На заставке: самолет-аналог БТС-002 (изделие ОК-ГЛИ). Фото Н. Якубовича
Начало разработки в США воздушно-космического самолета «Спейс шаттл» вынудило руководство СССР поручить отечественной промышленности дать достойный ответ американцам. Но тогда никто не подозревал, что подобный шаг будет способствовать не укреплению обороноспособности страны, а лишь усугубит ее экономическое положение.
Главным инициатором разработки многоразовой космической системы (МКС) «Энергия»-«Буран» стали специалисты РКК «Энергия» им. С.П. Королева. Однако учитывая, что создание аналога американского челнока было не по силам одной отрасли, разработку системы поручили Министерствам авиационной промышленности и общего машиностроения.
Сравнивая «Спейс шаттл» и МКС «Энергия»-«Буран» надо отметить, что первый из них представлял собой вертикально взлетающий самолет с подвесным топливным баком и стартовыми ускорителями, а второй – ракетно-космическую систему из ракеты-носителя и орбитального корабля (ОК), лишенного маршевых жидкостных реактивных двигателей.
При разработке системы особое внимание уделялось экспериментальной отработке. С этой целью был создан комплексный стенд КС-ОК, представлявший собой полноразмерный аналог ОК «Буран», укомплектованный штатными бортовыми системами. В связи с этим предлагаем вашему вниманию фрагмент из воспоминаний ветерана РКК «Энергия» Александра Токавищева, связанный с транспортировкой КС-ОК (11Ф35КС) в г. Королев (тогда ещё — г. Калининград).
Транспортировка КС-ОК
Для своевременного ввода в эксплуатацию комплексного стенда решением Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР срок переброски корабля «Буран» был определен с 15 до 31 августа 1983 г.
Для выполнения этого решения были проработаны два варианта доставки. Первый – транспортировка по воде из Москвы (Тушино) до деревни Пирогово, а затем на штатном транспортном агрегате 17177 до города Калининграда (ныне Королев), до НПО «Энергия». Второй — доставка корабля из Тушино по воде до г. Жуковский, затем на самолете ЗМ-Т на аэродром Чкаловская, а оттуда на транспортном агрегате 17177 по Шелковскому шоссе до Калининграда.
Первый вариант отпал в связи с тем, что опоры шоссейного моста через железную дорогу в Мытищах не выдерживают нагрузки. Остался второй вариант.
Для проведения работ по перегрузке ОК «Буран» с самолета ЗМ-Т на агрегат 17177 и его дальнейшей транспортировке до Контрольно-испытательной станции НПО «Энергия» привлекли организацию «Спецтяжавтотранс» Минавтопрома РСФСР. Было подготовлено техническое решение, определившее ответственность и организацию работ НПО «Энергия», НПО «Молния» и 4-го управления НИИ ВВС. При этом потребовалось изготовить и установить новые ворота на аэродроме Чкаловская и в НПО «Энергия», так как ширина существовавших ворот не позволяла провезти груз. Для демонтажа крыла «Бурана» ангар следовало дооборудовать площадками. Эти работы поручались отделу Главного механика Завода экспериментального машиностроения НПО «Энергия».
В целях выявления узких мест по трассе транспортировки организовали тренировочный проезд грузовой машины, оборудованной габаритной рамой, имитирующей по высоте и ширине транспортируемый груз. В этом рейсе определился объем работ по демонтажу дорожных знаков (с последующим их восстановлением), были выявлены места, где требовалось в процессе транспортировки поднимать воздушные электрические и телевизионные коммуникации.
И вот настал день доставки корабля «Буран» с аэродрома города Жуковский на аэродром Чкаловский. Когда в небе появился самолет ЗМ-Т, у которого на фюзеляже разместился ОК «Буран», взоры присутствующих были прикованы к посадке этого невиданного чуда.
После приземления самолет переместили на заранее подготовленную и размеченную площадку. С помощью автогидроподъемников сняли узлы крепления корабля к самолету, установили на корабле цапфы, предназначенные для крепления тяг траверс, при помощи которых производится его подъем.
Конструкция траверсы выполнена таким образом, что ее можно захватить по центру одним подъемным краном либо за концы траверсы двумя кранами. Затем к самолету подъехали автокраны. Один из них «Либхер-1080» встал к носу самолета, а второй «ОКТАГ8130-201» – между крылом и хвостовым оперением. Эти автокраны своими подъемными крюками захватили траверсы по центру. Работая поочередно, они приподняли корабль. Затем тягачом самолет ЗМ-Т отвели в сторону, обеспечив возможность подъезда к каждому его полукрылу автокранов «Либхер». Оба эти автокрана своими крюками захватили за концы траверсу, удерживаемую по центру автокраном ОКТАГ, и приняли на себя нагрузку. После этого автокран ОКТАГ отъехал с места разгрузки, дав возможность переместить тягачом самолет. Под висящий корабль, удерживаемый тремя крюками автокранов «Либхер», был подведен транспортный агрегат 17Т77. Затаив дыхание, присутствующие наблюдали за ювелирной работой трех автокранов, плавно опускающих бесценный груз – ОК «Буран». Когда корабль занял штатное положение на агрегате 17177, его закрепили и перевезли в ангар для демонтажа консолей крыла и подготовки его к дальнейшей транспортировке. Общее руководство работами осуществлял заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» по испытаниям Евгений Шабаров, а непосредственно проведением разгрузки руководил представитель «Спецтяжавтотранса» Лев Бызер.
