20 августа 22-я авиабаза тактической авиации ВВС Польши проводила День открытых дверей. Расположен этот аэродром в непосредственной близости от Калининградской области, всего в 80 км от границы. Поэтому не съездить туда «посмотреть — поснимать» было бы опрометчиво. Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж и фотоотчет об этом событии.
22-я база, по-польски — 22. Bazа Lotnictwa Taktycznego — находится в предместье Мальборка, одного из самых известных польских туристических центров. Туристическую ценность оного оставим коллегам, специализирующимся на туризме. Мы же направимся прямиком на аэродром.
Аэродром этот еще довоенный, а в предвоенные годы там обосновался завод «Фокке-Вульф». За время своего существования в Мариенбурге (так назвался Мальборк в Восточной Пруссии) было выпущено около половины всех построенных истребителей FW190. В 1943-44 гг. авиация союзников наносила по заводу и аэродрому, на котором базировались части Люфтваффе, массированные бомбовые удары.
Немецкое прошлое этого аэродрома выдает штаб базы с вышкой КДП наверху. Собственно, это здание и навело на мысли о «трофейности» этого объекта. Да еще огромный ангар, так непохожий на современные здания технико-эксплуатационных частей (ТЭЧ). Ну, и планировка немецких аэродромов несколько иная.
С 1952 г. здесь базируется военная авиация Польши. Сначала это был 41-й истребительный полк, просуществовавший до 2001 г., в настоящее время — его «производная»: 41-я тактическая авиаэскадрилья. На вооружении — боевые МиГ-29G и учебно-боевые МиГ-29GT (14 самолетов). Буква «G» указывает на то, что эти истребители ранее принадлежали Германии и были доработаны под стандарты НАТО. Польша приобрела 17 боевых МиГов и 4 «спарки» в 2003-2004 гг. за 1 евро, отремонтровала и доработала их на ремзаводе в Быдгощи. И теперь они верой и правдой служат соседнему государству.
Программа Дня открытых дверей предусматривала небольшую статическую экспозицию и показательные полеты МиГ-29, плюс гости из Ласка на F-16. Прямо скажем, негусто, но лучше, чем вообще ничего. Да и опыт подсказывал, что наверняка будут какие-то неучтенные программой сюрпризы. Как и получилось…
Как обычно, начали со статики. Она начиналась прямо напротив КДП, и самолетов было не много, а очень много. Правда, это в виде радиоуправляемых моделей 🙂
Реально же, из «действющих» аэропланов были выставлены МиГ-29 и Су-22М4 в новой светло-серой окраске. Вот вам и первый приятный сюрприз!
МиГ был вооружен боекомлектом из Р-60 и Р-73, а рядом расставлены дополнительные варианты вооружения: бомбы, блоки Б20, пушка с боекомплектом. Смотрелось солидно.
К слову, я ни разу не видел на польских МиГах ни УР Р-27, ни даже пусковых устройств для оных. Только ракеты малой дальности. Странно… Надо будет как-нибудь поинтересоваться у поляков на этот счет.
Су-22М4 был «вооружен» имитаторами Р-60 и ракеты класса «воздух – земля» Х-25. Имитаторы – это практически ракеты без двигателей и боезаряда, они используются в учебных целях. Поэтому слово «вооружен» я взял в кавычки.
Вдалеке, на центральной стоянке был виден транспортный CN-295. В мареве можно было разглядеть и предполетную подготовку МиГ-29 и F-16. И это все?
Оказалось – нет. На противоположной стороне аэродрома расположилась историческая экспозиция и внушительный ряд частных «самолетиков» (около десятка). Я был приятно удивлен первой. На стоянке в свободном доступе (о фотках без детей забудьте 🙂 ) Су-22М4 (списанный, скорее всего), отреставрированные МиГ-21бис и Lim-5 (лицензионный МиГ-17). И еще один из 17 построенных PZL I-22 Iryda национальной разработки. С последним у поляков не задалось. Попытка создать передовой учебно-тренировочный самолет на замену «Искре» закончилась принятием на вооружение в 1992 г. восьми машин. Окончание их эксплуатации датируется всего четырьмя годами позже…
Спортсмены и пилоты-любители — обязательные участники мероприятий такого плана.
