Поскольку диапазон посещаемых авиационных мероприятий в последние годы скукожился, как шагреневая кожа, возникла идея «поскрести по сусекам» 🙂 и периодически публиковать материалы, по тем или иным причинам ранее не использованные. Сегодняшний «фотовидеорассказ» — об испанской пилотажной группе Patrulla ASPA.
Пересчитать пилотажные группы, выступающие на вертолетах, пожалуй, хватит и пальцев на одной руке. Самая представительная — это, конечно, наши «Беркуты» на полноценных боевых Ми-28Н. Посетителям МАКСа-2021 знакомы также индийские «Павлины» (“Sarang”) на четырех вертолетах национального производства «Дхрув». А единственной «полноформатной» европейской пилотажной командой является Patrulla ASPA ВВС Испании. Наш сегодняшний рассказ – о ней.
Пилотажную группу Patrulla ASPA в качестве «визитной карточки» испанских ВВС начали формировать в конце сентября 2003 г. Базой для это стало 78-е учебное авиакрыло, которое базируется на аэродроме Армилья (Armilla), примерно в 6 км от г. Гранады (Андалусия). Вместе с военной базой в Куатро Вьентос (Мадрид) это один из старейших аэродромов Испании, который используется по прямому назначению до сих пор. Начало его авиационной истории восходит к 1895 году, когда отсюда уже стартовали несколько воздушных шаров. С тех пор его воздухоплавательная деятельность практически не прерывалась, а на аэродроме в разные годы базировались различные авиационные части.
78-е авиакрыло занимается подготовкой летного и технического состава для эксплуатации вертолетной техники с 1980 г. Последние десятилетия обучение производится на вертолетах Sikorsky S-76 (местное обозначение HE.24) – 8 единиц и Eurocopter EC-120 Colibri (HE.25) – 15 машин. Наличие опытных пилотов-инструкторов и легких маневренных «Колибри» предопределило выбор базы группы во всех отношениях.
В общей сложности в команде находится 29 человек – пилоты и механики. В состав группы входят шесть (один – резервный) вертолетов, имеющих двухчленный экипаж, а также специальную окраску. В воздухе они, как правило, выступают или всей пятеркой, или поочередно — четверкой и соло. Программа довольно разнообразная, периодически в нее вносятся новые элементы. В промежутках между выступлениями летчики-инструкторы на тех же вертолетах обучают курсантов, которых в ВВС Испании называют «Молинильос».
Впервые группа предстала перед публикой в мае 2004 г. над старым аэродромом Таблада в Севилье, и с тех пор участвует практически во всех авиационных мероприятиях в Испании, а также выступает на многих авиашоу в Европе.
Мне довелось посмотреть выступления Patrulla ASPA дважды: в 2013 г. в чешской Остраве в ходе ежегодно проводимых там «Дней НАТО» и в 2015 г. в польском Радоме на авиашоу. И оба раза – буря положительных эмоций! По эффектности выступления это, наверное, самая зрелищная программа среди вертолетчиков (не в обиду нашим «Беркутам»). И не беру в сравнение сольные и парные выступления команд из других стран (Нидерланды, Чехия, Австрия, Великобритания и пр.). Демонстрировать сольное мастерство, на мой взгляд, куда проще, чем делать это в составе нескольких экипажей. И речь даже не о мастерстве, как таковом. Речь именно о зрелищности. Начиная от выруливания на старт по воздуху (EC-120 имеет полозковое шасси, а по сему рулить «обычно» не может) прямо перед зрителями. И заканчивая свое выступление таким же образом.
В этом контексте замечу, что и работа механиков добавляет зрелищности тоже. Это характерная черта публичных выступлений всех зарубежных пилотажных групп, не только Patrulla ASPA. А много ли людей видели, как техники выпускают в полет или встречают на стоянке тех же «Стрижей» или «Беркутов»? А ведь инженерно-технический состав заслуживает внимание зрителей ничуть не меньше пилотов. Уже хотя бы потому, что зрители имеют возможность наблюдать выступление пилотажных групп. Без происшествий и предпосылок к ним… Но это – к слову.
И в заключении — небольшая нарезка видеофрагментов выступления пилотажной группы в ходе «Дней НАТО в Остраве» (Чехия) в 2013 г.