Транспортировку в Калининград планировалось провести в ночное время. В 21.00 назначенного дня на аэродроме начала формироваться транспортная колонна, состоявшая из четырех групп различной техники. В первую группу входили машины ГАИ Москвы и Подмосковья, две машины отдела внутренних дел, грузовая машина с габаритной рамой и две – с бригадами для обеспечения подъема и демонтажа воздушных коммуникаций. Вторую группу составляли две ГАЗ-24 «Волга». В одной размещался штаб во главе с руководителем ОВД по Московской области Виктором Баранниковым, в другой – техническое руководство в составе Е.В. Шабарова, Азарова, Л.Я. Бызера. За ней следовал микроавтобус РАФ с сотрудниками НПО «Энергия», затем следовали транспортный агрегат 177177 с кораблём «Буран» в сопровождении машин ГАИ (по две впереди и сзади), определявшие ширину перевозимого груза. Группу замыкал резервный тягач. В третью группу колонны входили: пожарная машина, автокран, машина техпомощи, скорая помощь и автобус. Четвертая группа состояла из двух грузовых машин, с консолями крыла ОК «Буран» в сопровождении машин ГАИ – две впереди и две сзади. За колонной следовало несколько машин с сотрудниками ведомств и предприятий, участвующих в этих работах. Замыкали колонну машины ГАИ.
С аэродрома в 23.00 колонна двинулась в направлении Калининграда. По Щелковскому шоссе колонна двигалась безостановочно до посёлка Щитниково, где в связи с подъемом воздушных коммуникаций потребовалась короткая остановка. Поселок был обесточен, масса жителей вышла на улицу, любопытные пытались узнать о перевозимом грузе. Мы обратили внимание на то, что через каждые 50 – 100 метров стояли сотрудники милиции. Дальше колонна продолжила равномерное движение, за исключением участков съезда с Щелковского шоссе на МКАД и на Ярославское шоссе. На этих участках в связи с поворотом и уклоном было замедлено движение и проявлена максимальная осторожность.
Ровно в два часа ночи колонна подъехала к воротам НПО «Энергия». На территории предприятия колонну встретил генеральный директор Вахтанг Вачнадзе. Он поздравил участников операции с успешным завершением доставки корабля «Буран». Наиболее активное участие от НПО «Энергия» в проведении этой работы приняли Альберт Пуртов, Виктор Киселев, Евгений Фролов, Вячеслав Петров, Анатолий Ципилев, Геннадий Юрьев.
Послесловие
В завершение рассказа А. Токавищева добавлю, что в подмосковный г. Королев в начале 1980-х впервые по воздуху доставили фрагменты центрального блока «Ц» изделия 11К25 на вертолете Ми-10К, пилотируемого летчиком-испытателем Г.Р. Карапетяном МВЗ им. Миля. Эти агрегаты предназначались для испытаний на прочность в ЦНИИМАШ.
Транспортировка комплексного стенда 11Ф35КС стала второй воздушной операцией. Во время его перевозки тяжелый самолет Владимира Мясищева впервые совершил посадку и взлет с аэродрома НИИ ВВС Чкаловская. Ранее государственные испытания бомбардировщиков М-4 и 3М (на базе последнего был разработан транспортный самолет 3М-Т или ВМ-Т) проходили на аэродроме ЛИИ в подмосковном Жуковском. Дело в том, что ширина ВПП аэродрома Чкаловская в середине 1950-х была меньше размаха крыла стратегов Мясищева со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сегодня на территории РФ можно увидеть лишь макеты ОК «Буран» на ВДНХ в Москве и в Сочи, куда из подмосковного г. Королев перевезли 1Ф35КС.
Третий недостроенный летный ОК «Буран» (изделие 2.01), которому должны были присвоить имя собственное «Байкал», с 2011 г. одно время находился на территории ЛИИ. Спустя 10 лет владельцем этого корабля стал директор музея техники Вадим Задорожный. В настоящее время корабль находится на территории кинокомплекса «ВоенФильм-Медынь» в Калужской области.
Правда, на территории больницы ФМБА № 83 в Москве можно увидеть еще и гермокабину этого корабля.
Что касается КС-ОК, то впоследствии его перевезли в Сочи, где он находится и сей день.