Этот новейший региональный лайнер был одним из немногих представителей зарубежного авиапрома на прошедшем недавно московском авиасалоне МАКС-2019. На брифинге для журналистов по случаю его дебюта в нашей стране я познакомился с этой машиной вблизи. Теперь же хочу познакомить с ней и наших читателей.
Линейка узкофюзеляжных самолетов EMBRAER второго поколения (Е-2) получила неофициальное наименование «Охотник за прибылью» (Profit Hunter). Экономическая эффективность новых лайнеров, по утверждению разработчика, позволяют улучшить финансовые показатели авиационных пассажирских перевозки. За счет чего?
Конструктивные изменения
В некоторых источниках линейка машин Profit Hunter представлена как ремоторизированная версия «Эмбраеров» первого поколения. Это не так. Помимо силовой установки, самолет получил новые крыло и стабилизатор, электродистанционную систему управления последнего поколения, множество других новшеств. В ходе работы над вторым поколением было реализовано более тысячи предложений и пожеланий от эксплуатантов ранних E-Jet. Коих, кстати, по миру — более 130!
Двигатель
Е-2 оснащаются новейшими редукторными ТРДД серии PW1000G американской компании Pratt & Whitney. Новая силовая установка обеспечивает E195-E2 сниженный на более, чем 25% расход топлива (в расчете на одно пассажирское кресло).
Кроме того, на 60% снижен уровень шума на местности. А это не только комфорт, это еще и возможность дополнительного снижения эксплуатационных расходов на 2-3%. Во-первых, за счет более низких сборов за шум (да-да, на шуме тоже неплохо зарабатывают! 🙂 ). А, во-вторых, перепланировкой маршрутной сети и снижением количества запретов на полеты туда, куда первому поколению бразильских лайнеров путь был заказан.
Дополнительно можно заработать и на снижении выбросов вредных веществ. Выбросы окиси азота по стандарту CAEP/8 снижены на 35%. А выбросы CO2 — и вовсе вдвое: ~3,6 тн на самолет в год!
Несмотря на значительно большой диаметр двигателя в сравнении с предыдущим поколением E-Jet, расстояние от губы воздухозаборника до бетона осталось прежним.
Крыло
Но новейшие двигатели — далеко не единственное новшество, примененное во втором поколении E-Jet от EMBRAER. Так, лайнер получил абсолютно новое крыло, спроектированное специалистами компании.
Несмотря на перспективность использования композиционных материалов в конструкции крыла, бразильские инженеры все-таки выбрали традиционные решения и сделали крыло цельнометаллическим. В его конструкции используются легкие алюминиевые сплавы, на которые производитель получил несколько патентов.
Вице-президент Embraer Commercial Aviation по Европе, России и Центральной Азии г-н Мартин Холмс (Martin Holmes) в своем выступлении объяснил такое решение желанием минимизировать риски. А также совершенно иным циклом нагрузок на крыло в сравнении, скажем, с дальнемагистральными самолетами. Все-таки, региональный самолет в течение суток делает значительно больше взлетов-посадок.
В отличие от аналогичного канадского (а теперь уже — европейского) самолета CS-series (Airbus 220), бразильский Е-2 имеет свое крыло для каждого из вариантов лайнера. Модель Е175-Е2 (вмещает до 90 пассажирских кресел) снабжено крылом с размахом 31,4 м и площадью 82 м2. Более вместительный Е190-Е2 (до 114 кресел) оснащается удлиненным до 33,7 м крылом с площадью 130 м2. Самый вместительный Е195-Е2 (который присутствовал на МАКСе) имеет размах крыла 35,1 м2при одинаковой с Е190 площади. Таким образом достигаются оптимизированные показатели удельной нагрузки на крыло и — как следствие — топливной эффективности самолета.
Крыло Е-2 имеет самое большое удлинение в своем классе: 12 на моделях Е175 и Е195, и 11 — на Е190.
Для справки: увеличение удлинения крыла существенно влияет на снижение индуктивного сопротивления, а, значит, и на улучшение показателей экономичности.
Улучшенная взлетно-посадочная механизация крыла (предкрылки и закрылки) вкупе с высокой тяговоруженностью обеспечивают «Охотнику за прибылью» замечательные характеристики взлета и посадки. Так, потребная длина полосы для взлета при максимальной взлетной массе, в стандартных условиях атмосферы и работе двигателей оставляет всего 1805 м. Для посадки в таких же условиях (при макс. посадочной массе) достаточно 1290 м.
Стабилизатор
Горизонтальное оперение тоже перепроектировано заново и имеет меньшую площадь в сравнении с самолетами первого поколения. Это снизило балансировочное сопротивление, что повлекло улучшение топливной эффективности. А вкупе с улучшенной электродистанционной системой управления самолетом такое решение также снижает массу планера при сохранении необходимой эффективности рулей высоты.
Киль самолета сохранил свои размеры только благодаря использованию новой системы управления. Ибо, без нее значительно возросшая масса планера потребовала бы гораздо большей площади киля и руля поворота.
На новом Е-2 используется электродистационная система управления FLY-BY-WIRE 4-го поколения. Она снижает общую массу конструкции, обеспечивает улучшение устойчивости и управляемости на всех режимах полета, тем самым увеличивая его безопасность. И, в конечном итоге, также приводит к улучшению топливной экономичности.
Шасси
Основные стойки шасси «Охотника за прибылью» также претерпели существенные изменения. Во-первых, теперь ниши основного шасси в убранном положении полностью закрыты створками. Это, понятно, снижает аэродинамическое сопротивление и опять же повышает топливную эффективность. А, во-вторых, изменение конструкции стоек привело к смещению их назад относительно центра тяжести самолета и увеличению базы шасси. Что благоприятно сказалось на стояночной центровке.
Изменение конструкции основных стоек улучшило и эксплуатационную технологичность машины. Теперь их выносные амортизаторы можно менять без вывешивания самолета на гидроподъемниках (относительно трудоемкое мероприятие, надо заметить). Это существенно ускоряет процесс, снижает трудозатраты и облегчает работу техническому персоналу. Правда, разработчик утверждает, что и менять их теперь из-за негерметичности придется гораздо реже: поработали и над этим вопросом.
В салоне
Салон для регионального самолета, без преувеличения, просторный. 4 довольно широких кресла в ряду и вполне приличный по ширине проход — вот характерные преимущества E-Jet второго поколения. Багажные полки теперь вмещают ровно столько ручной клади, сколько по стандарту IATA может взять с собой в кабину каждый пассажир.
В салоне первого класса использовано очень интересное компоновочное решение: пассажирские кресла установлены в шахматном порядке.
Пассажир в таком кресле получает максимум комфорта и «индивидуальности» своего нахождения в салоне.
Салон экономического класса, конечно, более демократичен. Но и в нем пассажиры чувствуют себя очень комфортно. Для этого салона предлагаются два вида кресел, один из которых снабжен специальными подголовниками с отклоняющимися «ушами»-боковинами. Крайне удобное новшество, если вы задремали в полете! К слову, по утверждению коллег, уже вкусивших всю прелесть полета в новом лайнере, салон реально очень тихий, что вполне располагает ко сну. Так что»ограничители головы» в заголовнике весьма кстати!
В двухклассной компоновке салон вмещает 120 пассажиров: 12 в бизнес-классе и 108 — в эконом (с шагом кресел 31′). В одноклассной компоновке, в зависимости от шага кресел (варьируется от 31′ до 28′), вместимость салона — от 136 до 146 пассажиров.
Каждое пассажирское место оборудовано индивидуальным блоком освещения и вентиляции. В Е2 не надо задевать рукой голову соседа по ряду, чтобы отрегулировать себе вентилятор.
Пассажирский салон оборудован многофункциональной кухней.
Достаточно просторным показался санузел. Похоже, на нем не экономили милиметры, чтобы втиснуть в салон еще один ряд кресел.
В кабине
В кабину было не пробиться. Постоянные посетители, скорее всего — из числа потенциальных покупателей оттуда практически не выходили. Вероятно, обсуждая особенности техники пилотирования и летной эксплуатации нового поколения E-Jet в целом. Не будем им мешать!
Лишь на секунду заглянем в это святое место, чтобы оценить эргономику рабочих мест пилотов. По-моему, она достаточно высока! Четыре огромных МФИ и практически полное отсутствие резервных «будильников».
В целом, «Охотник за прибылью» производит очень и очень приятные впечатления. Высокая культура производства и обработки поверхностей (поверьте на слово авиационному инженеру!) вызывает полнейшее удовлетворение. Светлый и просторный салон — желание полететь на нем хоть куда. А экономические показатели наверняка по достоинству оценят и эксплуатанты первого поколения E-Jet, и новые авиакомпании.
Полагаю, самолет «пошёл». На сегодняшний день заказаны уже более полутора сотен лайнеров представленной на МАКСе модели. А 12 сентября т.г. стартовый заказчик — бразильская авиакомпания Azul Airlines получила первый E195 E-2 из своего заказа в 51 самолет. «Идет процесс» и у менее вместительного Е190 Е-2. Как говорится, в добрый час!
P.S. Для авиамоделистов уже готова галерея подробнейших изображений E195 E-2.