Бесспорно, главной премьерой прошедшего авиасалона стал однодвигательный многоцелевой истребитель ОКБ им. П.О. Сухого. На удивление грамотная PR-компания, предшествовавшая его демонстрации в ходе МАКСа, только разогрела и без того огромный интерес к событию. «Просочившиеся в соцсети» фото буксировки зачехлённого самолета в демонстрационный павильон перед открытием выставки раззадорили неравнодушных граждан еще больше. Под черными чехлами просматривалось что-то необычное по компоновке, отдаленно напоминавшее легкую китайскую машину J-31.
Презентация новой машины тоже была выполнена ярко, динамично, современно. Добротное такое шоу, в духе времени, что называется. Тем более, что новинка, по утверждению разработчиков, больше ориентирована на внешние рынки. На это, кстати, указывает и большое количество т.н. «строевых огней», не использующихся в наших ВВС. Хотя и на самой машине, и на 3D-модели в презентационном ролике в качестве опознавательных знаков фигурируют звезды российских ВКС.
Не успела пройти первая презентация, в ходе которой лишь немногие смогли ознакомиться с проектом, как сеть запестрела мнениями многочисленных «экспертов». Мнения в большинстве своем, конечно, интересные (до смешного, насколько непрофессиональными они могут быть). Честно говоря, не догадывался, сколько в стране и мире специалистов, которые точно знают, КАК надо конструировать самолеты и выводить их на рынок. Даже Forbes, оказывается, в курсе не только благосостояния самых богатых граждан, но и особенностей аэродинамики и малозаметности новой российской машины…
Давайте же взглянем на новинку «Ростеха», следуя девизу АвиаМИРа — «Об авиации наглядно и компетентно».
Конструкция
The Checkmate (в переводе — «Шах и мат», хотя больше подходит аллегорический «Ход конём») позиционируется как легкий (взлетной массой до 20 тонн) многофункциональный истребитель 5-го поколения. Построен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с V-образным хвостовым оперением.
Фюзеляж имеет три встроенных отсека вооружения: два небольших по бокам и один — центральный — в нижней части фюзеляжа. В центральном отсеке возможно размещение крупногабаритного ракетного вооружения типа ПРР Х-58, тактической КР «Гром», универсальной УР Х-59, корректируемых бомб и др. Судя по конфигурации, фюзеляж имеет т.н. несущую конструкцию, то есть создает дополнительную подъемную силу.
Хвостовое оперение состоит из пары цельноповоротных V-образных поверхностей. В хвостовой части, между соплом двигателя и основанием поворотных килей симметрично располагаются еще две поверхности трапециевидной формы. Их назначением может быть балансировка на взлетно-посадочных режимах (в качестве рулей высоты). А также, учитывая их составную конструкцию, использование в виде расщепляющихся тормозных щитков типа «крокодил» ( как на американском F-16).
Конструкция кабины пилота идентична кабине Су-57. Вообще, унификация с двухдвигательным Т-50 сулит значительные преимущества как в развитии проекта, так и в его эксплуатации. А также значительно сокращает сроки разработки и ее стоимость. Слева по борту перед фонарем заметны створки, характерные для отсека штанги дозаправки топливом в полете.
Форма крыла в плане также аналогична применяемому на Су-57. Можно предположить — это то же самое крыло. На полукрыльях обозначены точки для двух узлов наружной подвески. Перед крылом установлены небольшие наплывы с большим углом стреловидности, сопряженные с одной из граней воздухозаборника. Законцовки крыла имеют небольшое отрицательное V.
Вид на истребитель с левого и правого бортов
Воздухозаборник центральный нижний, ковшового типа, с центральной перегородкой. Боковая кромка имеет, если так можно выразиться, отрицательный угол стреловидности. Аналогичная внешне конструкция использовалась на демонстраторе X-32 фирмы Boeing в начале 2000-х гг. Учитывая заявленную максимальную скорость истребителя в число Маха 1,8 можно предположить, что воздухозаборник нерегулируемый. Используемая конфигурация узла вкупе с S-образным (судя по расположению центрального отсека вооружения) каналом значительно снижает РЛ-заметность истребителя.
Виды на воздухозаборник и носовую часть фюзеляжа с разных ракурсов
Силовая установка состоит из одного перспективного ТРДДФ с отклоняемым вектором тяги в классе тяги 14500-16000 кг. Вполне логично, если в перспективе это будет т.н. «двигатель второго этапа», создающийся ОДК под шифром «изд. 30» или его экспортная модификация. Также на самолете будет установлена ВСУ.
