Примерно в 40 км от центра Пекина расположился главный авиационный музей страны, официально именуемый как «Музей авиации ВВС». Экспозиция музея насчитывает более 200 летательный аппаратов, а также значительное количество других экспонатов, рассказывающих о зарождении, становлении и сегодняшнем дне авиации (в основном, военной) КНР.
Музей расположился на территории бывшей авиабазы, у подножья горы Сяо Тан (XiaoTangShan). Часть экспозиции размещена в U-образном тоннеле, в прежние годы служившим укрытием для авиатехники. Нечто подобное я видел в Северной Корее и скажу, что скрытый в толще горной породы авиационный полк со всей инфраструктурой и личным составом производит неизгладимое впечатление.
Музей этот — довольно молодой. Для широкой публики он был открыт 11 ноября 1989 г., в 40-ю годовщину образования ВВС НОАК. Многочисленная авиатехника китайских военно-воздушных сил — основа экспозиции. Такого количества теперь уже исторических советских самолетов вы не увидите нигде, даже в России (хотя, казалось бы…). Тем более, практически в их первозданном виде, несмотря на возраст. А уж об их китайских модификациях и говорить нечего. Пожалуй, только здесь…
Однако, экспозиция музея не ограничивается оригиналами и всевозможными модификациями советской авиатехники. Здесь приличное количество образцов других конструкторских школ. Многие из них попали в страну в качестве трофеев Второй Мировой, корейской и вьетнамской войн.
На входе посетителей встречает линейка транспортных и пассажирских лайнеров. В том числе — один из многочисленных в музее Ли-2 и английский Vickers Viscount 843.
Определенный недостаток разнообразия представленных моделей (здесь по части разнообразия, конечно, не Монино и не Райт-Паттерсон) компенсируется их количеством и модификациями. Особенно, что касается самолетов тактической авиации. Есть вариации и по окраске (белый, серебристый, камуфлированный).
Здесь не обходится, конечно, без скульптурных композиций и архитектурным форм, свойственных социалистическим странам.
В главном корпусе музея
Экспозицию главного корпуса, посвященного истории ВВС НОАК открывает МиГ-15бис — участник Корейской войны. На этом истребителе воевал китайский ас Ван Хай (Wang Hai). На его счету 9 подбитых самолетов противника.
Советские пикирующие бомбардировщики Ту-2 долгое время находились на вооружении ВВС НОАК. Самолет использовался не только по прямому назначению, но и как разведчик и связной. Самолеты данного типа были окончательно выведены из состава ВВС Китая только в 1982 г.
Ил-10, наряду с Ту-2, принимали активное участие в Корейской войне. В музее выставлены три такие машины, в том числе — редчайший учебно-тренировочный Ил-10УТИ.
Shenyang J-6 — лицензионная копия советского МиГ-19С. Долгое время был одним из основных типов фронтовых истребителей китайских ВВС. По данным globalsecurity.org, в 2005 г. в Китае на вооружении находились еще 500 машин данного типа. Поставлялся на экспорт во многие страны.
Chengdu J-7I — китайский клон МиГ-21Ф-13 с двумя 30-мм пушками.
Основу воздушного компонента стратегических ядерных сил КНР по-прежнему составляют лицензионные копии бомбардировщиков Ту-16 под обозначением Xian H-6. В музее демонстрируются муляжи спецбоеприпасов большой мощности ВВС НОАК с имитацией их подвески в бомбоотсек носителя.
Как видите, экспонаты в этом зале расположены довольно скученно. Под H-6 можно заметить Норт Америкэн Р-51 «Мустанг» и многоцелевой японский Tachikawa Ki-36.
Ударный Nanchang Q-5 на основе советского МиГ-19. Это первый боевой самолет национальной разработки, дошедший до серийного производства. Штурмовик активно поставлялся на экспорт и до сих пор состоит на вооружении некоторых стран. В Китае снят с вооружения совсем недавно, в 2017 г.
Первый опытный образец китайского истребителя 3-го поколения (поколение соответствует общепринятому 4-му) Chengdu J-10.
Прототип двухместного варианта истребителя J-10 — Chengdu J-10S.
Еще одна китайская разработка — двухместный фронтовой бомбардировщик Xian JH-7A «Летающий леопард». В последние годы самолет можно видеть на международных соревнованиях «Авиадартс».
