С 25 по 30 июня 2019 г. в главном выставочном центре МО РФ — парке «Патриот» и прилегающих к нему объектах выставочной инфраструктуры проходил 5-й международный военно-технический форум «Армия-2019». Авиационная составляющая этого смотра военных достижений традиционно расположилась на аэродроме «Кубинка», относительно недалеко от парка «Патриот». Здесь же, «на родине» «Стрижей» и «Русских витязей» проходила демонстрация летной программы.
Первый раз я побывал на форуме «Армия» в 2015 г. почти случайно. Тогда «выставка армейских достижений» произвела самое благостное впечатление. Учитывая, что с тех пор прошло достаточно времени, хотелось взглянуть, насколько за эти годы окрепли наши Вооруженные Силы.
К сожалению, в этом году авиационная составляющая получилась довольно скромной (я бы даже сказал — куцей). Морская авиация на статической экспозиции была представлена лишь корабельным МиГ-29К. Отсутствовал заявленный в программе Ил-20. Также не были представлены ранее экспонировавшиеся транспортные Ан-12, Ан-26 и Ан-140, вертолетная техника морской авиации. Понятно, что все это не ново, но уж и никак не старее экспонировавшегося Ан-2. Полагаю, определенный интерес вызвали бы Ту-134УБ-Л, Ан-72, Ил-22 — машины далеко не новые, но и не набившие оскомину частым присутствием на выставках.
К тому же, серьезно подвела погода: дожди и низкая облачность во все дни, за исключением разве что открытия и закрытия. Соответственно, и летный показ ограничился этими днями. В остальное же время редкие гости аэродрома под зонтами и дождевиками обозревали выстроенную в ряд серийную технику наших ВКС. Посмотрим и мы. Тем более, что в снимках, сделанных во время дождя, есть «своя прелесть» в виде зеркального отражения на бетоне. 🙂
«Самолетную» линейку открывал серийный Ил-76МД-90 (бывший Ил-476).
МД-90, как видите, лишился кормовой пушки и стеклянной кабины командира огневых установок. Атавизм…
Рядом с ним был выставлен глубоко модернизированный самолет ДРЛО и управления А-50У.
Самолет, по данным сайта www.testpilot.ru , имеет заводской №0073476298 и выпущен в 1988 г.
Эта машина стала третьим модернизированным А-50У. Военно-воздушным силам он передан 25 марта 2014 года.
А-50У с серийным номером 58-05 носит имя известного авиаконструктора, заместителя генерального конструктора ТАНТК им. Г.М.Бериева Сергея Атаянца, внесшего значительный вклад в создание самолетов А-50 и А-50У.
Следующим экспонатом был разведывательный Ту-214ОН, выполняющий свои задачи в рамках Договора по «открытому небу».
По «Открытому небу» интенсивно работает и трудяга Ан-30, который был также представлен на смотре.
Благодаря своей «оранжерейной» носовой части самолет хорошо узнаваем.
Линейку туполевских машин продолжал дальний Ту-22М3.
«Большие» туполевские машины традиционно стояли напротив, на рулежной дорожке.
Возвращаемся к основной экспозиции.
Эта амфибия Бе-200ЧС всего неделю назад экспонировалась на парижском авиасалоне в Ле Бурже.
На внешней подвеске — средства спасения на воде в специальных контейнерах, по форме напоминающих авиабомбы.
Почему-то вспомнились сифоны для газированной воды, которые выпускал в советское время владивостокский «Дальзавод». Геометрия их корпуса в точности соответствовала головке артиллерийского снаряда, калибр не помню. 🙂
«Следующим в программе» был транспортный Ан-148-100Е.
Легкий транспортный L-410UVP E-20 в представлении не нуждается.
И уж тем более — этот свежевыкрашенный Ан-2 Воздушно-Космических Сил.
А этот самолет широкую известность пока не снискал, хотя специалистам, конечно, знаком хорошо. Австрийский легкий многоцелевой Diamond DA-42T, использующийся в ВКС как учебно-тренировочный (в том числе).
Уральский завод ГА приобрел лицензию на производство этого самолета, с 2020 года предполагается полная локализация его выпуска на Урале.
Корабельный многоцелевой МиГ-29К на форуме «Армия-2019» оказался единственным представителем морской авиации флота.
Далее нашему вниманию была представлена полная линейка фронтовой (или теперь говорят — тактической, на американский манер?) авиации ВКС РФ. Начинался ряд с самой современной модификации легендарного «Грача» — Су-25СМ3.
Штурмовики дорабатывают до стандарта СМ3 здесь же, только с другой стороны полосы, на знаменитом 121-м АРЗ.
За Су-25 следовал фронтовой истребитель МиГ-29СМТ. Участник сирийской кампании.
Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31БМ.
Надеялся, что покажут носитель гиперзвукового «Кинжала» (хотя бы с макетом), но — увы… Видимо, время еще не пришло.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2, оборудованный прицельной системой СВП-24 «Гефест». По отзывам техников, с которыми удалось побеседовать, система продемонстрировала очень высокую эффективность в ходе сирийской кампании.
Фронтовой бомбардировщик «с характером истребителя» — Су-34. Ребята рассказывали, что по итогам применения в Сирии самолеты сейчас дорабатывают.
Самый современный серийный российский истребитель Су-35С.
В этот раз ограждение было поставлено крайне неудобно — практически вплотную к самолетам. Фотографировать, чтобы в кадр не попадал забор, можно было строго в определенных ракурсах. И не всегда это вообще получалось. Зачем были созданы дополнительные сложности для съемки, остается только догадываться… Но, скорее всего, просто никто не думал об этом.
Завершал ряд многофункциональный Су-30СМ.
Обратил внимание на «разнообразие вариантов» нанесения бортовых номеров на самолетах. Полагаю, что советский отраслевой стандарт канул в Лету…
Центральную часть экспозиции на аэродроме в ходе форума «Армия-2019» заняла т.н. «площадка Хмеймим», на которой сымитированы условия базирования наших ВКС в Сирии. Планировался показ подготовки Су-24 и Су-25 к повторному вылету на боевое применение, но ненастная погода в «мой день» внесла свои коррективы.
Осталось довольствоваться фотографированием внушительного арсенала средств поражения, представленного в выкладке перед
Су-24М.
Су-24М позиционировался как «фронтовой тактический бомбардировщик». «Морская авиация Военно-Морского Флота», дубль 2…
Понятия «фронтовой» (принято у нас) и «тактический» (у «партнеров») в данном контексте — однопорядковые. Опять — любители компьютерных игр выставку оформляли? 🙂
Су-25М3 со средствами постановки помех (в том числе) на наружной подвеске.
Перед выставочным ангаром демонстрировались новейшие военно-транспортный Ми-26Т2В, «Ансат» в варианте для спецопераций и созданный корпорацией КРЭТ постановщик помех Ми-8МТПР-1.
По правому борту «Ансата» сетчатый контейнер для транспортировки грузов.
Ми-8МТПР-1 оборудован комплексом «Рычаг-АВ», не имеющим, по утверждению разработчиков, аналогов в мире. «Рычаг-АВ» способен подавлять любые радиоэлектронные средства противника в радиусе нескольких сотен км.
Платформой для нового варианта послужил Ми-8МТВ-5-1.
А в выставочном ангаре в ходе форума «Армия-2019» впервые широкой публике был представлен первый серийный транспортный вертолет Ми-38В.
Вертолет еще проходит испытания, и грузовая кабина буквально напичкана контрольно-записывающей аппаратурой и дополнительными топливными баками. Но то, что она значительно «объемнее» грузовой кабины Ми-8, заметно сразу.
Надеюсь, на МАКСе Ми-38В будет продемонстрирован и в воздухе.
С Ми-38В в ангаре соседствовал доработанный с учетом боевого применения в Сирии Ка-52 «Аллигатор».
В состав штатного вооружения вертолета включены 4 ракеты «Игла-В» класса «воздух-воздух».
И в заключении фоторепортажа — осмотр вертолетной части экспозиции ВКС. Открывал ее легкий учебный «Ансат-У».
Еще один «Аллигатор».
Ударный Ми-35М. В парке «Патриот» демонстрировался модернизированный «Росвертолом» вариант этого вертолета, вооруженный пулеметом «Корд» и способный применять НАР С-13 из блоков С-8. На Кубинке зрителям был представлен обычный серийный «Крокодил».
С ним соседствовал «старший брат» — Ми-24П. Машина заслуженная, прошедшая за свою жизнь не одну войну.
Но, конечно, больший интерес представлял «убийца «Абрамсов»» — ударный Ми-28Н.
Опять же, в ходе форума «Армия-2019» в «Патриоте» представили новейшую модификацию этого вертолета — Ми-28НМ с надвтулочной РЛС и ракетным комплексом «Хризантема». Но, поскольку в «Патриот» я не ездил, мы с вами, надеюсь, увидим его теперь только на МАКСе-2019.
Арктический вариант «восьмерки» — Ми-8АМТШ-ВА. На прошлом МАКСе демонстрировались машины с б/н 72 и 75, этот же — 78. Значит, дело идет!
Завершал «вертолетную тему» на форуме «Армия-2019» гигант Ми-26, прошедший капитальный ремонт в прошлом году в Ростове.
В целом, увиденное порадовало. Большое количество новой серийной техники в составе нашей военной авиации, конечно, впечатляет. Жаль, подкачала погода, и показать воздушный показ не получилось. Ждем МАКС!