4.9
(7)

На заставке: МиГ-17, установленный в начале 80-х гг. перед входом
в служебный городок 821-го иап в память о лётчиках,
погибших в годы Великой Отечественной войны. Фото И. Михелевича

Авиационная история дальневосточного города Спасск-Дальний уходит своими корнями в далекий 1904 г., когда там была сформирована воздухоплавательная рота для ведения боевых действий в ходе русско-японской войны. В 1913 г. там базировался авиаотряд аэропланов под командованием штабс-капитана Никифорова. С 1926 г. в Спасске-Дальнем дислоцировались авиационные части РККА, принимавшие участие практически во всех событиях военной истории тех лет. По всей вероятности, эти части базировались на аэродроме «Зеленый» в городской черте. Долгое время этот аэродром использовался в интересах Спасской школы младших авиационных специалистов (ШМАС), а в 1980 г. стараниями тогдашнего командующего КДВО генерала армии И.М. Третьяка там был развернут 94-й отдельный боевой вертолетный полк (Ми-24, Ми-8МТ).

С развитием авиационной техники в начале 50-х гг. в 5 км от города был построен аэродром первого класса Хвалынка (по названию одноименного наиболее близкого села) с одной из самых длинных на Дальнем Востоке взлетно-посадочных полос (3073 м). В 1951 г. там начал базироваться 158-й гвардейский Брянско-Берлинский Краснознамённый тяжёлый бомбардировочный авиационный полк на самолётах Ту-4. А годом позже этот аэродром стал постоянным местом дислокации 821-го ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка, прибывшего туда после участия в корейской войне. Кроме этого, аэродром долгое время использовался также 388-м авиаремонтным заводом.

После расформирования 158-го тбап в 1958 г. его место на аэродроме занял 219-й отдельный дальний разведывательный авиаполк на самолетах Ту-16 нескольких модификаций. И вплоть до расформирования, оба авиационных полка вместе с частями обеспечения базировались на аэродроме Хвалынка.

Ту-16Р 219-го одрап в полете, 80-е гг. Фото из архива И. Михелевича, предоставлено специалистами аэрофотослужбы 219-го одрап

С течением времени аэродром развивался. В 60-е гг. места стоянок самолетов-разведчиков были защищены обвалованиями. Существенно преобразилась и северо-восточная часть аэродрома, где базировались истребители 821-го иап. Была построена позиция подготовки самолетов, рассчитанная на 12 машин. Зоны рассредоточения авиатехники оборудовали железобетонными укрытиями арочного типа с индивидуальным автономным энерго- и топливным обеспечением, укрытиями для личного состава и местами хранения 1-го боекомплекта.

МиГ-23МЛ 821-го иап перед вылетом, 80-е гг. Автор фото неизвестен

С получением истребителей МиГ-23МЛ в 1980-1981 гг. техническую позицию подготовки авиатехники расширили вдвое. Теперь на ней к плановым полетам можно было готовить одновременно до 24 самолетов (12 заправочных колонок).

Вид на техническую позицию, часто для краткости называемую ЦЗТ (централизованная заправка топливом), во время облетов авиатехники, отремонтированной 388-м АРЗ. Фото И. Михелевича

В 1985 г. 821 иап впервые принимал с дружеским визитом северокорейскую делегацию (об этих мероприятиях можно прочитать здесь). Событию предшествовало проведение масштабных работ по строительству и реконструкции инфраструктуры аэродрома. Причем, значительная часть работ выполнялась силами личного состава полков и частей обеспечения. Кроме того, личному составу частей периодически приходилось совмещать повседневную деятельность с совершенствованием материальной базы. Так, силами инженерно-технического состава истребительного полка в 80-е гг. были построены и введены в эксплуатацию двухэтажные здания инженерно-авиационной службы с пунктом управления на крыше и диагностический центр авиационных двигателей на территории ТЭЧ, специализированный цех обслуживания и ремонта авиадвигателей и диспетчерская в ангаре ТЭЧ, некоторые другие объекты. Для качественного обеспечения ГСМ был построен новый склад большой емкости. Специалистами батальона аэродромно-технического обеспечения колонки заправки топливом были укрыты от дождя и снега, а также оборудованы силовой проводкой для подведения постоянного тока напряжением 27В к самолетам, что значительно упростило подготовку и выпуск авиатехники в полет. Люди вкладывали душу в обустройство места дислокации…

Вид на здание инженерно-авиационной службы и стоянку самолетов 2-й аэ 821-го иап, 1994 г. Фото И. Михелевича

Аэродром интенсивно использовался и самолетами военно-транспортной авиации ВВС. Во время афганской войны через Хвалынку был налажен воздушный мост по доставке в зону боевых действий новых вертолетов с Арсеньевского производственного объединения «Прогресс», выпускавшего в то время транспортно-боевые Ми-24. «Антеи» и Ил-76 тогда были частыми гостями на аэродроме. Как правило, местом их временной стоянки выбиралась 3-я рулежная дорожка. Здесь же происходила разборка и погрузка вертолетов в транспортники. Нередки были прилеты на аэродром и раритетнейшего Ту-116, построенного всего в двух экземплярах.

