Каких только «чудес» не увидишь на секретных аэродромах страны. В начале 1970-х в Ахтубинске на самой дальней стоянке моему взору открылся Ту-16, фюзеляж которого был увешан авиабомбами небольшого калибра. А начале 1960-х (это уже из архивных документов) проходил испытания доработанный самолет Ту-16П «Автострада» с противорадиолокационными ракетами РПЗ-59 с дипольными отражателями, предназначенными для защиты самолетов, идущих в плотных боевых порядках.
Это изделие было разработано в ОКБ-134 под руководством И.И. Торопова на базе ракеты РС-2-У класса «воздух-воздух».
Дело в том, что в те годы иных средств защиты самолетов в передней полусфере от самонаводящихся ракет с радиолокационным наведением класса «воздух-воздух» еще не было. Надо сказать, что эта проблема еще долго стояла перед конструкторами и в конце 1960-х даже пытались для этого приспособить крупнокалиберные авиационные пушки.
Но вернемся к ракете. На РПЗ-59, как и на РС-2-У сопла твердотопливного реактивного двигателя располагались по бокам ее корпуса. Система наведения со штырьевой антенной системы наведения, расположенной в ее хвостовой части, была не нужна, и на ее месте разместили отсек дипольных отражателей. Выбрасывавшиеся отражатели образовывали облако, защищавшее самолет от ракет и радиолокационных прицелов противника.
Рассматривались два варианта размещения РПЗ-59, как в грузовом отсеке носителя, так и под крылом. В грузовом отсеке допускалась подвеска шести таких изделий на держателе ДПУ-РПЗ, а под крылом – до 12 РПЗ-59.
Испытания первого варианта системы, проведенные в начале 1960-х, показали, что из-за интерференции с самолетом возникала вероятность соударения ракет о фюзеляж, да и возмущения на них были столь велики, что из-за них неуправляемые снаряды уходили в стороны.
Тогда пошли по другому пути, разместив 12 РПЗ-59 под крылом. Эта система противорадиолокационной защиты самолетов получила обозначение «Пилон». В 1972 году под РПЗ-59 оборудовали несколько Ту-16П, но широкого распространения они не получили.