Фото на заставке — ©Вячеслав Тимофеев
В 1996 году, вслед за Московским авиационно-космическим салоном стартовал и «Гидроавиасалон». Надо сказать, что появился он не от хорошей жизни. Страна в те годы переживала трудные времена, и ведущие машиностроительные предприятия искали выход из экономического коллапса.
Дело в том, что гидроавиации с начала 1960-х годов уделялось в мире очень мало внимания, «на плаву» находились лишь компании, специализировавшиеся на легких амфибиях. Несмотря на успех амфибии «Каталина» американской фирмы «Консолидейтед», ряд других удачных конструкций, тяжелые гидросамолеты военные за рубежом старались обходить стороной.
Исключение составил лишь Советский Союз. Вслед за несколькими летающими лодкамии амфибиями с различными типами двигателей в ОКБ им. Г.М. Бериева создали уникальную машину А-40, по своим аэродинамическим характеристикам приближавшуюся к пассажирским авиалайнерам. Но, в начале 1990-х финансирование проекта прекратилось. ОКБ и серийный завод в Таганроге остались без заказов, хотя еще теплилась надежда использовать А-40 в качестве платформы для создания машин другого назначения, в частности, для поисково-спасательных работ. Одновременно в ОКБ предложили разработать несколько более легких машин, основными из которых стали пассажирская амфибия Бе-103 и противопожарная Бе-200.
Решая эти задачи, встал вопрос о демонстрации возможностей этих самолетов. Авиасалон в Жуковском, с его сухопутным аэродромом мало подходил для этой цели. Требовался гидроаэродром. Тогда и решили использовать готовую и очень удобную, к тому же, пустовавшую «площадку» Летно-испытательного центра ОКБ им. Бериева в Геленджике.
И вот, летом 1996 года в Геленджике состоялся первый авиасалон. Он сразу занял свое «место под солнцем». В том году на салоне демонстрировались патрульно-противолодочная амфибия А-40, летающая лаборатория Бе-12П-200, предназначенная для отработки технических решений для проектируемой противопожарной амфибии Бе-200, легкие многоцелевые амфибии Че-22 и Че-25 самарского КБ «Гидроплан», поплавковые гидросамолеты Че-15 и А-27, реплика амфибии Ш-2 В.Б. Шаврова. Помимо этого, на летном поле аэропорта Геленджик можно было познакомиться, в частности, с самолетами: патрульным Ан-72П, легким Ил-103, УТС Л-29, пассажирским Бе-32К, палубным истребителем МиГ-29К, вертолетами-амфибиями Ми-14 и другой техникой.
Ежедневно свое мастерство демонстрировали военные и гражданские летчики на истребителях МиГ-29К, МиГ-29УБ, Су-27П и Су-30.
Во время салона автору довелось совершить полет на Бе-12П-200 в паре с А-40, и, находясь в кабине штурмана, зафиксировать на пленку А-40 от взлета до посадки.
Все это происходило при огромном стечении журналистов со всего мира и, конечно же, представителей промышленности, разработчиков авиационной техники. Не обошлось и без острых моментов. Так А. Квочур, выполняя каскад фигур высшего пилотажа, вышел из петли на предельно малой высоте, над самой водой. Наблюдавший за этим полетом М.П. Симонов просто негодовал, но все обошлось и для летчика, и для самолета.