
В начале 1990-х на развалинах бывшего СССР в Москве на территории Центрального аэродрома (бывшее Ходынское поле) была предпринята попытка организовать Музей авиационной техники, благо, что экспонатов для него на фоне сокращения ВВС имелось предостаточно. Правда, подавляющее большинство из них была послевоенной постройки. Тем не менее имелась возможность обзавестись такими раритетами, как По-2 и Ли-2.
Летательные аппараты, собранные на Ходынке, были разные по своему назначению и состоянию. Поступали они из промышленности и от военных, причем, в полной комплектации, как и в первозданном виде, так и со свалки. Музей создавался в тяжелых экономических условиях и из-за нехватки средств и отсутствия спонсорской поддержки развалился. Часть экспонатов приобрел Музей техники Вадима Задорожного, а остальные, изуродованные вандалами, остались догнивать на Ходынке.
САМОЛЕТЫ
Самыми ранними самолетами были Ил-28, Ил-14, МиГ-17 и Як-23УТИ. При этом машины ОКБ им. А.И. Микояна были в большинстве. На втором месте — самолеты ОКБ П.О. Сухого. Завершали самолетную экспозицию машины ОКБ А.С. Яковлева. При этом ни одной машины О.К. Антонова, Г.М. Бериева, В.М. Мясищева и А.Н. Туполева на летном поле не наблюдалось.
Фронтовой бомбардировщик Ил-28 поступил в музей в приличном состоянии и его при желании можно было довести до кондиции. Однако время распорядилось по своему


МиГ-17 № 54211860 в начале 1990-х и 20 лет спустя. В настоящее время самолет находится в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного
МиГ-17Ф в начале 1990-х






Разведчик МиГ-21Р без контейнера с разведывательным оборудованием в начале 1990-х




Еще один МиГ-23М, в камуфляжной окраске, начало 1990-х


«Прародитель» истребителя-бомбардировщика МиГ-27, первый опытный МиГ-23Б (изделие 32-1), начало 1990-х

МиГ-25П № 84028605, построенный в 1975 г.
МиГ-25П (изделие 84) № 84019175. Выпущен 29 июня 1973 г. После завершения эксплуатации в ПВО переоборудован в летающую лабораторию по испытанию двигателя Р15БФ2-300
МиГ-25РБ № 840СЕ02




«Миги» на свалке истории, 2011 г.


Учебный Су-7УМ

Су-17М3, начало 1990-х

Су-17М4, начало 1990-х

Истребитель-перехватчик Су-9 одной из первых серий



Су-15Т осенью 2011 г.



Спортивный самолет Су-26М





Як-25М осенью 2011 г.
Разведчик Як-28Р, начало 1990-х

Перехватчик Як-28П. В настоящее время в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного

Самолет вертикального взлета и посадки Як-38М № 7977864060699, изготовленный в 1981 г. 1995 г.

Спортивно-пилотажный самолет Як-55




ВЕРТОЛЕТЫ
По сравнению с самолетами вертолеты были представлены весьма скромно, и то машинами М.Л. Миля. Это Ми-1, Ми-2, Ми-6 и Ми-24. На стоянку музея (видимо, в качестве временной экспозиции) прилетали Ми-8МТВ-3, Ми-26 и один из опытных экземпляров Ми-28. Вертолетов ОКБ Н.И. Камова я не видел.




Прилет в музей первого опытного экземпляра вертолета Ми-28
БЕСПИЛОТНИКИ
Этот класс летательных аппаратов был представлен разведчиком ОКБ им. А.Н. Туполета Ту-123 «Ястреб», тактическим разведчиком Ла-17Р и крылатой ракетой системы береговой обороны «Сопка».



Крылатая ракета С-2 комплекса береговой обороны «Сопка». Начало 1990-х и 20 лет спустя
Дальний беспилотный разведчик Ту-123 (ДБР-1 «Ястреб»)
Некоторое время можно было видеть зенитную ракету В-300 и антенны станции наведения системы противоракетной обороны ПВО Москвы С-25.
ЭПИЛОГ
В октябре 2011 г. я вновь посетил, теперь уже не музей, а бесхозное кладбище боевых машин. Глядя на это убожество, сам по себе напрашивается вывод о будущем отечественного авиастроения, историю которого хранят лишь энтузиасты.