Обновлено 03.12.2019
Былое
Думаю, не ошибусь, если скажу, что самые крепкие и приятные воспоминания большинства людей связаны с детством. Мои ранние годы – это город Энгельс Саратовской области, где я прожил несколько лет до возвращения семьи в подмосковную Чкаловскую. Именно там, в Энгельсе сформировалось мое отношение к авиации, которой и посвятил всю жизнь.
Авиационная «биография» Энгельса началась в далекие 1930-е, когда на левом берегу Волги, напротив Саратова, основали школу военных летчиков. В годы Великой Отечественной здесь формировались новые авиаполки и готовились летные кадры ВВС. После войны организовали филиал Научно-испытательного института ВВС с дислокацией 4-го управления по испытанию авиационного вооружения. Тогда же аэродром стал главным для стратегической авиации.
Сегодня Энгельс, благодаря мосту, построенному в 1970-е годы, фактически слился с Саратовом, а тогда их соединяли лишь паромная переправа с курсировавшим колесным пароходом.
Так получилось, что встретиться с прошлым удалось лишь полвека спустя. Произошло это случайно. Однажды, после выхода книге о В.М. Мясищеве мне позвонил бывший штурман Дальней Авиации Сергей Петрович Мухин и пригласил в Энгельс. Устоять от этого было невозможно. Решение принято, и спустя несколько дней я отправился на встречу со своим прошлым.
Удивительно, но в старой части теперь уже бывшего военного городка мало что изменилось. По-прежнему на своем месте находились Дом офицеров, школа, здание филиала Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС, где служил мой отец. Правда, исчез деревянный ангар авиаремонтных мастерских, находившихся рядом с городком за забором из колючей проволоки, куда, несмотря на все запреты, я часто проникал, став завсегдатаем действующего аэродрома.
Ныне жителей и посетителей бывшего военного городка встречают, застывшие на постаментах самолеты Ту-16К-16 и Ту-22ПД, стела с имена улетевших в вечность героев прошлых лет и памятник Марине Расковой, сформировавшей в годы войны в Энгельсе три женских авиаполка. А на служебной территории находятся два музея: Дальней авиации и тыла.
Музей Дальней авиации
Рождение музея происходило в трудные 1990-е годы, когда под «нож» пустили еще способную летать авиационную технику. Коснулось это, прежде всего, самолетов семейства Ту-22, перелетевших из Белоруссии после ее обретения статуса суверенного государства, и топливозаправщиков 3МС-2.
Огромный вклад в создание и развитие музея внес (и продолжает это делать) его начальник Сергей Александрович Воронов (на фото внизу).
Первыми посетителей музея встречают ветераны Ан-2 и переоборудованный учебный класс для подготовки воздушных стрелков-радистов – Ан-24ВСР, который последние годы службы использовался в качестве транспортной машины. Ныне люди этой специальности встречаются лишь в экипажах самолетов Ил-76, Ту-95МС и завершающих свой жизненный цикл Ан-12. Чуть дальше на музейной стоянке можно увидеть еще один Ан-24ВСР.
Но самыми впечатляющими своими размерами экспонатами являются стратегический бомбардировщик–ракетоносец Ту-95К-22 и топливозаправщик 3МС-2.
Рядом с ними находится теперь уже не опасное ракетное и бомбовое вооружение, в частности крылатые ракеты КСР-2, использовавшееся на самолете Ту-16К-16, Х-20М и Х-22 с ракетоносцев Ту-95КД и Ту-95К-22,
Следом за ними на линейке боевых машин выстроились в ряд сверхзвуковой разведчик Ту-22РДМ, учебный Ту-22У, ракетоносец Ту-22КД и постановщик помех Ту-22ПД.
Несколько лет спустя на этой же линейке к ним присоединились вертолеты Ми-8Т и Ми-24В, а также учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ.
Напротив них сначала расположили учебно-боевые и транспортные самолеты: Л-29, Л-39С, УТИ МиГ-15 и рядом с ними застыл Ту-22М3, затем – Ан-24ВСР, Ан-12Б, Ту-134УБ-Л и Ту-134Ш.
Не менее впечатлительна экспозиция и в зале музея, перед которым установлен тренажер летчика самолета Ту-22. Там же можно увидеть катапультируемое кресло самолета 3МС-2, ракеты — крылатую Х-55 и аэробаллистическую Х-15, радиолокационную головку крылатой ракеты КСР-2, прицелы и стрелково-пушечное вооружение самолетов. Там же можно увидеть фрагмент немецкого истребителя Bf 109F-4 и многое другое.
В последние годы музейный фонд пополнился несколькими новыми экспонатами, в том числе — раритетным истребителем-перехватчиком Су-9.
Кроме того, очерк о музее будет дополнен детальными фото некоторых экспонатов. С полным перечнем экспонируемой в музее авиатехники можно ознакомиться ниже.
«АвиаМИР» выражает огромную благодарность
и признательность начальнику
Музея Дальней авиации в г. Энгельс
Сергею Александровичу Воронову
за помощь в подготовке этого очерка.
Дозаправка в воздухе
Спустя пять лет я вновь оказался в Энгельсе, на этот раз благодаря командиру 203 отдельного гвардейского авиационного Орловского полка самолетов-заправщиков полковнику Михаилу Борисовичу Максимову. Нам с ветераном этого полка Анатолием Николаевичем Байрошевским довелось совершить полет из Дягилево в Энгельс на самолете Ил-78 и стать свидетелями дозаправки ракетоносца-бомбардировщика Ту-95МС «Москва».
Зрелище, конечно, впечатляющее, а для пишущего человека – особенное. Огромная машина приближалась к заправщику очень медленно в кильватерном строю с правым пеленгом и, сблизившись с «Илом», со скольжением подходила к конусу. Еще мгновение и состоялся контакт. Стыковка была учебной без перекачки топлива, но напряжение у всех участников, особенно у пилотов Ту-95МС было высочайшее. После непродолжительного полета «в связке» ракетоносец отцепился и с покачиванием крыла лег на обратный курс.
На аэродроме в Энгельсе нас встретил заместитель командира 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка по воспитательной работе и организовал нам небольшую экскурсию, включая посещение Музея тыла.
К слову, Анатолий Николаевич Байрошевский участвовал в таких полетах неоднократно, и в один из них запечатлел дозаправку в воздухе стратегического ракетоносца Ту-160.
Музей тыла
Музей тыла на территории гарнизона обозначен одним из самых мощных колесных тягачей МАЗ-537, и это тоже достопримечательность города.
А рядом, около входа в музей, разместили целый арсенал из авиабомб различного калибра.
Из привлекших мое внимание экспонатов в объектив фотокамеры попало катапультируемое кресло самолета 3М, аэрофотоаппарат АФА-42, пушки АМ-23 с самолета 3М и Р-23 с Ту-22.
На противоположном берегу Волги раскинулся город Саратов, тоже насыщенный авиационными экспонатами. Но об этом — в другой раз.