В Соединенном Королевстве, по моим подсчетам, около 120 музеев, имеющих экспозиции по авиационной тематике. По количеству авиамузеев Великобритании даст фору разве что США. Есть среди этих музеев огромные, такие как Косфорд, Даксворд. А есть совсем маленькие, с одним-двумя натурными образцами плюс редкие документы и «детали машин». Все, что имеет хоть какое-то отношение к авиационной истории некогда великой авиационной державы, бережно хранится и приумножается.
Лондонский музей Королевских ВВС Великобритании, расположенный в пригороде столицы Хэндоне, относится к числу крупнейших. Здесь сосредоточено более 85 натурных образцов авиатехники (реплики — единичные), большое количество других связанных с авиацией страны экспонатов, а также редчайшие документы.
К слову, музеев ВВС в стране несколько. Чем не образец для подражания? И вместо того, чтобы, как планируется, перебазировать монинские экспонаты в парк «Патриот», может, стоит просто создать там еще один?
Итак, переходим к осмотру экспозиции. Я не буду подробно описывать экспонаты, ибо практически все они очень хорошо известны и любителям авиации, и профессионалам. Просто посмотрим.
Тяжелый истребитель Bristol Beaufighter TF.10
Бомбардировщик и торпедоносец Bristol Beaufort VIII
Тяжелый бомбардировщик Avro Lancaster B.1
Американская «Летающая крепость» — тяжелый бомбардировщик Boeing B-17G Flying Fortress
Дальний истребитель-перехватчик Panavia Tornado F.3. После снятия этого самолета с вооружения Королевских ВВС в 2011 г. в мире остался единственный специализированный перехватчик — отечественный МиГ-31
Немецкий истребитель Messerschmitt Bf109E-3
Первый английский сверхзвуковой истребитель-перехватчик English Electric (BAC) Lightning F.6
Макет самого современного самолета Королевских ВВС Великобритании — американского тактического истребителя Lockheed Martin F-35A Lightning II, лишь в прошлом году начавшего поступать на вооружение RAF
Первый Eurofighter Typhoon, построенный в Великобритании (с/н DA-2). Построен в 1993 г., а первый полет (еще с двигателями «от «Торнадо») он совершил 6 апреля 1994 г. До окончания летной карьеры в январе 2007 г. его налет составил менее 615 часов
В музее огромное количество и других экспонатов авиатехники разных лет. Это и первый серийный английский реактивный истребитель Gloster Meteor, и знаменитая британская «Канберра», другие самолеты и вертолеты. А также двигатели, тренажеры, образцы униформы и т.д. Безусловно, музей достоин посещения (бесплатного, кстати), тем более, что он находится в получасе езды от столицы Великобритании.