5
(1)

Каких только «чудес» не увидишь на секретных аэродромах страны. В начале 1970-х в Ахтубинске на самой дальней стоянке моему взору открылся Ту-16, фюзеляж которого был увешан авиабомбами небольшого калибра. А начале 1960-х (это уже из архивных документов) проходил испытания доработанный самолет Ту-16П «Автострада» с противорадиолокационными ракетами РПЗ-59 с дипольными отражателями, предназначенными для защиты самолетов, идущих в плотных боевых порядках.

Ту-16П «Автострада» с ракетами РПЗ-59, размещенными в грузовом отсеке самолета

Это изделие было разработано в ОКБ-134 под руководством И.И. Торопова на базе ракеты РС-2-У класса «воздух-воздух».

Ракета РПЗ-59

Дело в том, что в те годы иных средств защиты самолетов в передней полусфере от самонаводящихся ракет с радиолокационным наведением класса «воздух-воздух» еще не было. Надо сказать, что эта проблема еще долго стояла перед конструкторами и в конце 1960-х даже пытались для этого приспособить крупнокалиберные авиационные пушки.

Но вернемся к ракете. На РПЗ-59, как и на РС-2-У сопла твердотопливного реактивного двигателя располагались по бокам ее корпуса. Система наведения со штырьевой антенной системы наведения, расположенной в ее хвостовой части, была не нужна, и на ее месте разместили отсек дипольных отражателей. Выбрасывавшиеся отражатели образовывали облако, защищавшее самолет от ракет и радиолокационных прицелов противника.

Ракета РПЗ-59 с отстыкованным хвостовым отсеком с дипольными отражателями

Рассматривались два варианта размещения РПЗ-59, как в грузовом отсеке носителя, так и под крылом. В грузовом отсеке допускалась подвеска шести таких изделий на держателе ДПУ-РПЗ, а под крылом – до 12 РПЗ-59.

Держатели ДПУ-РПЗ в грузовом отсеке Ту-16П «Автострада»
Пусковое устройство ракеы П.8700-10

Испытания первого варианта системы, проведенные в начале 1960-х, показали, что из-за интерференции с самолетом возникала вероятность соударения ракет о фюзеляж, да и возмущения на них были столь велики, что из-за них неуправляемые снаряды уходили в стороны.

Тогда пошли по другому пути, разместив 12 РПЗ-59 под крылом. Эта система противорадиолокационной защиты самолетов получила обозначение «Пилон». В 1972 году под РПЗ-59 оборудовали несколько Ту-16П, но широкого распространения они не получили.

Имитаторы П.9500 установленные на пусковые устройства держателя, для проверки электроцепей пуска блокировки и сигнализации наличия ракет РПЗ-59
Проверка электросхемы управления пуском и аварийным сбрасыванием ракет РПЗ-59 на самолете Ту-16П с помощью пульта П.9590
Транспортировка ракет на тележках
Подвеска ракет с помощью лебедки
РПЗ-59 на пусковых устройствах под крылом Ту-16П
Самолет-носитель Ту-16П. Вид сбоку
Самолет-носитель Ту-16П подвешенными РПЗ-59

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?