5
(1)

20 августа 22-я авиабаза тактической авиации ВВС Польши проводила День открытых дверей. Расположен этот аэродром в непосредственной близости от Калининградской области, всего в 80 км от границы. Поэтому не съездить туда “посмотреть – поснимать” было бы опрометчиво. Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж и фотоотчет об этом событии.

22-я база, по-польски – 22. Bazа Lotnictwa Taktycznego – находится в предместье Мальборка, одного из самых известных польских туристических центров. Туристическую ценность оного оставим коллегам, специализирующимся на туризме. Мы же направимся прямиком на аэродром.

Аэродром этот еще довоенный, а в предвоенные годы там обосновался завод “Фокке-Вульф”. За время своего существования в Мариенбурге (так назвался Мальборк в Восточной Пруссии) было выпущено около половины всех построенных истребителей FW190. В 1943-44 гг. авиация союзников наносила по заводу и аэродрому, на котором базировались части Люфтваффе, массированные бомбовые удары.

217F0101

Немецкое прошлое этого аэродрома выдает штаб базы с вышкой КДП наверху. Собственно, это здание и навело на мысли о “трофейности” этого объекта. Да еще огромный ангар, так непохожий на современные здания технико-эксплуатационных частей (ТЭЧ). Ну, и планировка немецких аэродромов несколько иная.

С 1952 г. здесь базируется военная авиация Польши. Сначала это был 41-й истребительный полк, просуществовавший до 2001 г., в настоящее время – его “производная”: 41-я тактическая авиаэскадрилья. На вооружении – боевые МиГ-29G и учебно-боевые МиГ-29GT (14 самолетов). Буква “G” указывает на то, что эти истребители ранее принадлежали Германии и были доработаны под стандарты НАТО. Польша приобрела 17 боевых МиГов и 4 “спарки” в 2003-2004 гг. за 1 евро, отремонтровала и доработала их на ремзаводе в Быдгощи. И теперь они верой и правдой служат соседнему государству.

Программа Дня открытых дверей предусматривала небольшую статическую экспозицию и показательные полеты МиГ-29, плюс гости из Ласка на F-16. Прямо скажем, негусто, но лучше, чем вообще ничего. Да и опыт подсказывал, что наверняка будут какие-то неучтенные программой сюрпризы. Как и получилось…

217F0103

Как обычно, начали со статики. Она начиналась прямо напротив КДП, и самолетов было не много, а очень много. Правда, это в  виде радиоуправляемых моделей 🙂

217F0104
217F0107
217F0118

Реально же, из «действющих» аэропланов были выставлены МиГ-29 и Су-22М4 в новой светло-серой окраске. Вот вам и первый приятный сюрприз!
МиГ был вооружен боекомлектом из Р-60 и Р-73, а рядом расставлены дополнительные варианты вооружения: бомбы, блоки Б20, пушка с боекомплектом. Смотрелось солидно.

217F0125
217F0143
217F0133
217F0165

К слову, я ни разу не видел на польских МиГах ни УР Р-27, ни даже пусковых устройств для оных. Только ракеты малой дальности. Странно… Надо будет как-нибудь поинтересоваться у поляков на этот счет.

217F0171
217F0134

Су-22М4 был «вооружен» имитаторами Р-60 и ракеты класса «воздух – земля» Х-25. Имитаторы – это практически ракеты без двигателей и боезаряда, они используются в учебных целях. Поэтому слово «вооружен» я взял в кавычки.

217F0149
217F0157
217F0163

Вдалеке, на центральной стоянке был виден транспортный CN-295. В мареве можно было разглядеть и предполетную подготовку МиГ-29 и F-16. И это все?

217F1112

Оказалось – нет. На противоположной стороне аэродрома расположилась историческая экспозиция и внушительный ряд частных «самолетиков» (около десятка). Я был приятно удивлен первой. На стоянке в свободном доступе (о фотках без детей забудьте 🙂 ) Су-22М4 (списанный, скорее всего), отреставрированные МиГ-21бис и Lim-5 (лицензионный МиГ-17). И еще один из 17 построенных PZL I-22 Iryda национальной разработки. С последним у поляков не задалось. Попытка создать передовой учебно-тренировочный самолет на замену «Искре» закончилась принятием на вооружение в 1992 г. восьми машин. Окончание их эксплуатации датируется всего четырьмя годами позже…

217F0195
МиГ-21бис состоялт на вооружении этой воинской части вплоть до 2003 г. А вообще на "двадцать первых" полк летал в течение 40 лет!!!
МиГ-21бис состоял на вооружении этой воинской части вплоть до 2003 г. А вообще на “двадцать первых” полк летал в течение 40 лет!!!
217F0214
МиГ-17 и его модификации состояли на вооружении полка с 1958 по 1981 г. Тоже долгожители
217F0211
217F0215
Вместо “Искр” и “Ириды” cj,cndtyyjq hfphf,jnrb b ghjbpdjlcndf польские ВВС принимают на вооружение клон нашего Як-130 – итальянский М-346 “Мастер”
217F0224

Спортсмены и пилоты-любители – обязательные участники мероприятий такого плана.

