Фото на заставке: второй Ил-62М RA-86495 (серийный №58-3), построенный на заводе в Казани в 2010 г.
Самолеты Ил-62М давно сняты с отечественных авиалиний поскольку они не приносят прибыли авиакомпаниям. Хоть стоя вози пассажиров, «навара» все равно не будет. Поэтому пассажирские машины в настоящее время числятся лишь на государственной службе, в частности, в 8-й авиационной дивизии особого назначения (адон), дислоцированной в подмосковной Чкаловской, и одна машина — RA-86570 «Михаил Громов» (заводской №1356347 – четвертая машина 56-й серии) – в авиации МЧС.
Первый Ил-62 СССР-86648 с двигателями НК-8-4 заводской №60605 (6 серия 5 машина) поступил в 8-ю, тогда еще Краснознаменную, авиадивизию из 235-го ЛО 19 апреля 1970 года. Прослужил этот борт в правительственном отряде недолго, и не исключено, что изначально он предназначался для Л.И. Брежнева. К полетам на Ил-62, ставшим личным самолетом самолет Министра обороны А.А. Гречко, в Чкаловской приступили спустя восемь дней, 27 апреля.
В 1989-м машину передали в ВМФ, а спустя четыре года – в ВВС Украины, где она прослужила до 2002 года.
Второй Ил-62 СССР-86612 (серийный №41804) поступил в 8-ю акдон 26 августа 1978 года из 235-го ЛО в соответствии с совместным решением Министерств Гражданской авиации, обороны и авиационной промышленности 20 июля того же года.
Помимо этого, в Дальней авиации (Энгельс) эксплуатировались еще два Ил-62, возвращенных из Польши. Первый из них, SP-LAC, зарегистрировали у нас как СССР (RA)-86556 (серийный №14-01) и он находится на стояке музея Дальней авиации, а второй, «Тадеуш Костюшко» (SP-LАG, серийный №2505) получил регистрационный номер RA-86557 и готовится к передаче в парк «Патриот» в Энгельсе. Все номера самолетов заимствованы из их формуляров.
Чтобы исключить путаницу, отмечу, что под этим номером в Польше эксплуатировался еще один борт, на этот раз Ил-62М (SP-LBG, №4404), который потерпел катастрофу 9 мая 1987 года.
Регулярные пассажирские рейсы на Ил-62М в Аэрофлоте начались в январе 1974 года, но машины этого типа начали поступать в 8-ю акдон лишь с 1993 г. Ил-62М поступали из Московского территориального управления Гражданской авиации и 235-го летного отряда с регистрационными номерами: 86538, 86539, 86555, 86559, 86561, 86495-1, 86495-2 и 86496, включая пять машин с двигателями тягой по 11 000 кгс. Из них сформировали эскадрилью, а ее командир имел воинское звание (по штату) полковника.
Самым молодым самолетом в штате дивизии считается Ил-62М RA-86495 (серийный №58-3), ставший последним, 277-м экземпляром семейства Ил-62.
Следует заметить, что это второй Ил-62М с таким регистрационным номером. Дело в том, что в 2009-м на завод в Казани для ремонта перегнали машину, изготовленную в 1977 году. Его дефектация показала, что планер, несмотря на не полностью выработанный ресурс, был практически изношен. Выручило то, что на предприятии сохранился задел на три машины после прекращения серийного производства Ил-62М: два в пассажирском и один в салонном вариантах.
Тогда и появилось предложение собрать из имевшегося задела новый планер, использовав прежнюю начинку. Правда, часть оборудования пришлось также полностью заменить. Так в 2010 году на свет появился фактически новый самолет под старым регистрационным номером с назначенным ресурсом 35 000 часов или 20 лет эксплуатации. Машина выпущена в двухсалонном варианте с общим салоном на 110 пассажиров.
Для сравнения отмечу, что через правительственный 235-й летный отряд прошло 47 «илов». После небольшого налета их передавали в другие подразделения Гражданской авиации и ВВС.
Самолеты эскадрильи имели разные салоны, от обычного пассажирского до салона для первых лиц СССР и РФ, а также других государств.
Самолеты дивизии постоянно в работе. О всех миссиях не расскажешь, но некоторые фрагменты из их «биографий» привести можно.
Например, в канун нового 2008 года (26 декабря) самолет,
перевозивший из Москвы в Моздок около 100 военнослужащих, из-за отказа одного
из двигателей совершил вынужденную посадку в аэропорту Нижнего Новгорода.
13 июня 2011 года на Ил-62М эвакуировали из Йемена 175 человек с промежуточной
посадкой в Омане (Иордания) для
дозаправки топливом. Спустя четыре года, в первой половине апреля два Ил-62М
бывшей 8-й адон выполнили несколько рейсов в Йемен, вывезя оттуда не только
граждан РФ, включая дипломатов, но и иностранцев, в том числе, и граждан США.
Любопытно, но правительство США отказалось это сделать, объясняя, что их
граждане прибыли в Йемен по собственной инициативе, несмотря на предупреждения.
В 2019-м 21 октября Ил-62 привлекали для обеспечения перелета в Южно-Африканскую Республику двух стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Нередко «илам» дивизии приходится совершать полеты в Сирию.
Одна машина Ил-62МК RA-85467 с усиленным крылом до недавнего времени числилась в СЛО «Россия».
В середине ноября 2020 года вернулся в строй грузовой вариант авиалайнера Ил-62МГр, зарегистрированный как RA-86126. Самолет был построен 27 февраля 1992 года в пассажирском варианте и в следующем месяце состоялся его первый полет.
Обладателем этой машины стала авиакомпания «Ориент-Авиа», но прослужила она в ней недолго – с 1994-го по 1998-й годы. После трех лет хранения в аэропорту Домодедово самолет приобрело Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова. В 2003-м Ил-62М конвертировали в грузовой вариант.
С июня 2016 года самолет эксплуатировался в авиакомпании Manas Airways в Бишкеке под регистрационным номером EX-62001, но недолго. С 2017 года машина не летала и лишь спустя три года ей заинтересовалась белорусская авиакомпания Rada Airlines, зарегистрировавшая ее как EW-450TR.
Ил-62М состояли и на службе вооруженных сил зарубежных стран. Так, в ВВС ННА ГДР до 1991 года числились три борта, впоследствии оказавшиеся в Узбекистане под регистрационными номерами UK-86932, -86933 и -86934.