Это интереснейшее ежегодное мероприятие, как правило, проходит в первые выходные августа на просторах (и над оными) одного из самых больших и красивых Мазурских озер — Негоцин, на берегах которого раскинулся симпатичный городок Гижицко. Главной особенностью авиашоу является участие в нем нескольких гидросамолетов, в процессе шоу приводняющихся и взлетающих с водной глади озера. «Традиционные» летательные аппараты также участвуют в программах, работая с близлежащего аэродрома Виламово (Wilamovo, код ICAO — EPKE), где базируется аэроклуб г. Кентшина. Военные в дни авиашоу не упускают возможность продемонстрировать налогоплательщикам свое мастерство в выполнении тех или иных задач, отчего этот праздник только выигрывает.
Впервые я посетил это авиашоу в 2013 году. В следующие годы как-то не получалось по времени. К тому же программу последующих двух лет особо интересной я бы называть не стал. Но в этом году список участников и их география впечатлили. К тому же, в субботу свои пилотажные навыки должен был демонстрировать пилот на МиГ-29, а уж это действо я готов смотреть ежедневно, без выходных и перерыва на обед 🙂 А еще каким-то образом в шоу должен был участвовать С-130 «Геркулес». Понятно, что его участие наверняка ограничится проходом над озером. Но информация о том, что это самый большой самолет, который когда-либо садился на палубу авианосца, размещенная на сайте мероприятия, заинтриговала 🙂 А вдруг?! Воображение рисовало, как по каналам «края тысячи Мазурских озер» на шоу пробирается какой-нибудь «Энтерпрайз». А на него сверху «Геркулес» — шлёп! 🙂 🙂 🙂
В общем, ехать надо было однозначно. Будет авианосец или нет — уже вторично 🙂 , а вот все остальное однозначно заслуживало внимания. Тем более, что впервые за этот год мне удалось официально аккредитоваться на такого рода мероприятии, а это не только грело душу, но и обязывало. Да и близко от места проживания: расстояние — 120 км, 2 часа на автомобиле. Единственное неизвестное в этой задаче — сколько времени уйдет на пересечение границы…
Учитывая свой прошлый опыт фотографирования на Mazury AirShow-2013, в этот раз я решил сделать ставку на аэродром Виламово. Во-первых, именно там нужно было получать аккредитационный бейджик и знакомиться как с предоставлявшимися возможностями, так и с правилами. Во-вторых, просмотр тогда отснятого над водой разочаровал по полной. Мало того, что солнце почти весь день напротив, так еще и испарения существенно снизили резкость большинства снимков. Поэтому, почти как в песне: «Первым делом, первым делом самолеты (на аэродроме). Ну, а озеро? А озеро — потом!» 🙂
И вот 6 августа «ни свет — ни заря» я помчался на аэродром Виламово.
Начал я со статики. Самолетов было выставлено достаточно много. Точнее, очень много. Понятно, что это не боевая техника и не пассажирские лайнеры, но возможность их съемки с любого интересующего ракурса заставила взглянуть на эти аппараты немного по-другому. К тому же, эти легкие и ультралегкие машины красивы и ухожены. Ну, давайте уже посмотрим их, пока не начались полеты.
Осмотр статики прервали взлеты легкого ЕС-120 «Калибри»
и спасательного W-3 «Сокол», который тут же потренировался в спуске — подъеме спасателя.
Я впервые находился буквально в нескольких метрах от взлетающего вертолета и спокойно продолжал снимать!
А гости и участники продолжали прибывать. Какая уж тут статика!..
Где-то часов с 11 на аэродроме началась «движуха». Пошли запуски, газовки, перестроения.
На старт потянулись «хедлайнеры» авиашоу — гидроаэропланы. Первым пошел Пайпер «Супер Каб» из Германии — постоянный участник и своеобразная визитная карточка авиашоу на Мазурах.
Следом — польская Сессна 172 «Скайхок» на поплавках.
Замыкал строй поплавковый аэроплан Sportsman из Швеции.
К тому времени я и половину статики не отснял. Самолеты переруливали с места на место, прибывали все новые гости, и это броуновское (на первый взгляд) движение вызывало больший интерес, чем отдыхающие борта. К тому же, присутствовало стойкое желание получить снимки с полным диском вращающегося винта. Но практика показала, что в условиях отсутствия солнечного света, да еще на рулении (невысокие обороты двигателя) получить красивый диск почти нереально, даже на выдержках 1/40, 1/30 сек. Притом, что 90% снимков — прямяком в корзину.
Передвигаться по стоянке даже во время руления можно было свободно, лишь бы никому не мешать. И такой уровень доверия просто поражал!
После съемки фронта стоянки (до заднего ряда я так и не дошел) я набрался наглости смелости и потихоньку-потихоньку двинулся в сторону взлетных полос по краю рулежной дорожки, обозначенной флажками. Ну, в конце концов, если это будет уж слишком, намекнут, наверно. Или просто прогонят… Но ничего такого не произошло! И я вместе с еще двумя польскими споттерами снимал, стоя на краю ВПП в месте ее соединения с рулежной дорожкой. Часто в объектив попадали моменты отрыва или касания.
В небо уходит литовское трио.
Польские и литовские пилоты были благожелательны и одарили нас такими желанными для всех авиафотографов приветствиями. А вот их чешские коллеги или не замечали споттеров (это в желтых-то безрукавках!), или делали соответствующий вид.
Первый блок показов завершился к 14 часам, и народ двинулся подкрепиться. Мои польские коллеги решили после обеда ехать снимать на озеро, а мне и здесь было хорошо. Когда еще удастся свободно поснимать практически у края ВПП с расстояния нескольких метров? Поэтому после перекуса я вернулся на прежнее место, в дороге сделав несколько вот таких фоток. Типа художественных… 🙂
Программа второго блока (с 16 до 18 часов) немного отличалась от дообеденного.
В какой-то момент небо потихоньку стало проясняться и в какой-то момент даже появилось солнышко. Пришлось перейти на другую сторону полосы.
Взлет-посадка оживлялись постоянным движением аэроклубовских «Сессн», выполнявших коммерческие экскурсионные полеты над акваторией Мазурских озер. Я даже не поинтересовался, сколько это стоит, но, полагаю, недорого. Во всяком случае, три года назад на летном пикнике в аэроклубе Ольштына 10-минутный полет на самолете стоил где-то 100-110 злотых, на вертолете — 150.
Прошел над Виламово тот самый «Геркулес». Как я и предполагал, на приличной высоте. Выше него был только МиГ-29…
Литовская тройка участвовала в обоих блоках.
Первый день авиашоу подходил к завершению. На аэродром возвращались гидросамолеты, качавшиеся на волнах среди парусников и лодок, и поисково-спасательный «Сокол».
А на Виламово надвигался дождь, где-то даже ливень…
И не где-то, не где-то! А прямо над головой через несколько минут после этого кадра разразился хороший такой летний дождяра! Я промок до нитки, но впечатлений от увиденного это нисколько не испортило. Сплошной восторг, если кратко! Ждем следующего августа с нетерпением!