5
(2)

Цельнометаллический истребитель представлял собой классический высокоплан.

Высокорасположенное крыло с углом стреловидности 37,33о по линии фокусов (угол крутки – 0о 51′) технологически делилось на центроплан и две отъемных консоли с углом поперечного V= -6о. Консоли — однолонжеронные с передней и задней стенками и силовой бортовой нервюрой, набраны из профилей ЦАГИ 12035М и П2-2М относительной толщиной 12% по размаху. Механизация крыла состояла из посадочных щитков площадью 2,089 м2, отклонявшихся на взлете на 20о а при посадке — на 58о.

Элероны площадью 1,936 м2 с осевой компенсацией – 30,1%.

Фюзеляж — полумонокок состоял из передней и хвостовой частей, стыковавшиеся болтами по шпангоуту №14. В носовой части располагалась гермокабина летчика вентиляционного типа. Летчик сидел на парашюте, уложенном в чашку сидения катапультируемого кресла с бронезаголовником.

Фонарь кабины пилота состоял из козырька с лобовым 150-мм бронестеклом и подвижной части, откатывавшейся назад.

Бронезащита самолета, помимо бронестекла на козырьке фонаря кабины пилота включала переднюю и заднюю бронеплиты толщиной 6 мм и 8 мм соответственно, а также 3-миллиметровый бронезаголовник.

На хвостовой части фюзеляжа располагались два тормозных щитка, открывавшиеся с помощью гидроприводов против потока.

Каркас фюзеляжа

Свободнонесущее хвостовое оперение набрано из модифицированных профилей серии «В» относительной толщиной 10%.

Вертикальное оперение общей площадью 3,378 м2 состояло из отъемного киля с законцовкой и руля направления. Дополнительно под фюзеляжем установлен и подфюзеляжный киль площадью 0,575 м2. Руль направления имел аэродинамическую и весовую компенсацию.

Каркас руля поворота

Горизонтальное оперение общей площадью 2,551 м2 расположено выше середины киля и состояло из переставного на земле стабилизатора с углом стреловидности 40о и рулей высоты с аэродинамической и весовой компенсацией. Для снижения усилий на обоих рулях имелись триммеры с электродистанционным управлением из кабины пилота.

Шасси — трехколесное с передней опорой, убиравшееся в ниши фюзеляжа. Основные опоры имели колеса в начале размером 570×140 мм с полуколодочным тормозом (поздние серии – 600х155), а носовое – 400×150 мм. Колея – 1700 мм.

Система управления самолетом в поперечном канале – бустерная, а в продольном и путевом каналах – тросовая.

Самолет был рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 7,8g,

Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя с центробежным компрессором РД-500. Взлетная тяга 1470 кгс, номинальная – 1410 кгс, крейсерская – 1360 кгс. Полная длина – 2155 мм (с выхлопным конусом – 2250 мм), максимальный диаметр – 1106 мм, ширина – 1167 мм, высота – 1150 мм. Вес сухого двигателя без выхлопной трубы – 575 кг.

Размещение двигателя РД-500

Горючее (керосин) размешалось в расходном, двух мягких и двух кольцевых жестких фюзеляжных баках общим объемом 1100 литров. Допускалась подвеска подфюзеляжного топливного бака.

Топливная система самолета: 1 – мягкий топливный передний бак; 4, 5 – средний топливный бак и его заливная горловина; 18, 16 – задний топливный бак и его заливная горловина; 19 – заборник воздуха; 39 – подвесной бак; 40 – сливная пробка; 42 – заливная горловина подвесного бака

Вооружение — три пушки НР-23 калибра 23 мм с общим боезапасом 300 патронов и прицел АСП-1Н (Н — неподвижный, копия английского Mk-IIID) с прицельной дальностью до 800 м, причем одна из них располагалась слева-снизу по борту, а две других – справа. Результаты стрельбы контролировались фотопулеметом С-13, расположенным в верхней обечайке воздухозаборника.

В состав оборудования, кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов входили также УКВ радиоприемник РСИ-6М, передатчик РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М с отметчиком, аппаратура радиоопознавания «свой-чужой», кислородный прибор и аэрофотоаппарат АФА-ИМ.

Катапультируемое сиденье летчика самолета Ла-15: 1 – чашка сиденья; 2 – подножка; 3, 4 – ручки сиденья; 5 – рычаг управления катапультой; 6 – рычаг предохранителя; 7 – поясные ремни; 8 – предохранительный колпак; 9 – спинка сиденья; 10 – плечевые ремни; 11 – кронштейн крепления трубы подтяга ремней; 12 – труба с пружиной подтяга ремней; 13 – крышка; 14 – верхний кронштейн крепления катапульты; 15 – кронштейны крепления бронезаголовника; 16 – бронезаголовник с подушкой; 17 – морской болт крепления верхней опоры катапульты; 18, 54 – верхняя и нижняя опоры катапульты; 19 – тяга управления катапультой; 20 – предохранительный штифт с ключом взвода катапульты; 21, 53 – контргайки; 22 – ударник; 23 – корпус пускового механизма; 24 – контрящая булавка; 25 – морской болт, стопорящий предохранительный штифт; 26 – кронштейн крепления качалки; 27 – качалка спускового механизма; 29 – предохранительный штифт; 30 – пиропатрон; 31, 32 – держатели боудоновской оболочки с обоймой; 33 – рамка; 34, 35, 36 – боудоновские оболочки проводки к стопорящему штифту от аварийного сбрасывания створки фонаря, управления катапультой и управления подтягом ремней; 37, 43 – профили; 38 – ползун; 39 – кронштейн крепления поясных ремней; 40 – трос управления подтягом ремней; 42 – поперечная перемычка; 43 – профиль; 44, 45, 47 – ролики сиденья; 46 – профилированные балки сиденья; 48 – нижняя перемычка;49 – шток катапульты; 50 – шариковый замок; 51, 52 – цилиндр и поршень катапульты, пружины; 57 – держатель боудоновской оболочки проводки управления стопором подтяга ремней; 59 – качалка управления подтяга ремней; 60, 61 – тяга и рычаг управления подтяга ремней; 62 – подушка спинки
Теоретическая схема фюзеляжа

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи