4.9
(9)

На заставке: F-16C Национальной гвардии Алабамы на авиабазе Миргород во время учений в 2011 году. Фото — US Air Force.

Многочисленные, не всегда компетентные оценки различных экспертов по поводу того, чего ждать от реализации планов вооружения украинских ВВС истребителями General Dynamics (Lockheed Martin в настоящее время) F-16 натолкнули на мысль провести самостоятельный анализ ситуации и ее последствий.

Итак, в конце мая американская администрация одобрила переподготовку украинских пилотов на истребители F-16. Первый шаг к вооружению этими самолетами изрядно потрепанных киевских ВВС сделан. И мало кто сомневается, что бесконечные воображаемые «красные линии» вновь будут спокойно пересечены. А нашим лётчикам и бойцам противовоздушной обороны придётся столкнуться с новым противником. Насколько он серьёзен? Попробуем разобраться.

В числителе: страны

Начнем с количественного состава. Поскольку речь идет о возможной поставке самолетов из европейских стран (США на данный момент заявляли о том, что не будут передавать F-16 Украине), основными донорами, в первую очередь, могут стать Норвегия, Бельгия, Дания, и Нидерланды.

Норвежский F-16BM Viper в полете. Фото — Norwegian Air Force, источник: https://www.thedefensepost.com/

Норвегия первоначально имела в составе своих ВВС 60 одноместных F-16A дюжину спарок F-16B. Самолеты были построены на производственной линии Fokker в Нидерландах в период 1980-1984 гг. На момент окончания эксплуатации в начале 2022 г. в составе Королевских ВВС Норвегии, по данным Flight Global, насчитывалось 44 F-16A и 9 F-16B. 32 самолета были проданы Румынии согласно подписанному 21 декабря 2021 г. соглашению. Ещё 12 машин «ушли» в частную международную компанию Draken International, предоставляющую услуги боевой и специальной авиации для государственных и частных заказчиков.

И, хотя норвежские власти заявляли о том, что вопрос о передаче оставшихся самолетов украинцам пока не решен, не менее 9 истребителей можно записать в теоретический актив. К тому же, норвежское правительство рассматривает способы помочь украинскому персоналу в обучении использованию F-16. Следует также учитывать, что, по мнению многих зарубежных специалистов, норвежские «Гадюки» (Viper — в переводе «гадюка») находятся в наилучшем (относительно других европейских эксплуатантов) техническом состоянии.

Бельгийский F-16AM на шведском аэродроме Мальмен во время празднования 90-летия Королевских ВВС Швеции, август 2016 г. Фото И. Михелевича

Бельгийские ВВС первоначально заказали 116 самолетов F-16 (96 одноместных и 20 двухместных). Поставки этих истребителей осуществлялись бельгийской аэрокосмической компанией SABCA в период 1978 — 1985 гг. Еще одна партия из 44 машин (40 F-16A и 4 спарки) была поставлена в 1987 — 1991 гг. На начало 2023 г., по данным Flight Global, ВВС Бельгии располагали 44 одноместными самолетами этого типа и 8 — двухместными F-16B. Ещё 6 самолетов, по некоторым данным, находятся в резерве для поддержания боеготовности находящихся в строю машин. Часть самолетов была подана Иордании.

Бельгийское руководство выразило желание участвовать в переучиванию летного состава украинских ВВС, однако передавать авиатехнику не готово из-за отсутствия «лишних самолетов». Хотя этим летом ВВС планируют получить первый F-35, эксплуатировать «старые добрые» F-16 планируется до 2028 г. А посему продавать их государство не намерено. Так, еще в декабре 2021 года министр обороны Бельгии Людивин Дедондер (Ludivine Dedonder) представила депутатам Комитета национальной обороны обновленную информацию о будущем парка F-16. Как заявляла министр, Бельгия не намерена продавать свои F-16 после их вывода, потому что страна выработает их ресурс полностью (вероятно, имеется в виду время до полного перехода на F-35).

F-16BM бельгийских ВВС в экспозиции авиашоу «Дни НАТО в Остраве», сентябрь 2013 г. Фото И. Михелевича

Таким образом, пополнение украинских арсеналов за счет самолетов из Бельгии на данный момент маловероятно.

Дания активно включилась в процесс подготовки к обучению украинских военных работе с F-16. Пресс-секретарь Пентагона бригадный генерал Пэт Райдер недавно сообщил журналистам, что разработку программы обучения возглавляют именно Дания и Нидерланды. Кроме того, по сообщениям зарубежной прессы, 26 июня и.о. министра обороны Дании Троелс Лунд Поульсен (Troels Lund Poulsen) заявил, что страна выведет из эксплуатации свои F-16 на два года раньше срока. Теперь это произойдет в 2025 году вместо запланированного ранее 2027 года. Эта корректировка связана с тем, что истребители F-35 могут быть введены в эксплуатацию раньше, чем планировалось.

General Dynamics (SABCA) F-16A Fighting Falcon из состава 723-й эскадрильи ВВС Дании, Аалборг, август 1987 г. Фото — ©Mike Freer — Touchdown-aviation, лиц. GNU

Всего Королевские ВВС Дании двумя партиями закупили 77 F-16 в одно- и двухместном исполнении. По состоянию на начало 2023 г. в составе датских ВВС, по данным Flight Global, насчитывалось 33 F-16A и 10 двухместных F-16B. Таким образом, украинские ВВС могут пополнить 43 экс-датских «Файтинг Фэлкона». Но… не ранее 2025 года, если ориентироваться на озвученные выше планы по списанию этих машин. Однако, как учит нас история, не всем планам суждено сбыться…

Таким образом, если подходы руководства этой страны к пополнению украинских ВВС в ближайшее время по какой-то причине не изменятся, датские F-16 на расстановку сил в конфликте в обозримом будущем не повлияют.

F-16AM Королевских ВВС Нидерландов — участник ежегодных учений NATO Tigermeet, май 2018 г. Фото И. Михелевича

А вот с голландскими истребителями этого типа ситуация иная. Всего Королевские ВВС Нидерландов в период с июня 1979 г. по февраль 1992 г. приняли на вооружение 213 одно- и двухместных F-16. В начале 2000-х гг. парк голландских истребителей этого типа был значительно сокращен, часть из них продана Чили и Иордании. По состоянию на начало этого года на вооружении ВВС Нидерландов, по данным Flight Global, находились только 29 одноместных F-16AM. К началу обсуждения возможности поставок истребителей этого типа в зарубежных СМИ фигурировала уже меньшая цифра: 24 машины. При этом, если верить сетевому ресурсу F16.net, четыре десятка самолетов еще находится на хранении.

В июле 2021 г. было объявлено о сделке с уже упоминавшейся Draken International, включавшей передачу компании 12 F-16A/B бывших Королевских ВВС Нидерландов (RNLAF), а также опционы на еще 28 самолетов. Получается, что Draken должна была приобрести все находившиеся на хранении самолеты этого типа. Однако 1 июня парламент Нидерландов был проинформирован об изменении условий сделки. Теперь, как следует из письма государственного секретаря обороны Нидерландов Кристофа ван дер Маата (Christophe van der Maat) парламенту, соглашение с Draken с тех пор было «расторгнуто по обоюдному согласию» из-за «разногласий по поводу исполнения договора купли-продажи». Draken вместо первоначального плана согласился купить только шесть голландских F-16АМ «на условиях, которые еще предстоит определить».

Посадка F-16AM ВВС Нидерландов на аэродроме Познань Кшесины в ходе учений NATO Tigermeet, май 2018 г. Фото И. Михелевича

Таким образом, у Нидерландов в настоящий момент имеется 34 истребителя, которые они могут предоставить Украине сразу после подготовки летного состава. Кроме того, оставшиеся на вооружении RNLAF 24 самолета этого типа планируется «высвободить» к середине следующего года. Итого 58 F-16, чего с лихвой хватит на оснащение двух истребительных полков двухэскадрильного состава. А если прибавить 9 потенциальных машин «норвежского происхождения», и выпросить недостающие несколько машин за океаном, то формирование трех истребительных авиационных полков (двухэскадрильного состава, повторюсь) — задача арифметически вполне посильная.

Что же касается других стран НАТО, имеющих на вооружении авиатехнику данного типа (кроме США, это Турция, Греция, Румыния, Португалия и Польша), то вряд ли они будут участвовать в процессе (по крайней мере, на первоначальном этапе) предоставления своих истребителей.

В числителе: возможности

Речь о боевых возможностях авиатехники, которая может поступить на вооружении украинских ВВС. Вопрос уместный, т.к. в некоторые эксперты, не вникая в детали, уже окрестили потенциальных кандидатов на противоборство с ВКС РФ «старьем», «прошлым веком» и «куда ему до Су-35″…

Ещё один F-16AM ВВС Нидерландов — участник маневров NATO Tigermeet, май 2018 г. Фото И. Михелевича

Формально они правы. Собранные Fokker и SABCA F-16 действительно относятся к самым первым сериям этого типа, от «блока 1» до «блока 20». Однако практически все истребители прошли глубокую модернизацию в рамках программы продления жизненного цикла MLU (Mid-life Update). По информации Jane’s, пакет доработок MLU был разработан для европейских эксплуатантов, чтобы привести их истребители к стандарту, сопоставимому по возможностям с F-16 Block 50/52 ВВС США. Пакет, разработанный в конце 1990-х и реализованный в начале 2000-х, был призван сохранить боевой потенциал самолета до середины 2010-х и поэтому внес множество существенных изменений.

Доработкам подвергся планер самолета, результатом чего стало дополнительное увеличение его ресурса на 5 тыс. часов. Также существенной модернизации подверглось БРЭО. Новая модульная БЦВМ компании Texas Instruments фактически стала самым важным элементом пакета обновления. Она заменила три ранее установленных вычислителя и существенно расширила возможности оборудования. Новый процессор испульсно-допплеровской БРЛС Х-диапазона Westinghouse AN/APG-66(V2)A обеспечил возможность применения УР AIM-120 (AMRAAM), одновременное обнаружение и атаку нескольких целей. Дальность обнаружения и сопровождения увеличилась на 25%, улучшились многие другие характеристики. Появилась возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-земля» ночью и в СМУ. В кабине появились 3 МФУ, на которые выводится вся необходимая информация.

Не утомляя читателя остальными подробностями модернизации подытожу: уровень потенциального противника довольно высокий и, в целом, соответствует поколению 4+. И никоим образом не должен недооцениваться, учитывая, к тому же, арсенал оружия, которое может применять. Особенно — по земле. Самолеты способны применять управляемые бомбы с лазерным наведением типов GBU-24, GBU-10, GBU-12, кассетные CBU-87, а также боеприпасы JDAM. В ходе боевых действий в Югославии голландские истребители применяли УР AGM-65 Maverick. Норвежские истребители адаптированы под применение ПКР Penguin Mk 3.

Арсенал польских F-16 Block 52 класса «воздух — земля». Фото И. Михелевича

Отметим также, что польские истребители этого типа являются носителями крылатой ракеты AGM-158 JASSM (на фото вверху — слева) с дальностью полета от 370 до 980 км (модификация ER). Учитывая уровень совершенства модернизированных по программе MLU самолетов, нельзя исключать и возможность применения с них такого средства поражения. И не забываем, что истребители 312-й эскадрильи Королевских ВВС Нидерландов являются носителями американской тактической ядерной бомбы В61. Вероятнее всего (как там у них это называется, highly likely?), в случае передачи этих самолетов украинцам такую возможность технически исключат. Но — кто знает? Риск все равно остается…

А что в знаменателе?

Вопрос многогранный, т.к. охватывает разные стороны перспектив возможного боевого применения этой авиатехники с украинской стороны. По-порядку:

F-16AM бельгийских ВВС в ходе демонстрационного показа на Radom Air Show, август 2011 г. Фото И Михелевича

а). Для полноценной эксплуатации авиатехники в условиях боевых действий совершенно недостаточно удовлетворить настоятельные просьбы-требования о поставке авиатехники и организовать обучение летного состава (об обучении поговорим подробнее ниже). Надо подготовить также инженерно-технический состав, организовать материально-техническое обеспечение (запчасти, расходные материалы, ГСМ и т.д.) и снабжение авиационными средствами поражения. А также обеспечить авиатехнику средствами наземного обслуживания общего и индивидуального применения. Это для начала.

Летная и наземная эксплуатация, боевое применение любого современного боевого авиационного комплекса — это сложнейший комплекс мероприятий, в котором на одного летчика приходится, как минимум, на порядок больше наземных специалистов различных специальностей. И все они без исключения должны хорошо знать матчасть, чтобы она могла быть эффективно применена. На сегодняшний день в публичной плоскости речь идет только о подготовке лётного состава. Возможно, технической эксплуатацией займутся очередные наемники — «добровольцы».

«Внутренности» иностранной авиатехники, а также принципы ее технической эксплуатации существенно отличаются от норм и правил, по которым эксплуатируется советская авиатехника, составляющая основу авиапарка постсоветской Украины. И, честно говоря, ещё неизвестно, кого проще переучить: летчика или техника. В представлении специалиста по эксплуатации летательных аппаратов и силовых установок в прошлом, второе сложнее. А, интересно, кто переведет на мову многие тома технической документации? А без нее — никуда. Даже имея многолетний опыт эксплуатации авиатехники, технические специалисты все равно обязаны использовать в работе технологические карты, карты пооперационного контроля, регламенты технической эксплуатации. А здесь принципиально другая техника…

Теперь о подготовке лётного состава. Чему можно научить за несколько месяцев? Пожалуй, азам техники пилотирования и основам боевого применения. Получить полноценного бойца, в совершенстве владеющего вверенным оружием за указанное время невозможно. Этому учатся годами, ежедневно выполняя упражнения согласно «Курсу боевой подготовки», штудируя «Инструкцию летчику», работая на тренажере. Или вероятный противник изобрёл какую-то новую, более совершенную методику подготовки? Особенно умиляют «голоса» из туманного Альбиона, чуть ли не возглавляющего коалицию по подготовке украинских пилотов. Может, там не в курсе, что истребителями F-16 Королевские ВВС Великобритании попросту не располагают? На чем и чему учить будете, господа?

