Калининградская область традиционно, и по праву, считается морским регионом. Главная база и штаб Балтийского флота, морские порты, судостроительные и судоремонтные предприятия, профильные образовательные учреждения. «Тема» авиации в ее нынешнем виде в регионе достаточно вялая.
Но так было не всегда. Мощнейшая группировка боевой авиации, Калининградское военное авиационно-техническое училище, собственный авиаотряд ГА, со временем превратившийся в региональную авиакомпанию (ныне почившую в Бозе), замечательная школа младших специалистов и прапорщиков в Пионерском, там же — аэроклуб ДОСААФ с планерной и парашютной секциями, ещё один аэроклуб в Калининграде, подразделение сельхозавиации, вертолеты промысловой разведки. Список можно продолжать…
Аэродром, которого больше нет
Продолжаем список 🙂 . Старейший в Европе гражданский аэропорт Девау, построенный в 1918 — 1921 гг., ставший после окончания Великой Отечественной войны колыбелью всей гражданской авиации Калининградской области. Здесь уже в октябре 1945 г. начала функционировать ежедневная почтово-пассажирская авиалиния Москва-Кёнигсберг-Берлин. И ещё в 70-е годы Девау продолжал принимать пассажирские рейсы, выполнявшиеся на поршневых Ил-14 (Калининград-Лиепая-Рига, до марта 1973 г.) и Ан-2 (Калининград-Клайпеда, в 1974 — 1977 гг.). В настоящее время его окрестности отданы на откуп многочисленным застройщикам, а на самом летном поле планируется обустроить ландшафтный парк. Блажен, кто верует, как говорится…
Последним мероприятием, когда в Девау садились и взлетали самолеты стал авиационно-спортивный праздник в августе 2018 г. Региональный ДОСААФ и ассоциация АОПА-Россия вместе с Администрацией Калининграда тогда вывернулись, что называется, наизнанку, чтобы не сорвать мероприятие и провести его достойно. Повторяться не буду, подробности этого свалившегося на калининградцев счастья и равнодушие власть предержащих — по ссылочке выше.
Раз уж мы заговорили о Девау, его довоенный вид, кроме немногочисленных фото в Интернете, можно увидеть в виде детального макета в Музее истории и архитектуры Кёнигсберга, который расположен в курортном Зеленоградске. Поверьте: и макет, и сам музей того стоят.
Послевоенный вид аэродрома, конечно, отличался от вышеприведенного. Насколько я помню, зал регистрации пассажиров располагался по соседству в жилом здании на первом этаже. Один из огромных ангаров был разобран, и его фермы — перекрытия планировалось использовать при строительстве Дворца спорта «Юность» в центре города. Там целая история с этими фермами, но к теме экскурсии она не относится.
С 1985 г. на территории аэродрома базировался аэроклуб ДОСААФ — РОСТО — ДОСААФ (названия в хронологическом порядке.) В те времена жизнь на аэродроме вообще, что называется, кипела. Жёлтые Ан-2 активно трудились на авиахимработах (к слову, площадки для них были разбросаны по всей области), к перрону по грунтовой рулежке деловито заруливал «лайнер» Ил-14, прибывший из Риги. Здесь же базировались вертолеты (Ка-15, поплавковый Ми-1, Ка-26 с баллонетами — все это в разные годы), обеспечивавшие промысел нашим рыбакам на просторах Мирового океана. Но не только…
Девау использовался и военными, здесь в период с 1956 г. по 1971 г. базировался 263-й отдельный транспортный авиационный полк (отап) авиации Балтфлота на самолетах Ли-2. Позже, с перевооружением на новую технику (Ан-24Т, Ан-12 и позже — Ан-26 и Ту-134АК) 263-й отап передислоцировали в Храброво.
Ли-2 в Храброво
И вот наша виртуальная экскурсия плавно подходит к первому авиапамятнику. Только не пугайтесь, пожалуйста 🙂 Это то, что частично осталось от военно-транспортного Ли-2 из состава 263-го отап. Долгое время легендарный самолет, установленный на постамент, украшал вход в Дом офицеров гарнизона Храброво. Со временем годы, погода и местная ребятня «сделали свое черное дело». К тому же, полк в 1995 г. был сокращен до отдельной эскадрильи, да и кому в те годы было до памятников, когда месяцами люди денежного довольствия не видели?
Израненный раритет взялся восстановить и установить перед зданием терминала местный аэропорт, расположенный с другой стороны аэродрома. Как раз в это время шла активная реконструкция аэропортовой инфраструктуры в связи с приближающимся Чемпионатом мира по футболу. Самолет сняли с постамента и, демонтировав консоли крыла, перевезли на «задний двор» аэропорта.
Но «кавалерийский наскок» не случился. Техническое состояние планера оказалось значительно хуже предполагаемого, соответственно, возросли сроки и потенциальные затраты на реставрацию. Тема, в контексте украшательства предтерминальной площади, угасла; перед мундиалем руководству аэропорта было не до того.
На мой взгляд, более логичным для аэропорта стала бы реставрация некогда принадлежавшего Калининградскому авиаотряду Ту-134А, уже длительное время использующегося в качестве тренажёра для СПАСОП и силовиков. Вот уж действительно «рабочая лошадка» отряда и позже — образованной на его базе авиакомпании «КалининградАвиа», переименованной далее в «КД-Авиа», достойная постамента! С 1971 года Ту-134 трудились на авиалиниях средней протяженности из Калининграда. Первый же «собственный» Ту-134А появился в Храброво в самом конце 1976 г. И уже 1 января наступившего 1977-го борт СССР-65019 совершил первый полет по маршруту Калининград — Москва. Эксплуатация 134-х завершилась калининградской авиакомпанией в июне 2005 г. Таким образом, ближнемагистральный лайнер верой и правдой прослужил региону без малого 30 лет! Полагаю, оставшийся в Храброво самолет заслужил лучшей участи, чем быть регулярно заливаемым водой и пеной и расстреливаемым, пусть и виртуально, спецназами…
Вернемся же к Ли-2. Будем надеяться, что его история не закончилась. Руководитель Гвардейского аэроклуба, военный летчик в запасе и большой энтузиаст авиации В.А. Соломатин полон решимости восстановить раритет. Тем более, что консоли крыла уже находятся в мастерских аэроклуба. И опыт реставрации у его работников имеется.
МиГ-15 в Борском
Некоторое время назад исключительно на энтузиазме Владимира Анатольевича (Соломатина) и группы сподвижников был восстановлен полуразрушенный МиГ-15, ранее находившийся на территории школы авиамехаников (в/ч 40790) в прибрежном Пионерске. К слову, в прошлом немецкий аэродром Нойкурен, на котором располагалась школа, знаменит тем, что на нем с сентября 1946 г. и по февраль 1953 г. дислоцировался знаменитый 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк ВВС ВМФ, экипажи которого в августе 1941 г. первыми бомбили Берлин.
В ходе реставрации на фюзеляже проявились 5 звезд, знаменовавшие в наших ВВС воздушные победы. Поскольку в советской военной авиации вольница с нанесением бортовой живописи, мягко говоря, не приветствовалась, с высокой долей уверенности можно утверждать, что звезды эти — боевые. МиГ-15 активно применялись во время Корейской войны, возможно, этирезультаты побед — оттуда.
Ну, а знаменитая фраза «Будем жить» на постаменте и бортовая живопись в стиле героев к/ф «В бой идут одни старики» — это дань уважения поколению авиаторов, внесших неоценимый вклад в Победу над фашистской Германией.
Черняховск
Бывший немецкий военный аэродром Инстербург, расположенный на окраине этого города, был занят советскими войсками 22 января 1945 г. в ходе Восточно-Прусской операции. Сразу после этого и по настоящее время он используется отечественной военной авиацией.
Так, с 1968 г. на аэродроме стали базироваться штаб и два из трех полков 132-й бомбардировочной дивизии 15-й воздушной армии: 4-й гвардейский бомбардировочный Новгородский и 63-й Краснознаменный бомбардировочный Керченский авиационные полки.
В память об этих прославленных частях на аэродроме, с противоположных сторон от ВПП, расположены монументы. Со стороны, где базировался 63-й бап, установлен бомбардировщик Ил-28. Полк имел на вооружении эти самолеты достаточно долго. Только в 1974 году на базе 63-го бап прошли войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24. Впоследствии самолеты этого типа сменили Ил-28 в составе полка.
Поскольку в 1987 году 4-й гвардейский и 63-й бомбардировочные авиаполки были объединены в одну воинскую часть, за вновь образованной оставили наименование 4-го гвардейского Новгородского бап. Соответствующая информация о славном боевом пути гвардейцев — новгородцев была нанесена на стелы позади самолета. Наследниками славы 4-го гв. бап стал 4-й отдельный гвардейский морской штурмовой Новгородско-Клайпедский Краснознаменный авиационный полк имени маршала авиации И.И. Борзова Морской авиации Балтийского флота, несущий службу на этом аэродроме сегодня.
Интересно, что на постаменте установлена довольно редкая модификация самолета — Ил-28РТР, предназначенного для радиотехнической разведки. Внешне от отличается от обычного бомбардировщика наличием дополнительных антенн в хвостовой части фюзеляжа м обтекателем в районе бомболюка.
По другую сторону от взлетной полосы красуется ещё один фронтовой бомбардировщик, Як-28Л.
Такая авиатехника состояла на вооружении 4-го гвардейского Новгородского бап, славного продолжателя традиций 4-го гвардейского пикирующего бап, в годы Великой Отечественной войны громившего врага на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.
Замечу, что Як-28Л с радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С «Лотос» — машина довольно редкая. Было выпущено всего 111 самолетов этой модификации. Любви особой у личного состава она не снискала, и перевооружение на Су-24 в 70-е гг. было встречено с оптимизмом.
К сожалению для любителей авиации, оба памятника находятся на охраняемой территории и доступ к ним практически невозможен.
Нивенское
А вот этот МиГ-19П может увидеть любой желающий. Расположен памятник летчикам-истребителям в н.п. Северный на территории бывшего служебного городка прославленного 689-го гвардейского истребительного Сандомирского ордена Александра Невского авиационного полка имени А.И. Покрышкина. С 1952 по 2002 гг. этот полк базировался на аэродроме Нивенское, что в 18 км от столицы региона. Ныне в городке с добротными немецкими постройками размещен центр временного содержания прибывающих в область переселенцев. А на аэродроме расположился калининградский аэроклуб ДОСААФ.
По матчасти замечу, что перехватчики МиГ-19 находились на вооружении полка два десятка лет и в 1977 г. были заменены на истребители 3-го поколения МиГ-23М.
Калининград
Еще один МиГ-19П можно увидеть около бывшего КПП Калининградского ВАТУ, некогда очень авторитетного и уважаемого в военной авиации учебного заведения. Не было воинской части в советских ВВС, где бы не служили его выпускники хотя бы одного из факультетов, а их было два. Один готовил специалистов по эксплуатации летательных аппаратов и силовых установок, другой — по эксплуатации радиотехнического и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов. Выпускников КВАТУ всегда отличала высокая профессиональная подготовка, это вам любой руководитель ИАС подтвердит.
В 2015 г. за счет меценатов и по инициативе тогдашнего председателя Горсовета Калининграда А.М. Кропоткина истребитель — памятник был отреставрирован на заводе «Кварц». При этом, вернулся он на прежнее место уже с красным «носом» (что он там делал в процессе реставрации 🙂 ?) и новым бортовым, 15 вместо 65. Но, собственно, это и не важно. Важно то, что самолет остался на месте, в то время, как почти всю территорию училища застроили многоэтажками. А, значит, осталась и память о тех, кто здесь когда-то учился.
Параллельно рядом с монументом был сооружен скромный мемориал в честь выпускников училища, погибших во время войны в Афганистане. Вечная память вам, ребята!
Ещё одним примером меценатства в области реставрации авиационных монументов стал разведчик Ил-28Р, установленный в жилом городке 15-го отдельного дальнеразведывательного Таллинского Краснознаменного ордена Ушакова 2-й степени авиационного полка ДКБФ. Относительно недавно городок был включен в городскую черту Калининграда и стал одним из его микрорайонов.
Памятник летчикам разведывательной авиации Балтийского флота начал формироваться в апреле 1968 г., когда на на этом месте установили Ил-28Р. В 1980 г. к разведчику добавили десять бюстов Героев Советского Союза. В ходе недавней реставрации самолет лишился колес шасси, но в то же время, с планера и — особенно — остекления кабин исчезли следы вандализма. Разведчик был немного смещен от дороги и поднят на ажурный постамент, территория вокруг самолета — существенно облагорожена. Добавились памятные доски авиаторам авиационных частей Балтфлота, удостоенных звания Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Также отреставрированы и расположены по-новому бюсты Героев Советского Союза.
В целом, после реставрации мемориал приобрел законченный и подобающий своему назначению вид.
А на территории аэродрома Чкаловск, сразу за КПП, установлены памятники фронтовому бомбардировщику Су-24 и истребителю Су-27. К сожалению, Су-27 запечатлеть не получилось. Надеюсь сделать это в будущем, тогда и дополню.
В завершение нашей экскурсии экспонат калининградского Музея Мирового океана — противолодочная амфибия Бе-12.
Такие самолеты базировались на гидроаэродроме Коса, бывшем немецком Нойтиф в период 1970 — 1995 гг. Начиная с 1970 г. и до расформирования в 1998 г. Бе-12 состояли на вооружении отдельной противолодочной эскадрильи авиации Балтфлота. Благодаря стараниям музейщиков амфибия находится в прекрасном техническом состоянии, что может оценить каждый, посетив Музей.
Наша экскурсия была бы неполной, не посети мы монумент, расположенный на Советском проспекте Калининграда напротив здания, в котором в прежние годы располагался штаб Морской авиации Дважды Краснознаменного Балтийского флота.
«Памятник летчикам Балтики» работы А.И. Гараниной, М.Т. Суслова и В.М. Борисова был торжественно открыт 2 ноября 1974 года. Он посвящен памяти о 682 летчиках Дважды Краснознаменного Балтийского флота, в том числе — 15 Героях Советского Союза и 14 Героях Российской Федерации, погибших в годы Великой Отечественной войны над водами Балтийского моря. Важную роль в появлении этого монумента сыграли тогдашние глава калининградского горисполкома В.В. Денисов и командующий Морской авиацией ДКБФ С.А. Гуляев. В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне монумент был отреставрирован. В настоящее время проводится реставрация памятных досок, на которых увековечены имена героев.
За рамками нашей экскурсии остались Су-24 и Ми-8 — экспонаты Музея военной техники под открытым небом в г. Советске. Постараюсь восполнить этот пробел в ближайшем будущем. Хоть это и не памятники 🙂
P.S. Эх! Собрать бы то, что есть на территории области воедино, привести их в надлежащий вид, дополнить списанной авиатехникой военного ведомства, до сих пор находящейся на аэродромах региона, отвоевать у неназванного собственника (и, похоже, не нужное ему) старое здание аэровокзала и прилегающую территорию. И создать там авиационный музей! Поверьте, авиационная история Калининградской области этого достойна!