«Москва» идет на контакт
Думаю, не ошибусь если скажу, что для ветеранов — авиаторов по призванию любое посещение аэродрома вызывает ностальгию. Однажды на МАКСе встретил приятеля. В это время на стоянку заруливал самолет и, не успел я поздороваться с Владимиром Семеновичем, как услышал:
— Керосинчиком пахнет, родной запах.
В другой раз, прилетев в Моздок на общественное мероприятие, я вместе с ветеранами Дальней авиации спускался по стремянке, и вдруг услышал призыв одного из них, обращенный к своему сослуживцу:
— Целуй бетон родной «пристани».
И это не единичные случаи; авиация стала для многих смыслом жизни.
То же самое происходит и со мной, когда появляется хоть малейшая возможность подлетнуть. Поэтому вполне естественно, что отказаться от неожиданного предложения слетать танкере Ил-78 на дозаправку топливом было невозможно. Инициатором этого полета был ветеран Дальней авиации Анатолий Николаевич Байрошевский. Очень общительный и инициативный человек. Во время службы в Дальней авиации ему неоднократно доводилось выполнять ответственные, важные для обороны страны задания. В частности, разведывательный полет на поиски американского авианосца «Индепенденс» (Independence) в Атлантике, участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле, а также — в полете, едва не закончившемся трагедией, при попытке установить мировой рекорд дальности полета на бомбардировщике 3М.
Вылет на дозаправку назначили на полдень. Прогуливаясь по аэродрому в ожидании машины, увидел вдалеке Ан-12. Не смог утерпеть и, оглянувшись по сторонам, «схулиганил», поймав транспортник в объектив. Затем «подцепил» Ту-22М-3 и в завершение — приземлившийся Ту-95МС. На этом фотоохота и закончилась, т.к. к самолету подъехал экипаж.
Полет к месту встречи с ракетоносцем Ту-95МС затянулся почти на два часа. Объект появился со стороны кормы и очень медленно сближался с самолетом-заправщиком. Надо сказать, что в этот раз перелив топлива не предполагался. Экипаж «девяносто пятого» отрабатывал лишь стыковку с конусом, скажем так – сухой контакт.
Ракетоносец подошел к Ил-78 с правым пеленгом и, опять же, очень медленно со скольжением сближался с заправочным конусом, выпущенным из УПАЗа, установленного на фюзеляже.
И хотя «дозаправка» учебная, чувствовалось, что экипаж «девяносто пятого» попотел, ювелирными движениями штурвала и педалей нацеливая штангу топливоприемника тяжелой машины в чрево конуса.
Ту-95МС в кильваторном строю сближается с самолетом-заправщиком
Вот уже головка топливоприемника скрылась за переплетением конуса. Мгновение – есть контакт!
Совместный полет продолжался недолго, и командир ракетоносца, отцепившись от конуса, вновь пошел на контакт. И снова удачно.
Повторные сцепка и расцепка
Жалко только, что объектив фотокамеры не смог запечатлеть лиц пилотов: мешали переплеты фонаря.
Мы приземлились на аэродроме Дальней авиации, когда на землю опускались сумерки. Обратный полет протекал быстрее. Да и экипаж так спешил домой, что пришлось ужинать бортовым пайком.
«Валентин Близнюк»
Спустя год Анатолий Николаевич совершил еще один полет на Ил-78 теперь уже на дозаправку стратегического ракетоносца Ту-160 «Валентин Близнюк». И, находясь рядом с оператором дозаправки, сделал серию фотографий. На этот раз самолет шел на сближение строго в кильваторном строю.
Ту-160 «Валентин Близнюк» идет на контакт. Фото А.Н. Байрошевского
В заключении — огромная благодарность командиру 203-го отдельного гвардейского авиационного Орловского полка самолетов-заправщиков полковнику Михаилу Борисовичу Максимову, без содействия которого эти полеты вряд ли бы состоялись.