Ту-116 на магистральной РД аэр. Хвалынка, 80-е гг. Фото из архива И. Михелевича, предоставлено специалистами аэрофотослужбы 219-го одрап

Рядом с аэродромом рос и военный гарнизон, в котором проживали несколько тысяч человек. В начале 80-х гг. здесь был возведен служебный (штаб, казарма, столовые, медсанчасть) и жилой (6 многоквартирных домов) городки истребительного полка. Еще один дополнительный дом был построен для военнослужащих 219-го одрап. После расформирования полков (истребительного в 1994 г. и дальнего разведывательного в 1998 г.) значительная часть офицеров и прапорщиков, уволенная с военной службы в связи с сокращением, осталась жить в гарнизоне. Для них жилой городок (теперь — село Летно-Хвалынское) стал родным домом. Да и всем, чья служба была связана с этим аэродромом, его дальнейшая судьба совсем небезразлична.

Нередким гостем на аэродроме Хвалынка был дальний ракетоносец Ту-95МС, 1994 г. Фото И. Михелевича

А судьба, прямо скажем у аэродрома незавидная вырисовывается. Министерству обороны он оказался не нужен, и его земли МО передало Хвалынскому сельскому поселению. Некогда развитая аэродромная инфраструктура пришла в полное запустение. Дважды — в 2004 и 2007 гг. — здесь проводились слёты любителей сверхлегкой авиации Приморья, да редкие бизнесмены выбирают Хвалынку местом посадки своих вертолетов.

И вот приморские чиновники решили «вдохнуть в аэродром жизнь». Читатель, наверное, подумал о развитии местных воздушных линий. Отнюдь. Точнее, увы… На первоклассном в прошлом аэродроме планируется развернуть… полигон ТБО! По всей вероятности, аналогичный объект в с. Дубовском уже не справляется, а тут такая площадь (- и без охраны!) пропадает зря! Обустроенный уже фактически, с подъездными путями, с готовым твердым основанием…

В распоряжении редакции есть копия запроса из министерства имущественных и земельных отношений Приморского края за подписью министра Лунева В.М., в котором недвусмысленно говорится «о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация и захоронение» ТБО. А указанные в запросе участки как раз и относятся к территориям бывшего аэродрома и военного городка по другую сторону трассы М-60 Уссури.

То, что к собственной истории, авиационной — в частности, у нас в стране, в большинстве своем, госструктуры относятся наплевательски, никого уже не удивляет. Привыкли, к сожалению … В монинском Центральном музее ВВС авиатехника приводится в порядок, в основном, волонтерами. Да и тем регулярно чинятся препятствия в работе. А недостающие запчасти присылают энтузиасты со всей страны. В Калининграде стараниями местного губернатора был прикрыт старейший в Европе гражданский аэродром Девау (точнее — то, что он него осталось), история которого тесно связана не только с мировой, но и с отечественной авиацией. Базировавшийся там аэроклуб ДОСААФ был выдавлен переведен на заброшенный военный аэродром Нивенское в 15 км от Калининграда, а местные застройщики получили карт-бланш на освоение сопредельных территорий.

Раритетная авиатехника, которую в других странах заботливо восстанавливают до летного состояния, у нас десятками единиц догнивает под заборами аэродромов. МО, аки собака на сене, и передать ее никому не может, и само не занимается и заниматься не будет (не до этого было, а сейчас — и подавно). Так что, касаемо самого аэродрома, как пишут в некоторых изданиях, «некогда наводившего ужас на врагов», никаких иллюзий нет. И с точки зрения чиновников, все складывается наилучшим образом: минимум затрат в сравнении с созданием полигона ТБО в отдаленной от населенных пунктов местности при соблюдении СанПиН (500 м от жилья обеспечены).

Но вот как быть с населением этого «села Лётно-Хвалынского»? С мужиками, отдавшими годы и десятилетия этому аэродрому, этому бывшему гарнизону? С их семьями? Нормально им будет жить в непосредственной близости от коллективной помойки? Ведь один из означенных в запросе участков непосредственно прилегает к бывшему военному городку. Это в качестве благодарности за многолетний ратный труд и подорванное здоровье? Или обозначенное Президентом РФ и Правительством формирование комфортной городской среды на территории страны на жителей Хвалынки не распространяется?

А, может, и в этом тоже причина демографического кризиса в Приморье, при таком-то отношении к населению? Согласился бы жить в доме «с видом на помойку полигон ТБО» г-н министр В.М. Лунев?

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.9 / 5. Проголосовавших - 7

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?