217F0226
217F0245

Но авиатехника – это далеко не единственный предмет интереса. В Польше «праздникам на аэродромах» сопутствует большое количество дополнительных мероприятий, без которых основной массе посетителей (не таких «больных на голову» в плане самолетов, как… ну, сами знаете – кто 🙂 ) было бы скучновато. Особенно, если до полетов еще есть время. Поэтому здесь развернуты всевозможные точки «общепита», начиная от полевой кухни времен Первой Мировой войны (с реконструкторами, а как же без них?) до тривиальной продажи хот-догов.

217F0192

Рядом развернулись огнеборцы. Они то и дело разводят огонь, а потом вместе с малышами гасят его при помощи огнетушителя (прибор в руках у ребенка). Очередь к этому «аттракциону с пользой» больше, чем в кабину Су-22… Плюс несколько пожарных автомобилей «с полной выкладкой». Около штаба развернулась экспозиция аэродромной уборочной техники, недалеко от них школа вождения демонстрирует на огороженной площадке работу тренажера по отработке «полицейского разворота». Попробовать могут все желающие. Ну, и, конечно, катание на легких самолетах по кругу – это святое! 🙂 В общем, интересно, насыщенно, познавательно и весело.

217F0460

Воздушная часть началась с выступления парашютистов. «Ой, зэлэный, зэленый!» – в восторге кричит рядом молодая женщина, указывая рукой в сторону зеленого купола парашюта. «А вон червоный!!!» – с таким же восторгом вторит ей муж. Как дети, ей-богу… 🙂

217F0357
Ой, зэленый! Зэленый!!!
217F0310
И червоный!…
217F0302
217F0341
217F0388
217F0436

Парашютисты отработали, Ан-2 сел, и все замерли в ожидании взлета МиГ-29, который уже выруливал на старт. Народа у ограждения значительно прибавилось. Сейчас-сейчас! Сейчас. Сейчас…

217F0511
217F0514
217F0574
217F0635
217F0701
217F0711
217F0727
217F0732
А вон и подборщик тормозного парашюта идет. Сейчас пилот его отцепит, и подборщик заберет. Интересно, что у F-16 другая методика. Летчик отцепил парашют и сдул его двигателем в траву.
217F0748

Сразу же после МиГа в небо ушел F-16. Оторвался он так рано и далеко, что заснять этот момент было попросту невозможно. И вообще, условия для съемки полетов были, прямо скажем, неподходящие. Солнце, как обычно, напротив, приличная дымка, а ограждение – достаточно далеко (даже слишком) от полосы. Не айс, как говорится…

217F0781
217F0925
217F0945
217F0949
217F0950
217F0965
217F0973
217F0985
217F0988
217F0997
217F1065
217F1068

Отлетавший МиГ-29 отбуксировали «на отдых».

217F1097
217F1101

Многие гости не стали дожидаться второго показа и направились на выход. Но интересно не это, а то, что им навстречу шел ничуть не меньший поток новых посетителей. «Ротация кадров» 🙂

Вот такие "кадры" тоже с интересом участвовали в Дне открытых дверей
Вот такие “кадры” тоже с интересом участвовали в Дне открытых дверей
217F1152

Во втором вылете участвовали уже другие МиГ-29 и F-16. Да и программа показа немного отличалась от предыдущей.

217F1216
217F1228
217F1331
217F1343
217F1363
217F1400
217F1430
217F1447
217F1456

Интересно, что одновременно запустились оба «Ястреба» (“Jastrzab” – официальное наименование F-16 в польских ВВС), и я уж помечтал о парном взлете. Увы… Пока первый отрабатывал показательную программу, второй поджидал его на рулежке с работающим двигателем. А затем все-таки взлетел, и они парой прошли над аэродромом.

217F1471
217F1508
217F1525
217F1541
217F1557
217F1570

В целом, программа Дня открытых дверей завершилась. Но, как мы знаем, «после программы» тоже бывает порой интересно. Не стало исключением и это мероприятие. Сначала Су-22М4 отбуксировали на «летную» стоянку (откуда работали истребители) и, судя по наблюдениям, стали готовить к вылету.

217F1580
217F1590

Затем на свое место отправился МиГ-29.

Потом техсостав начал грузить в транспортный борт свой нехитрый скарб. Немного терпения, и эффектные кадры взлета Су-22М4, а за ним – и CN-295 получены! Можно сворачиваться.

217F1631
217F1642
217F1648
217F1674
217F1686
217F1694
217F1699

Тем более, что “сворачиваться” начали и устроители мероприятия. Всем хочется домой…

217F1701
217F1703
217F1711

Перед отъездом хотелось еще запечатлеть стоящий на постаменте у въезда на базу МиГ-21бис. Так, чтоб без людей… Минут 15 ожидания – и безрезультатно: желающие «прикоснуться к прекрасному» не иссякали. Видимо, надо было ждать, когда последние гости покинут аэродром. Но это долго. Уж лучше домой…

Спасибо, 22-я база и 41-я эскадрилья! Хороший у вас получился День открытых дверей.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?