Шасси трехстоечное, с носовым управляемым колесом. Передняя стойка несколько смещена относительно центральной оси, что может указывать на перспективу установки в носовой части пушки, как это сделано на Су-25 (или американском А-10). Тем более, что упомянутая в презентации возможность установки пушечных контейнеров во встроенных отсеках вооружения видится проблематичной. То есть, установить-то их в отсек, конечно, можно. Но вот добиться высокой эффективности оружия при стрельбе — это надо очень-очень постараться.
Основные и передняя стойки шасси
Все разговоры о «картонном макете», представленном на презентации, разбиваются о реальность холодного металла, клепаных конструкций и технологических лючков (некоторые из них, к слову, «закамулифрованы» не очень аккуратно, что бросалось в глаза). Нет, это не полноразмерный макет. Это реальное железо, господа «эксперты». Каким целям оно служит — другой вопрос. Компоновочным, продувочным, прочностным или полетным — пока мы не знаем. Но то, что новый самолет — реальность, а не фантазии, специалистам понятно. Как и понятно желание оппонентов, конкурентов и пр. в очередной раз принизить отечественную разработку в глазах потенциальных покупателей. Мне непонятно только, зачем некоторые доморощенные «специалисты» вторят забугорному малокомпетентному мнению…
Характеристики
В ходе презентации их было озвучено немного, получить какие-либо другие в ходе бесед с «суховцами» не удалось. Что, собственно, вполне объяснимо. Итак, максимальная скорость соответствует М=1,8 (2200 км/ч на высоте 12 км), максимальная дальность полета (без дозаправки) — 2900 км (голосом было озвучено «более 2800 км»), масса боевой нагрузки — 7400 кг (заявлена как самая высокая в своем классе). Американский F-35A имеет боевую нагрузку 8100 кг, но его максимальная взлетная масса значительно выше — порядка 31 тн. Классификация же самолета как легкого, подразумевает взлетную массу 20 тн или около этого.
Продолжаем. Заявлена продолжительная сверхзвуковая скорость полета, практический потолок — 16500 м, максимальная эксплуатационная перегрузка — 8g. Длина разбега/пробега — в пределах 400-500 м. О габаритах самолета можно судить лишь приблизительно: длина порядка 17 м, размах крыла — около 12, высота — до 5 м.
Бортовая РЛС с АФАР обеспечивает одновременное применение оружия по 6 различным целям, даже в условиях радиопротиводействия.
Перспективы
Весьма неплохие. С учетом заявленной цены в 25-30 млн. долларов США и значительного количества устаревших или устаревающих однодвигательных истребителей типа МиГ-21, МиГ-23, Су-22, F-5, Mirage III, эксплуатирующихся в мире. Нашему МО тоже бы присмотреться попристальнее к этой машине. Ибо ставка на дорогие двухдвигательные машины с избыточными для строевого «летчика средней квалификации» возможностями, оплаченными из кармана не самого богатого в мире налогоплательщика, себя не очень оправдывает. Напомню, основу фронтовой авиации советских ВВС составляли как раз однодвигательные машины, вполне боеспособные. А многолетняя отечественная и мировая статистика летных происшествий и боевых потерь не выявила сколько-нибудь серьезных преимуществ двухдвигательных самолетов в сравнении с их одномоторными собратьями.
Ахиллесова пята отечественной авиатехники — слабое постпродажное обслуживание и дефицит запчастей тоже, похоже, уйдет в небытие с разработкой новейшей логистическо-сервисной системы «Матрешка», которая должна обеспечить новому истребителю высокую исправность и боеготовность.
Первый полет опытного образца планируется на 2023 год. С учетом преемственности конструкции сроки вполне реальные. Начало серийного производства планируется на 2026-207 гг. И даже, если традиционно эти сроки немного затянутся, вполне реально к началу следующего десятилетия получить в серии легкий многофункциональный малозаметный истребитель с хорошими характеристиками и высоким боевым потенциалом. А скептикам напомню, что разработка F-35 стартовала еще в начале 90-х гг., первый полет прототипа — 24 октября 2000 г., а поступление в войска началось в 2012 г. Притом, что проблемы с самолетом периодически возникают до сих пор.
В заключении — небольшой видеоролик с презентации для прессы, состоявшейся 21 июля 2021 г. в ходе авиаслона МАКС.