5
(6)

В отдельном смешанном вертолетном полку авиации Балтийского флота уходящая неделя прошла под флагом масштабных летно-тактических учений (ЛТУ). В них принимали участие более 20 экипажей состоящих на вооружении полка вертолетов Ми-24, Ми-8МТ и Ка-27. В ходе учений полк выполнял разнородные задачи. Транспортно-боевые Ми-24П и Ми-24ВП, а также десантно-транспортные Ми-8 “работали” по наземным целям различными видами оружия на полигоне “Добровольский”. Кроме того, “восьмерки” отрабатывали задачи по парашютному и беспарашютному десантированию личного состава.

Ми-8МТ в ходе ЛТУ возвращается с полетного задания

В то же время экипажи противолодочных Ка-27 совершенствовали навыки по поиску, обнаружению, классификации, поддержанию контакта и слежению, а также уничтожению подводных лодок условного противника. В ходе выполнения этих задач производилось практическое бомбометание по заранее выставленным на воде маркерам.

Ка-27М отрабатывает задачу по поиску подводной лодки условного противника

В один из дней ЛТУ представителям прессы была предоставлена возможность наблюдать за ходом учений. Причём, не только на земле, но и в воздухе, во время выполнения практических элементов боевой учебы. Давайте посмотрим, как это было.

Полигон

В начале летной смены мы отправились в эскадрилью транспортно-боевых Ми-24, с экипажами которой нам предстоял вылет на полигон. В этот день летный состав отрабатывал практические стрельбы из встроенных пушек. Замечу, что в другие дни вертолетчики работали с использованием универсальных подвесных пушечных контейнеров УПК-23-250.

Снаряженный контейнерами УПК-23-250 вертолет Ми-24ВП

На вооружении эскадрильи находятся как Ми-24П, вооруженные мощнейшей двухствольной 30-мм пушкой ГШ-2-30К, так и Ми-24ВП, оснащенные подвижной пушечной установкой НППУ-24 с 23-мм ГШ-23Л. Подготовленное на полигон звено как раз и состояло из пары Ми-24П и пары Ми-24ВП.

Экипаж Ми-24ВП занимает места в кабине перед вылетом на полигон
Ми-24П перед вылетом на полигон. Пушка заряжена, о чем свидетельствует красная табличка перед кабиной пилота

По готовности звено выруливает на полосу. Вертолеты производят контрольное висение, после чего машины устремляются на полигон.

Полигон “Добровольский” расположен на востоке области. При следовании по маршруту экипажи отрабатывают полет в сомкнутом строю на малых и предельно малых высотах, энергично при этом маневрируя.

Иногда кажется, что вертолеты едва не цепляют верхушки деревьев. Высокая скорость и предельно малая высота полета, а также энергичное маневрирование при отвороте поможет защитить экипажи и технику в случае реальной угрозы.

В ходе полета замечаешь, насколько преобразились просторы края за последние годы. Кругом засеянные поля, фермы, хранилища. Еще 10 лет назад такого не было и в помине…

Вертолеты приближаются к полигону и перестраиваются в боевые порядки.

На боевом курсе.

И вот наступает момент стрельбы. Вертолеты становятся в круг, и с дистанцией 500 м начинают производить стрельбу из встроенных пушек, параллельно прикрывая друг друга. Ведущий выпускает очередь из ГШ-2-30Л, о чем свидетельствует пороховой дым под вертолетом. Скорострельность пушки – порядка 50 выстрелов в секунду, начальная скорость боевой части ~ 900 м/с. Запечатлеть сам выстрел практически невозможно. Особенно, учитывая, что для получения этих кадров надо было вместе с фотоаппаратом “вылезти” в боковое окно, и это на скорости порядка 200 км/ч…

Ведущий отработал и отворачивает, место для стрельбы занимает ведомый.

После успешного поражения мишеней на полигоне звено легло на обратный курс.