Но авиатехника – это далеко не единственный предмет интереса. В Польше «праздникам на аэродромах» сопутствует большое количество дополнительных мероприятий, без которых основной массе посетителей (не таких «больных на голову» в плане самолетов, как… ну, сами знаете – кто 🙂 ) было бы скучновато. Особенно, если до полетов еще есть время. Поэтому здесь развернуты всевозможные точки «общепита», начиная от полевой кухни времен Первой Мировой войны (с реконструкторами, а как же без них?) до тривиальной продажи хот-догов.
Рядом развернулись огнеборцы. Они то и дело разводят огонь, а потом вместе с малышами гасят его при помощи огнетушителя (прибор в руках у ребенка). Очередь к этому «аттракциону с пользой» больше, чем в кабину Су-22… Плюс несколько пожарных автомобилей «с полной выкладкой». Около штаба развернулась экспозиция аэродромной уборочной техники, недалеко от них школа вождения демонстрирует на огороженной площадке работу тренажера по отработке «полицейского разворота». Попробовать могут все желающие. Ну, и, конечно, катание на легких самолетах по кругу – это святое! 🙂 В общем, интересно, насыщенно, познавательно и весело.
Воздушная часть началась с выступления парашютистов. «Ой, зэлэный, зэленый!» — в восторге кричит рядом молодая женщина, указывая рукой в сторону зеленого купола парашюта. «А вон червоный!!!» — с таким же восторгом вторит ей муж. Как дети, ей-богу… 🙂
Парашютисты отработали, Ан-2 сел, и все замерли в ожидании взлета МиГ-29, который уже выруливал на старт. Народа у ограждения значительно прибавилось. Сейчас-сейчас! Сейчас. Сейчас…
Сразу же после МиГа в небо ушел F-16. Оторвался он так рано и далеко, что заснять этот момент было попросту невозможно. И вообще, условия для съемки полетов были, прямо скажем, неподходящие. Солнце, как обычно, напротив, приличная дымка, а ограждение – достаточно далеко (даже слишком) от полосы. Не айс, как говорится…
Отлетавший МиГ-29 отбуксировали «на отдых».
Многие гости не стали дожидаться второго показа и направились на выход. Но интересно не это, а то, что им навстречу шел ничуть не меньший поток новых посетителей. «Ротация кадров» 🙂
Во втором вылете участвовали уже другие МиГ-29 и F-16. Да и программа показа немного отличалась от предыдущей.
Интересно, что одновременно запустились оба «Ястреба» (“Jastrzab” – официальное наименование F-16 в польских ВВС), и я уж помечтал о парном взлете. Увы… Пока первый отрабатывал показательную программу, второй поджидал его на рулежке с работающим двигателем. А затем все-таки взлетел, и они парой прошли над аэродромом.
В целом, программа Дня открытых дверей завершилась. Но, как мы знаем, «после программы» тоже бывает порой интересно. Не стало исключением и это мероприятие. Сначала Су-22М4 отбуксировали на «летную» стоянку (откуда работали истребители) и, судя по наблюдениям, стали готовить к вылету.
Затем на свое место отправился МиГ-29.
Потом техсостав начал грузить в транспортный борт свой нехитрый скарб. Немного терпения, и эффектные кадры взлета Су-22М4, а за ним — и CN-295 получены! Можно сворачиваться.
Тем более, что «сворачиваться» начали и устроители мероприятия. Всем хочется домой…
Перед отъездом хотелось еще запечатлеть стоящий на постаменте у въезда на базу МиГ-21бис. Так, чтоб без людей… Минут 15 ожидания – и безрезультатно: желающие «прикоснуться к прекрасному» не иссякали. Видимо, надо было ждать, когда последние гости покинут аэродром. Но это долго. Уж лучше домой…
Спасибо, 22-я база и 41-я эскадрилья! Хороший у вас получился День открытых дверей.
3 комментария
Игорь Евгеньевич
Dziękuję bardzo, Piotr!
Ja również przeglądać zdjęcia na AP.net, z wielką przyjemnością!
Piotr Gryzowski
Игорь, отличный сайт, великолепные отчеты, отличные фотографии. Очень cердечно приветствую
Евгений
Очень интересный репортаж, спасибо!