Рядом с «Летающим леопардом» примостился истребитель-перехватчик Shenyang J-8II — глубокая модернизация более раннего J-8, с которым мы уже познакомились на открытой статической экспозиции.
Над самолетами величественно возвышается китайский вариант советского транспортного вертолета Ми-4 — Harbin Z-5. Машина имеет несколько удлиненный фюзеляж и дополнительные топливные баки.
Реплика американского биплана Vought 65-C1 «Lenin». Несколько таких самолетов были закуплены в США в середине 30-х гг. Над бипланом можно увидеть беспилотный разведчик «китайской разработки» (на основе американского БПЛА AQM-34N Firebee ) WZ-5. Мы его еще увидим поближе.
Статическая экспозиция на открытом воздухе
Теперь осмотрим многочисленную статику снаружи. Вот многоцелевой самолет-амфибия Harbin SH-5. В период 1984-85 гг. были построены 7 таких машин.
За амфибий размещен довольно необычный Douglas DC-8-21. Это офтальмологический летающий госпиталь, переданный музею в 1997 г. Тремя годами ранее самолет был презентован правительству Китая и использовался по прямому назначению, возвращая людям нормальное зрение.
Дальний бомбардировщик Xian H-6А. На вооружении ВВС НОАК, по данным FlightGlobal, продолжают оставаться 120 самолетов такого типа. Правда, уже глубоко модернизированных.
Модернизированный советский Ту-4 (клон американского В-29) с турбовинтовыми двигателями АИ-20К и некоторыми другими новшествами в сравнении с оригиналом. Проведенный апгрейд позволял этому довольно архаичному самолету оставаться на вооружении ВВС Китая вплоть до 1988 г.!
Беспилотный разведчик WZ-5 под крылом самолета-носителя Ту-4. После списания Ту-4 в носитель WZ-5 переоборудовали транспортный Shaanxi Y-8E (клон Ан-12).
Попытка создания собственного самолета ДРЛО носила наименование KJ-1 AEWC. Единственный переоборудованный для этой цели Ту-4 является экспонатом музея.
Нелицензионный клон советского фронтового бомбардировщика Ил-28 носил в Китае обозначение Harbin H-5. За годы серийного производства авиазавод в Харбине выпустил около двух тысяч таких машин в нескольких модификациях.
Один из четырех сохранившихся в мире советских гидросамолетов Бе-6. Ремоторизированная китайская версия именуется Qing-6. Интересно, что специально для этой летающей лодки на территории музея был создан этот водоем.
В различных версиях МиГ-15, МиГ-17 и их китайских собратьев экспозиция музея явно недостатка не испытывает. Причем, все они в таком состоянии, словно вчера с завода.
Замечу, что в последние годы музей сделал качественный рывок в вопросе состояния экспонатов. Современный внешний вид резко контрастирует с запечатленным на снимках 8-10-летней давности.
В музее представлены не только боевые машины. Значительную часть экспозиции составляют транспортные Ан-24 различных модификаций (в т.ч. их китайские копии Y-7) и самолеты специального назначения на их основе (Ан-26, Ан-30).
Есть здесь и Ан-12, клонированный в Китае под обозначением Y-8.
А это английский HS.121 Trident, проложивший дорогу компоновочной схеме с тремя двигателями в хвостовой части фюзеляжа в начале 60-х гг. Почти два десятка таких машин в нескольких модификациях использовались ВВС НОАК в качестве военно-транспортных.
Советский Ил-18Д Администрации гражданской авиации КНР. Есть в музее и личный Ил-18В Мао Дзедуна.
В экспозиции присутствует пара пассажирских Ту-124В. Подчеркну еще раз: в прекрасном состоянии, естественных цветах окраски и идеальной чистоте…
Белую зависть вызывает состояние и нескольких транспортных Ил-12 из экспозиции музея.
Легкие транспортные Harbin Y-11 и Y-12 национальной разработки и канадский DHC-2 Beaver посередине.
Ли-2 продолжал находиться на вооружении ВВС Китая до середины 90-х гг.
Есть в музее и американские транспортные машины — вот этот Convair CV-240….
… и Curtiss C-46A Commando.
Красавец Ил-62 когда-то перевозил первых лиц государства.