Замечу, что в этот день учений погоду простой назвать было сложно. Довольно сильная облачность и периодические дождевые заряды, особенно – в районе аэродрома. Тем не менее, задачи ЛТУ выполнялись в полном объеме.

Шасси выпущены, вертолетчики осуществляют заход на посадку вдоль береговой линии.

Доворот на посадочный курс. Вечерний солнечный свет, едва пробиваясь сквозь облака, эффектно подсвечивает правый борт.

Посадка звена осуществляется на рулежную дорожку. Здесь вертолеты проверяют специалисты по авиационному вооружению в зоне осмотра оружия. Это непременный атрибут любого вылета на боевое применение.

Лишь после осмотра экипажи получают “добро” на руление к местам стоянки.

Зарулившие на стоянку вертолеты моментально начинают готовиться к повторному вылету инженерно-техническим составом. Осмотр, заправка топливом, спецжидкостями и газами, проверка систем. Ведь экипажам снова лететь на полигон, а, значит, все должно работать, “как швейцарские часы”.

Особенно много работы во время стрельб у специалистов по авиационному вооружению (АВ). Зарядка пушки – дело непростое и ответственное.

Тут приходится и силу применить, и ловкость, и опыт.

Вскорости машины уже снова готовы к вылету на полигон. А мы, со словами огромной благодарности, покидаем “двадцатьчетверки” и перемещаемся в противолодочную эскадрилью. Здесь нас познакомят с работой экипажа Ка-27М по поиску подводной лодки условного противника и ее уничтожению практическим бомбометанием.

Вылет в море

Вылет “на подлодку” состоялся уже вечером, когда стало активно темнеть. Тем не менее, удалось заснять основные моменты учебно-боевой работы противолодочников.

Противолодочный Ка-27М готовится к повторному вылету. За его работой мы будем наблюдать с борта поисково-спасательного Ка-27ПС

Практические бомбы П-50 уже готовы к подвеске в отсек вооружения вертолета. Из-за небольшого “дорожного просвета” работа довольно непростая, но специалисты по АВ с этим легко справляются. Сказывается высокая натренированность.

Очень скоро поднялся в воздух противолодочный вертолет, а следом за ним – и мы.

Вертолет производит поиск подводной лодки. Видите лодку? А она есть 🙂

Вот открываются створки отсека вооружения. Приготовились!

Согласно упражнению, после обнаружения цели экипаж обозначает ее местоположение маркером. А затем, прицеливаясь по этому маркеру, производит бомбометание. Поскольку вертолет находился с небольшим превышением, захватить одновременно в кадр вертолет, бомбу и маркер возможным не представилось.

Далее вертолет выполнил еще несколько заходов над водной гладью.

Вот створки отсека вооружения снова открылись. Готовимся!

Вторая пошла!

Всего же, в ходе ЛТУ вертолетчики противолодочной эскадрильи отработали тактические приемы по поиску и классификации подводных лодок, слежению за ними с применением радиолокационных, гидроакустических и магнитометрических средств. За время учений экипажами вертолетов Ка-27 было сброшено около 50 гидроакустических буев и около 30 учебных противолодочных авиабомб.

Наш вылет завершился вместе с посадкой противолодочного Ка-27М. Миссия прессы была завершена, а вертолетчики полка продолжили свой ратный труд в ходе ЛТУ.

Транспортно-боевые “двадцатьчетверки” снова о снова били по целям на полигоне. Экипажи десантно-транспортных “восьмерок” шлифовали свое мастерство в работе на сверхмалых высотах, необходимых для беспарашютного десантирования спецподразделений.

“Противолодочники”, после короткой паузы на наземную подготовку, снова уходили в небо над морем и оттачивали навыки борьбы с подводным противником.

ЛТУ прошли успешно, все его цели были достигнуты.
Удачи вам, вертолетчики российской Балтики! В воздухе и на земле.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 6

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?