В 1976 г. 6 сентября произошло событие, чуть не подорвавшее обороноспособность страны. В тот день ст. лейтенант Беленко, взлетев с аэродрома Соколовка (с. Чугуевка Приморского края) на МиГ-25П (бортовой № 31) из 530-го иап, приземлился в аэропорту японского г. Хокодате (остров Хоккайдо) вместо американской авиабазы. Тем не менее, японцы передали машину в полное распоряжение специалистов воздушных сил США. О таком трофее американцы могли только мечтать и срочно привлекли для исследований «МиГа» свыше 200 специалистов, которые не только изучили все системы машины, но и взяли пробы конструкционных материалов. Не буду подробно описывать события тех лет, отмечу лишь, что самолет вернули в СССР, но не полностью. Американцы оставили себе немало «сувениров», таких как, например, лопатку турбины ТРДФ Р15Б-300.
Надо сказать, что в СССР приняли оперативные меры, позволившие повысить боевые возможности комплекса перехвата МиГ-25-40 и нейтрализовать урон обороноспособности страны, который нанес Беленко своим предательством.
Спустя два месяца после этого события, 4 ноября, Совмин СССР и ЦК КПСС приняли постановление № 925-319 «О мерах по повышению боевых возможностей авиационного комплекса МиГ-25-40». Этим документом, в частности, обязали Министерства авиационной (МАП), радиотехнической и оборонной промышленности, а также Министерство обороны при участи Министерства химической промышленности обеспечить изготовление в III-м кв. 1977 г. в счет поставок вооружения и военной техники на 1977 г. трех МиГ-25ПД с модернизированным ракетным вооружением и начать совместные госиспытания в ноябре 1977 г. Начало серийного производства – IV кв. 1978 г.
При этом обязали обеспечить доработку в первом полугодии 1978 г. на авиаремонтном заводе двух машин из строевых частей путем замены РП-25 на С-25 и отработать технические данные на выполнение таких работ на других МиГ-25П.
В целях обеспечения боеспособности МиГ-25П, находящихся в войсках, до проведения их доработок под новую СУВ предписывалось в течение месяца разработать и утвердить мероприятия по повышению помехозащищенности РЛС РП-25 («Смерч-2А») и в I-м кв. 1977 г. обеспечить их отработку на двух МиГ-25П из строевых частей. В I-м полугодии 1977 г. провести их контрольные испытания и принять совместное решение по доработке в 1977-78 гг.
При этом прекращались работы по постановлению Совмина и ЦК КПСС № 268-99 от 13 апреля 1972 г. по модернизации РП-25 (разработка «Смерч-4А» и пассивной радиолокационной головки наведения ракет Р-40Р (ПАРГ-155ВВ) и оснащению самолетов пушкой ГШ-23.
В состав СУВ С-25 входила РЛС «Сапфир-25», аналоговый вычислитель АВМ-25 и новый индикатор прямой видимости в габаритах индикатора РП-25.
Основное вооружение включало шесть вариантов ракет Р-40: Р-40ТД и Р-40РД с сохранением возможности применения Р-40Р и Р-40Т с пусковых установок АПУ-40, а также ракет Р-60, К-60М с пусковых установок АПУ-60-2.
Помимо этого, установили блок связи с ТГУ, бортовую аппаратуру наведения и целеуказания БАН-75 с радиоприемником «Бекас», самолетный запросчик-ответчик «Бронза», ответчик СО-69, командную радиостанцию «Журавль-30» вместо «Эвкалипт-СМ», связную «Журавль-К» вместо «Призма», радиокомпас «Орленок» вместо АРК-10, радиовысотомер малых высот «Репер-М», маркерный приемник МРП-76, систему курсовертикали СКВ-2НЛ и другое оборудование.
Замена РП-25 на «Сапфир-25» с другой частотой излучения, повышенной помехозащищеностью и более широкими функциональными возможностями (в частности, при прежней дальности обнаружения целей 100 км, дальность сопровождения возросла с 50 до 75 км) привела к удлинению носовой части перехватчика.
Отмечу, что «Сапфиp-25» (РП-25) с вычислителем АВМ-25 обнаруживала цели с ЭПР более 10 м2 на расстоянии 100 км (дальность автоматического сопровождения 75 км) и была способна сопровождать на проходе до шести целей.
На «Сапфир-25» впервые ввели режимы, позволявшие перехватывать цель на фоне земной поверхности, что значительно расширило боевые возможности перехватчика. Машину оснастили доработанными двигателями Р15БД-300.
Серийные самолеты на заводе получили обозначение «изделие 84Д».
Что касается станции «Смерч-А» (РП-25), то при той же дальности обнаружения цели, дальность ее автоматического сопровождения не превышала 50 км, но угол сканирования по азимуту был на четыре градуса выше (600).
Самолет получил теплопеленгатор обнаружения воздушных целей 26Ш-1, также использовавшийся на обновленных истребителях типа МиГ-23 – МиГ-23МЛ (изд. 23-12 и МиГ-23П (изд. 23-14).
С августа 1978 г. по февраль 1979 г. на нескольких экземплярах доработанных машин провели госиспытания.
Всего с 1978 г. по 1984 г. предприятие сдало заказчику 104 МиГ-25ПД. Только в 1984 г. завод в Горьком выпустил 44 МиГ-25ПД, из которых 38 экспортировали.
Поскольку эффективность МиГ-25ПД оказалась существенно выше предшественника, в этот вариант решили переоборудовать ранее выпущенные МиГ-25П. Для этого с 1979 г. «МиГи» перегонялись из авиаполков на ремонтные заводы в города Насосный, Днепропетровск и Запорожье, где их в процессе капитального ремонта оснащали новым оборудованием. Доработанные машины получили обозначение МиГ-25ПДС. Доработки самолетов продолжались до 1982 г.
Сегодня МиГ-25ПД/ПДС в России можно увидеть лишь в музеях. В частности, одна машина (заводской № 84008895) находится в Центральном музее Вооруженных сил РФ.