б) Собственно матчасть. В целом, модернизированные по программе MLU истребители обладают неплохими летно-техническими характеристиками и, как было рассмотрено выше, довольно внушительным арсеналом. При должном МТО, хорошо подготовленном инженерно-техническом составе, способном обеспечить исправность и боеготовность авиатехники и в руках опытного летчика он может представлять угрозу при действиях как по наземным целям, так и при решении задач объектовой ПВО. В качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе F-16 наверняка не сможет противостоять нашим Су-30СМ, Су-35 и МиГ-31. Тем более, при отсутствии в украинских ВВС (точнее, того, что от них осталось) самолетов ДРЛО и У. Максимум, на что теоретически будут способны эти истребители — противодействие крылатым ракетам и крупноразмерным БПЛА. Опять же, в случае высокой натренированности лётного состава. Как показала практика, «Калибры» и «Герани» — не самые простые цели.

F-16AM — участник Radom Air Show-2011, август 2011 г. Фото — И. Михелевича

Опять же, действия «по земле» будут пресекаться нашими средствами ПВО, как это происходит и в настоящее время в отношении оставшихся самолетов ВВС Украины. И здесь F-16 не будет ничем отличаться от других целей. Техника эта хорошо изучена специалистами, как создававшими отечественные ЗРК, так и эксплуатирующими её, поэтому сюрпризов не ожидается.

Еще один существенный момент — это интеграция радиотехнического оборудования (связь, навигация и — главное — система государственного опознавания) с украинскими наземными станциями.

Не забываем также, что F-16 имеет нижнее расположение воздухозаборника, который, в отличие от отечественных МиГ-29 или Су-27 не оснащен защитными устройствами, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель. Старые советские аэродромы, которыми, в основном, пользуется украинская военная авиация, вряд ли «капиталились» в постсоветское время. Следовательно, качество аэродромного покрытия на них соответствующее. Мягко говоря, неподходящее. Собственно, в том числе и по этой причине 4-е поколение советских истребителей получило системы защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов. Западная авиатехника с грунта летать не планировала, а качество аэродромного покрытия там было не чета советскому. К тому же, по сводкам МО и подтверждениям противоборствующей стороны, часть украинских аэродромов выведена из строя.

Конечно, на Украине есть гражданские аэродромы с нормальным аэродромным покрытием, с которых до СВО работали пассажирские «Боинги» и «Эйрбасы». Возможно, истребители будут базироваться на них. До поры — до времени…

Заключение

Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что, несмотря на имеющийся боевой потенциал истребителей F-16 и их количество, теоретически возможное к поставке Украине, переломить ситуацию эти самолеты не смогут. Быстрое пополнение украинских ВВС этой авиатехникой невозможно, а ситуацию в зоне СВО через полгода-год (в случае продолжения конфликта) сейчас не может спрогнозировать никто. Но и через год, если конфликт не будет к тому времени завершен, эти истребители не смогут сыграть какую-то решающую роль в противоборстве. Слишком уж велик перевес российских ВКС и ПВО, чтобы их можно было «задавить» полсотней (или около того) F-16.

В то же время, легкомысленно недооценивать эту машину и ее потенциал. Тем более, если среди западных военных пилотов, хорошо освоивших этот самолет, найдутся горячие головы, пожелающие сразиться с нашими лётчиками (что вполне реально, учитывая количество иностранных наемников, воюющих на Украине). При таком раскладе уже в обозримой перспективе вероятно усложнение ситуации в воздухе, а также на линии боевого соприкосновения за счет активизации поддержки атакующих подразделений ВСУ с воздуха.

F-16C ВВС Польши — участник дня открытых дверей на авиабазе Мальборк, август 2016 г. Фото И. Михелевича

И, учитывая современную международную обстановку, нельзя уж совсем исключить и такой вариант: F-16 с «жовто-блакитными» кругами на крыльях и трезубцем на киле будут работать, скажем, с румынских (или польских — при продвижении линии боевого соприкосновения на запад) аэродромов. И Польша, и Румыния имеют на вооружении аналогичную авиатехнику и — соответственно — всю необходимую инфраструктуру для их эксплуатации и подготовленный личный состав. И, пожалуй, это будет самый неприятный для нас возможный сценарий.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.9 / 5. Проголосовавших - 9

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи