей травы. 23.08.2015 г. Фото © И. Михелевич

И в заключении – небольшая нарезка видеофрагментов выступления пилотажной группы в ходе “Дней НАТО в Остраве” (Чехия) в 2013 г.

сентябрь 2013 г. © И. Михелевич
Программа выступления выполнена на отлично, зрители довольны. Пилоты, похоже, тоже 🙂

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?