Музей располагает обширной экспозицией техники ПВО. По центру, устремленный в небо легкий перехватчик Nanchang J-12 — попытка китайских конструкторов создать самолет короткого взлета, способный действовать из засад.
В толще горной породы
Вход в экспозиционный зал, когда-то служивший укрытием для истребителей, теперь мало напоминает военный объект. К тому же, он платный.
Экспозиция начинается кратким рассказом о главных вехах в истории авиастроения КНР.
И первой вехой становления китайского авиапрома стала организация производства учебно-тренировочного Як-18. Авиазавод в Няньчане осваивал ремонт этих «летающих парт» с 1951 г., а тремя годами позже перешел уже на полномасштабное производство «Яков» для нужд страны.
Модель JH-7 для продувки в аэродинамической трубе.
Плод китайско-пакистанского авиастроительного сотрудничества — многоцелевой истребитель JF-17 Thunder (китайской обозначение — FC-1). В основе проекта — глубочайшая модернизация все того же J-7 (клона МиГ-21). И российский двигатель РД-93… Сейчас этот самолет активно предлагается некоторым странам Восточной Европы для замены МиГ-21.
Несколько перспективных снимков рукотворной пещеры и ее нынешних «обитателей».
Как видите, «модельный ряд» здесь довольно разнообразный. Ближе к нам реплика легендарного И-16. За ним — американский Curtiss P-40 Warhawk.
Следующий экспонат — реплика знаменитого английского многоцелевого самолета «Москито». С этого ракурса он мне чем-то щербаковский Ще-2 напоминает.
Еще один представитель авиации туманного Альбиона — истребитель Supermarine Spitfire XVI, один из лучших боевых самолетов Второй Мировой войны.
Китайская спарка на базе МиГ-17 — Shenyang JJ-5. На заводе в Ченгду были построены около 1100 таких самолетов, в том числе — на экспорт. Начиная с 1962 г. и до середины 80-х гг. пилотажная группа ВВС НОАК «Первое августа» демонстрировала свое летное мастерство именно на этих машинах. Представленный здесь JJ-5 — как раз в «мундире» пилотажников.
Лицензионный Canadair CL-13B Sabre 6 ВВС Пакистана.
Присутствуют в экспозиции и американские истребители Northrop F-5A Freedom Fighter (на фото) и F-5E Tiger II.
МиГ-23МС ВВС Египта.
В отличие от предыдущего экспоната, встретить в авиамузеях британский бомбардировщик «Канберра» удается нечасто. Перед нами учебно-тренировочный English Electric Canberra T.4. Об истории создания этого самолета можно прочитать здесь.
На выходе из тоннеля гостей музея встречают многочисленные модификации боевых и учебных самолетов, созданных в Китае на основе советских машин.
Но первыми на глаза попадается эта пара красавцев J-8I.
Chengdu J-7 (в облике легко угадывается МиГ-21Ф-13)…
…. и его «современное прочтение» (современное относительно, конечно) с каплевидным фонарем, пятью узлами подвески и западной (Великобритания) авионикой — J-7M.
Один из многочисленных в экспозиции штурмовиков Q-5.
Кто-то может посетовать на некоторое однообразие экспонатов. А по мне — лучше так, чем догнивающие на задворках наших аэродромов сотни машин, еще недавно вызывавших гордость у своих и зависть у чужих.
Завершает нашу экскурсию «китайское прочтение» темы Як-18, учебно тренировочные Nanchang CJ-6. Более двух тысяч таких машин было выпущено в КНР, многие из них продолжают эксплуатироваться до сих пор.
В музее еще много интересных экспонатов и, полагаю, времени его работы с 8 до 17.30 — как раз, чтобы все подробно осмотреть и запечатлеть. Так что, если будете в Пекине («Вы не были на Таити?» 🙂 ), обязательно посетите этот музей.
4 комментария
Игорь Михелевич
В курсе. Там ремонт вроде бы, в ноябре обещали открыть. А Ту-16 (Н-6) б/н 20210 «красный» там и раньше стоял на входе.
Андрей
В настоящее время главный корпус музея закрыт, большинство самолётов из него, включая Ту-16, перемещены в музей армии КНР, расположенный в центре Пекина.
Игорь Михелевич
Благодарим за добрый отзыв!
Иван Егорович
Очень познавательно! Спасибо!