
Центральный музей Великой Отечественной войны собрал приличную авиационную экспозицию, основу которой составляют натурные макеты самолетов тех лет. Поэтому оставлю их в стороне, не придавая им особого значения. Тем не менее, нельзя пройти мимо восстановленного дальнего бомбардировщика Ил-4, несколько десятилетий пролежавшего в тайге.
Наибольшую часть экспозиции музея составляют послевоенные самолеты, наиболее ранними из которых являются Ли-2, МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21ПФС. Поступили эти машины в музей еще до развала Советского Союза. Но начнем свой рассказ не с них, а — по алфавиту — с военно-транспортного Ан-12Б, ранее принадлежавшего заводу «Универсал» и использовавшегося для испытаний парашютных систем. Будучи в музее, я не стал его фотографировать, поскольку владею достаточно большим количеством снимков этой машины начала 1990-х.
Самолет Ан-12Б завода «Универсал». Сетка, нанесенная на кормовой части машины, предназначена для определения пространственного положения сбрасываемых грузов в момент десантирования, но на музейном экспонате ее закрасили. На фюзеляже и киле самолета отсутствовал заводской номер, а в те годы я об этом и не задумывался. Правда, некоторые источники указывают на номер 5343503.

Ка-26ЛЛ с флагом авиации ВМФ
Ли-2 (заводской № 18438101, первый самолет 381-й серии, выпущен в 1951 г.).
Стоянка самолетов, поступивших в музей перед развалом СССР. На заднем плане виден вертолет Ми-8МТ.
МиГ-17, прибывший из ДОСААФ, на временной стоянке около Кутузовского проспекта.

Фронтовой истребитель МиГ-21ПФС



Фрагменты Су-17УМ3, стоявшего ранее под навесом.


