Замена ветерану Ан-2 назрела давным-давно. Всего чуть-чуть не дошло до стадии серийного производства замечательное детище СибНИА им . Чаплыгина ТВС-2ДТ, который демонстрировался на предыдущем МАКС-2019. Перспективный цельнокомпозитный планер, высокие эксплуатационные характеристики и подписанные Минпромторгом соглашения об организации его производства на Улан-Удэнском авиазаводе — все в прошлом… Нынче у темы совсем другой фаворит, хотя и с тем же именем. Это — еще не летавший, но уже продемонстрированный на прошедшем МАКСе ЛМС-901.
Проектированием этого самолета занималось конструкторское бюро Московского авиационного института (ОСКБЭС МАИ), а разработкой — дочернее предприятие УЗГА с названием «Байкал инжиниринг». Темпы создания машины опровергают известную поговорку о скоростях появления на свет живности семейства кошачьих. Только в сентябре 2019 г. с «Байкал инжиниринг» был заключен контракт на разработку 9-местного легкого многоцелевого самолета (отсюда и аббревиатура ЛМС), и вот уже первый летный экземпляр радует глаз Президента страны и посетителей авиасалона. В ближайшее время должен состояться и первый полет «Байкала» «2.0».
Судя по опубликованным характеристикам, ЛМС-901 существенно уступает новосибирскому ТВС-2ДТ. Крейсерская скорость 300 км/ч против 350 км/ч у ТВС, грузоподъемность — до 2 тонн (ТВС-2ДТ — 3500 кг), максимальная дальность полета оценивается в 3000 км (4500 км у ТВС). Даже заявленные взлетно-посадочные характеристики у не летавшего еще ЛМС ниже, чем аналогичные подтвержденные параметры ТВС-2ДТ. Длины разбега и пробега ~ 200-250 м. У ТВС2-ДТ длина разбега 80 м, пробега — 150 м.
Более скромные в сравнении с ТВС-2ДТ характеристики «обеспечивает» менее мощный двигатель. На ЛМС-901 пока установлен ТВД H80 мощностью 800 л.с. К слову, американский Honeywell TPE331 мощностью 1100 л.с., установленный ТВС-2ДТ, стал одним из «контраргументов» запуска новосибирского самолета в серию. А вот «Байкалу» 2.0 тоже импортный H80 (продукция компании GE Aviation Czech, подразделение General Electric) вроде как и не мешает. Возможно, потому что это все тот же чешский «Вальтер» М601, усовершенствованный американцами, и по-прежнему, производящийся в Чехии. К тому же, мотор используется и на L-410, которые собирают на УЗГА.
Впрочем, Н80 рассматривается как временный вариант. УЗГА и партнеры ведут работы по доведению до серийного производства самолетной модификации климовского ВК-800 — ВК-800С. Однако, самая «свежая» информация о ходе программы, которую мне удалось отыскать, датирована 2018 г. На стендах ОДК в ходе прошедшего МАКСа обнаружить изделие с индексом ВК-800 не удалось, сотрудники компании также ничего, кроме дежурной фразы «работы ведутся», сообщить не смогли.
Салон ЛМС-901 мне показался узковатым, хотя места для пассажиров в положении сидя хватает вполне. Этакая «маршрутка». А вот отсутствие багажных полок и подлокотников критично. Даже в салоне переоборудованного СибНИА ТВС-2МС (модернизированного Ан-2, «предтечи» новосибирского «Байкала») имеются довольно объемные верхние багажные отсеки. И какого-то отдельного багажного отсека в самолете я тоже не заметил. Что довольно странно, учитывая реалии МВЛ и жизненного уклада российской глубинки.
Кабина современная, с двойным управлением и тремя МФИ. Обзор вбок и вниз вполне приличный, вперед — обычный для самолетов с хвостовым колесом.
Для повышения безопасности полета самолет оборудован аварийным парашютом, способным обеспечить безопасное приземление при отказе двигателя.
Планами Минпромторга предусмотрены сертификация и начало серийного производства ЛМС-901 в 2022-2023 гг. Так что вполне вероятно, на следующем МАКСе мы увидим уже летающий «Байкал». Если планы министерства в очередной раз не изменятся…