На заставке: истребитель MDD F-4S Phantom II 161-й истребительной эскадрильи (VF-161)
из состава 5-го авианосного крыла (CVW-5)
Это сейчас изображениями, как раньше говорили, «авиатехники вероятного противника» никого не удивишь. Любые ракурсы, любые размеры (ну, или почти любые), деталировка. Стоит только воспользоваться услугами поисковых сервисов. Или посетить с фотоаппаратом какое-нибудь авиашоу. А вот во времена «холодной войны» приходилось, в основном, довольствоваться иллюстрациями популярного тогда «Зарубежного военного обозрения», выходившего ежемесячно. Журнал разбивала пополам цветная вклейка, 4 страницы которой делили между собой все виды и рода вооруженных сил супостатов. Авиатехнике отводилась одна страница, но бывало, живо интересующимся западной техникой несказанно везло 🙂 И на одной из страниц красовался какой-нибудь «Альфа Джет», а на другой — ударный вертолёт. Правда, такое счастье выпадало крайне редко, единичные случаи за многие года.
Из стран соцлагеря своим качеством печати и отличным содержанием с хорошими иллюстрациями выделялся ГДР-овский Flieger Revue. Но тема западной авиатехники в нем практически не звучала, за исключением разве что справочника, которому отводилась последняя страница обложки. А вот журналы из капиталистических (как тогда говорили) стран попадали только в специализированные библиотеки, а также различные «почтовые ящики» авиационной направленности. Через почту подписаться можно было только на швейцарский ежемесячный журнал Interavia, довольно объемный и содержательный. Но… поступал он подписчикам уже отцензурированным, часто — без нескольких страниц, и в черно-белом ксерокопированном исполнении вместо красочного полноцветного «исходника». Причина была банальна: удаленные страницы содержали информацию об отечественных разработках в авиационной сфере (полагаю, по данным западных разведок), о которых советскому человеку было знать не положено. Т.е., секретили исключительно от самих себя 🙂 Кроме того, полагаю, такой вариант был значительно экономичнее закупки оригинального тиража за валюту.
В годы учебы мне удалось стать «подпольным читателем» училищной библиотеки «Для служебного пользования», куда поступала зарубежная авиапериодика в оригиналах. К слову, официально использовать эти издания могли лишь исключительно для научной работы и по личному разрешению зам. начальника училища по науке. Да и то — не все подряд номера…
Ну, история с зарубежной периодикой — исключительно «для наглядности», чтобы было понятно, насколько ценными (для меня, по крайней мере) являлись фотографии, сделанные «с натуры». Такими снимками располагали, в основном, военнослужащие частей, авиатехника которых работала над нейтральными водами или с заграничных баз. Тиражирование отснятого «компетентными органами» не поощрялось, «в свободном доступе» такие фото отсутствовали, конечно.
Настоящим чудом стали для меня снимки, подаренные сослуживцами во время пребывания в составе 169-го гвардейского смешанного авиаполка (аэр. Камрань, СРВ). Невиданные размеры из-за печати на специальном оборудовании, отменное по тем временам качество, а какая фактура! Давайте смотреть 🙂 Единственное, хочу предупредить сразу, что ретушью я заниматься не стал. Жалко времени, если честно. Но ведь в данном случае важна сама матчасть «из прошлого», а не качество фотографий. Имен и фамилий авторов этих съемок у меня, к сожалению, нет. И если кто-то из читателей узнает здесь свои произведения, я буду очень признателен за обратную связь.
В обозримой перспективе я познакомлю читателей и с другими фото из своего архива. Как говорится, продолжение следует…